Одним из главных героев мартовского чемпионата России по легкой атлетике стал Тимофей Житков. Он занял седьмое место в семиборье, но запомнился не результатом, а неординарной техникой прыжка с шестом. Спортсмен не переворачивается в воздухе, а пролетает над планкой ногами вперед. Видеозаписи его прыжков завирусились в интернете, принеся атлету популярность. При этом Тимофей не только спортсмен, но и выпускник МГТУ им. Баумана, а также программист высокого уровня. В интервью «Большому спорту» Тимофей Житков рассказал, как ему удается совмещать занятия одной из самых сложных спортивных дисциплин с программированием, и порассуждал о том, как можно реформировать российскую легкую атлетику, чтобы сделать ее более популярной.
Досье \ Тимофей Житков
Вы пробовали себя в других видах спорта до десятиборья?
С четырех до шести лет я занимался гимнастикой, затем – карате-¬кекусинкай, шахматами. В раннем детстве был слабым, затем стал резко расти и всех побеждать, где бы ни соревновался. Друг сказал: «Ты, конечно, быстрый, но в легкой атлетике есть ребята, которые у тебя выиграют». Вскоре после этого серьезно тренировавшаяся девочка обогнала меня на 30 метровке. И я решил записаться в секцию.
В секцию идут дети, у которых нет сильного вида, или те, у кого получается сразу все?
Скорее, туда попадают случайно, а также те, кому скучно от однообразия. Если бегать спринт или прыгать в высоту, тренировочный процесс состоит из одних и тех же упражнений. В десятиборье не так: пробуешь себя во всех видах, находишь сильные и слабые стороны. Развиваешь сильные, подтягиваешь слабые. Я попал в секцию во многом случайно, но благодарен судьбе за это: чувствую себя суперменом.
Вы окончили МГТУ им. Баумана. Не собирались становиться профессиональным спортсменом?
Философия многоборья состоит в том, что нет чего-то первостепенного и вторичного. Каждая деталь важна для создания целого. Такого же подхода придерживаюсь в жизни, стараюсь диверсифицировать. Понимал, что без хорошего образования будет тяжело в жизни после спорта, а физическая активность мне нравится сама по себе. Здорово чувствовать себя ловким и сильным. Родители отговаривали от занятий спортом, но я решил совмещать. Сейчас они скорее рады, что я их не слушал. Спорт здорово помогает в жизни: формирует характер, дает уверенность, энергию. Это касается и программирования.
В университете вам делали поблажки как спортсмену?
Разве что ставили зачет по физкультуре автоматом, потому что выступал за сборную университета. Больше никаких бонусов. Я даже не ездил на тренировочные сборы, чтобы не пропускать занятия. На старших курсах, когда общение с преподавателями стало менее формальным, можно было договориться о сдаче экзамена с другой группой из-за соревнований. Заведующим кафедрой «Детали машин» у нас был экс-рекордсмен мира в тройном прыжке Олег Ряховский. Его пример говорит о том, что спорт можно совмещать с наукой.
Нередко люди уходят из многоборья, потому что не хватает психологических сил заниматься всем сразу, сосредотачиваются на том, что получается лучше. Считаю такой выбор обманчивым: чтобы достичь результата, надо стараться. При узкой специализации придется больше заниматься этим видом. Если человек чего-то хочет, он идет и делает, разговоры об отсутствии времени и чего-то еще — отмазки
В 2015 году начался допинговый скандал, который привел к дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики. Это как-то повлияло на вашу карьеру?
Мне было обидно за атлетов топ-уровня: Сергея Шубенкова, Анжелику Сидорову, Александра Менькова… Сам же прогрессировал медленно и был далек от сборной. Для меня спорт – это в первую очередь любимое занятие, преодоление себя, прогресс, а не медали конкретных соревнований. Результаты – приятный довесок, показатель того, что все делаешь правильно.
Легкая атлетика для вас – источник дохода или трат?
В финансовом плане скорее трат, но небольших. Когда был студентом, волновался, выплатят ли мне суточные за поездку на чемпионат России. Сейчас вопрос так не стоит. Делаю то, что нравится, получаю удовольствие. Думаю, спорт помогает и в работе. Так что, если говорить не только о финансах, дохода больше, чем трат.
На соревнования вы ездите со сборной Москвы, подстраиваясь под предложенные условия, или сами разрабатываете логистику?
Зачем экономить условные 20 тыс. рублей, соглашаясь на некомфортные варианты? Проще потратить свои деньги и без ущерба работе и соревнованиям составить комфортный для себя график. Могу приехать на место старта за неделю, чтобы акклиматизироваться, или, наоборот, прибыть в день соревнований.
Сколько раз в неделю и как именно вы тренируетесь?
Во внесоревновательный период тренируюсь девять-десять раз в неделю. Почти каждый – день на стадионе и несколько дней в неделю силовой тренинг – в зале. В начале цикла делаю больше «штанги», набираю объем, ближе к старту – техническая работа. У меня три тренера. Один планирует нагрузку, второй – по технической части, метаниям, третий – по шесту. Это технически сложный травмоопасный вид, нужно быть аккуратным.
Ваш фирменный стиль прыжка появился с подачи тренера?
Тренер негодует, когда я так делаю! Требует переворачиваться в воздухе, прыгать традиционным способом. Порой чувствую, что перевернуться не успеваю, и прыгаю как получается. Результат есть, а это главное. К тому же выглядит зрелищно, люди устали от классической техники. Нужно брать большие высоты, тогда резонанс станет еще сильнее.
Заранее решаете, каким способом будете прыгать?
В процессе. На улице прыгать сложнее, вмешиваются погодные условия: ветер, дождь. Иногда я в дождь отказываюсь прыгать из опасения получить травму: лучше пропустить один старт, чем весь сезон.
Бег на 100 метров — одна из сильных дисциплин Тимофея Житкова
Вы говорили, что не планировали стартовать на зимнем чемпионате России 2025 года…
Неудачно выступил на чемпионате Москвы, не отобрался в команду. Буквально за несколько дней до старта спросил у товарища, тоже программиста-десятиборца, о том, готов ли он. В ответ услышал тот же вопрос и узнал, что заявлен. Специально к турниру не подводился, но выступил хорошо. Установил несколько личных рекордов в отдельных видах. Как говорит наш тренер, «рекорды не выбегиваются, они вылеживаются».
Вы упомянули, что ваш друг тоже программист. Быть спортсменом-десятиборцем сейчас в России непросто в финансовом плане?
Это вопрос желания. В финансовом плане это незатратно, но требует времени и сил. Нередко люди уходят из многоборья, потому что не хватает психологических сил заниматься всем сразу, сосредотачиваются на том, что получается лучше. Считаю такой выбор обманчивым: чтобы достичь результата, надо стараться. При узкой специализации придется больше заниматься этим видом. Если человек чего-то хочет, он идет и делает, разговоры об отсутствии времени и чего-то еще – отмазки.
На зимнем чемпионате России только выступавший вне конкурса белорус Максим Андралойть набрал больше 6 тыс. баллов. Российское семиборье в кризисе?
Степан Кекин мог достичь такого показателя, но был дисквалифицирован в беге на 60 метров с барьерами. Александр Комаров был близок – не хватило 150 очков. Многоборье – это своего рода путешествие. За два дня может произойти все что угодно: травма, болезнь… В целом у нас в стране с многоборьем все в порядке.
Вы смотрите соревнования как болельщик?
Как человеку из этой сферы мне интересно. Но, конечно, предпочту выступать, а не смотреть: это приносит больше эмоций. Со стороны кажется, что многоборье растянуто, результаты хуже, чем у чистых специалистов в видах. Считаю, что интерес к легкой атлетике в целом в России невысок из-за плохого маркетинга. У нас любят футбол, который понятен всем, и бои, где эксплуатируется жестокость. Но не понимают, зачем прыгать на 6 метров с шестом или 8 метров в длину. Легкую атлетику неспроста называют «королевой спорта»: именно в ней самые высокие скорость, которую может развить человек, выносливость, взрывная сила. Люди просто не понимают, насколько физически развиты легкоатлеты. Простой пример. Я делаю становую тягу с весом 270 кг. Когда прихожу в зал и выполняю десять подходов с весом 200 кг, большие накачанные ребята впадают в ступор. Спрашивают, занимаюсь ли тяжелой атлетикой. Когда говорю, что легкой, они теряют дар речи. Спорт – это шоу, эмоции для зрителя, и это надо показать. Например, при прыжке в высоту усилие на одну ногу может достигать тонны. Для толкателей ядра жим лежа с весом 200 кг – разминка. Легкая атлетика – качественный продукт, его надо хорошо продать, найти целевую аудиторию.
Есть круги Эйлера — диаграмма множеств и их пересечения: круг занятий, которые человеку нравятся, и тех, что приносят деньги. Надо найти область, где эти круги пересекаются. Если будем делать то, что нравится, мир станет намного лучше, а люди — счастливее
Если назначить вас директором ВФЛА по маркетингу, что поменяете?
В трансляциях прямо на инфографике демонстрировал бы характеристики атлетов. Спорт проявляет способности, которыми восхищаются, надо акцентировать на этом внимание. И больше рассказывать людям о мероприятиях. В Москве на чемпионате мира 2013 года было минимум рекламы, люди не знали о событии такого масштаба. В некоторых российских регионах, в той же Чувашии, люди бегут на стадион, чтобы увидеть соревнования. Сложно сказать, происходит это от недостатка развлечений или такова культура боления. Но факт, что подобное происходит. Понимаю, что на это сложно влиять, но порекомендовал бы спортсменам быть более яркими. Как Аксана Гатаулина, которая выходит в сектор для прыжков с шестом накрашенной, или Илья Иванюк, устраивающий шоу. Нужен перформанс, и аудитория заинтересуется.
Выходя на старт, вы стараетесь просто получить удовольствие или ставите перед собой задачу в виде результата: занятого места или суммы очков?
Мотивация комплексная. Когда улучшаешь личный рекорд, понимаешь, что движешься в правильном направлении. Тренеры тоже получают положительные эмоции и бонусы. Кайф от процесса тоже важен. Твои выступления транслируют по телевидению, за ними следят, комментируют. Люди хотят быть счастливыми, а я люблю то, чем занимаюсь.
В МГТУ им. Баумана вы специализировались на робототехнике. Для перехода в программирование пришлось переучиваться, оканчивать курсы?
Проведу аналогию со спортом. Если физически развит, силен, вероятность успеха в большинстве видов велика. В противном случае придется много времени тратить на обретение нужных физических кондиций. Так и здесь. Бауманка подготовила мозги, после такого вуза программирование – легкая штука. Еще будучи студентом, я, даже не учась на курсах, почитал специализированные статьи, потренировался – и устроился разработчиком. Изначально хотел быть инженером, но сходил на два собеседования и понял, что не стану этим заниматься: работа от звонка до звонка, небольшая зарплата и коллектив людей в возрасте за 50 лет с интересами, значительно отличающимися от моих. Моему тренеру Светлане Капелюшне 80 лет, но это молодой душой человек, с ней можно пошутить, о многом побеседовать. Потенциальные коллеги-инженеры не такие. Поэтому я решил искать что-то другое. Программирование привлекает удаленкой и зарплатой, но сначала я считал, что это не мое. Со временем изменил свое мнение, заинтересовался. Негативные моменты есть, но в целом все супер: это творческая профессия с хорошей оплатой и возможностями роста. В течение четырех лет я преподавал на курсах, помогал людям менять свою жизнь.
В течение нескольких лет Тимофей преподавал на курсах IT
Для того чтобы стать разработчиком, нужен определенный склад ума?
Главное – найти мотивацию: когда она есть – свернешь горы. Если идешь ради денег, а интереса нет – ничего не получится.
Искусственный интеллект может заместить джунов или даже мидлов в программировании?
Не скажу, что подобного точно не произойдет. Возможно, начинающим специалистам станет тяжелее, но в целом машина не сможет заместить человека. Даже если все компоненты готовы, нужно их соединить, учитывая множество условий, в том числе непросчитываемых, о которых узнаешь в реальном общении. Машина на подобное не способна, по крайней мере до тех пор, пока не вышла в реальный мир. Считаю ИИ помощником, который ускоряет работу. Раньше мы гуглили, сейчас ищем ответ таким образом. Поэтому в замену мидлов искусственным интеллектом я не верю.
К какой области советуете присмотреться желающим «войти в IT»?
Я бы предложил побольше узнать о функционале той или иной специализации, чтобы понять, насколько это интересно. Фронтенд – клиентская сторона сайта или приложения, бэкенд – разработка серверной логики, тестирование, или вообще общаться с бизнесом и переводить его запросы на технический язык. Лично я бы сделал выбор в пользу курсов веб-разработки – это фронтенд и бэкенд вместе, потом можно сделать выбор или стать фулстек-разработчиком.
Есть круги Эйлера – диаграмма множеств и их пересечения: круг занятий, которые человеку нравятся, и тех, что приносят деньги. Надо найти область, где эти круги пересекаются. Если будем делать то, что нравится, мир станет намного лучше, а люди – счастливее.
У вашей жизни есть большие круги, кроме спорта и IT?
Круг личных интересов. Например, хожу в разговорные клубы, практикую английский язык. Занимаюсь латиноамериканскими танцами. Но большая часть моей жизни проходит на стадионе или за компьютером.
Карьера спортсмена скоротечна. Можете представить, что будете совмещать IT c работой тренера?
С одной стороны, это интересно. С другой – боюсь так далеко заглядывать. Надеюсь, удастся построить собственную IT-компанию, обладать значительными ресурсами и свободным временем. Светлана Капелюшне энергична, потому что всю жизнь общается с молодежью, обменивается энергией. Как говорится, mind over matter – разум сильнее материи, душевное состояние переходит в физическое. Сейчас многие инициативы в мире спорта сталкиваются с финансовыми проблемами. Если ты материально независимый тренер, способный вывезти спортсменов на сборы, качественно организовать подготовку, можно претендовать на высокий результат.