Тим Харрис – о Tour de France, китайских спонсорах и повышении финансовой привлекательности гонок

Большой спорт №9 (125)
Текст: Дмитрий Маслов Фото: Skoda
105-я по счету велогонка Tour de France завершилась победой Герейнта Томаса. Воочию понаблюдав за 19-м этапом многодневки, на котором 32-летний британец фактически гарантировал себе итоговый успех, корреспондент «Большого спорта» был приятно удивлен большим количеством болельщиков даже на труднодоступных горных участках. Мы обсудили гонку, ее коммерческую составляющую и общую ситуацию в современном велоспорте с двукратным чемпионом Великобритании Тимом Харрисом, на базе у которого не раз тренировался новоявленный победитель Tour de France.

Досье / Тим Харрис

- Родился 20 декабря 1962 года
- Соревновался на профессиональном уровне с 1984 по 1997 год

- Двукратный чемпион Великобритании
- Выиграл 4 гонки на профессиональном уровне

Мой собеседник закончил карьеру гонщика более 20 лет назад, однако со спортом не порвал. Переехав в Бельгию, Тим организовал велоакадемию в пригороде Антверпена. Готовиться к сезону туда приезжают как именитые спортсмены, так и те, кто только надеется заключить профессиональный контракт. Брэдли Уиггинс, Крис Фрум, Райдер Хешедаль, Герейнт Томас – все они были гостями Харриса. В общей сложности более 100 профессиональных гонщиков. Когда Тим в Лурде идет по стартовому городку перед началом этапа, с ним здороваются едва ли не все встретившиеся спортсмены. «Мне нравится эта атмосфера», – признается британец, приезжающий на каждый Tour de France. Причем не в качестве туриста. В течение нескольких лет он возит по трассе VIP-гостей компании Skoda – официального партнера многодневки. Этап, на который мы приехали, завершился победой словенца Приможа Роглича. Вторым финишировал Герейнт Томас, фактически обеспечивший себе победу в общем зачете. «Я очень доволен.  Хорошо знаю этого парня и считаю, что он по праву носит желтую майку лидера», – признается Харрис, начиная нашу беседу.

Tour de France нынешнего года называют простым из-за небольшого количества горных этапов. В таких условиях у Sky есть преимущество?
Не соглашусь с этим утверждением. Многие спринтеры не смогли завершить многодневку именно из-за сложных горных этапов. А Sky – просто лучшая команда, их бюджет – 32 млн евро – является самым большим, а подбор гонщиков – сильнейшим. Герейнт Томас – двукратный олимпийский чемпион, но его победа в общем зачете Tour de France – все равно пик карьеры, поскольку эта многодневка – самая престижная в велоспорте. Я неплохо знаком с ним, в течение нескольких лет Томас работал на Криса Фрума, но в этом году сам стал королем. Не назову эту победу неожиданной: несколько лет назад Герейнт финишировал четвертым. Такого результата нельзя достичь случайно, он показывает высочайший уровень гонщика.

Раньше Томас соревновался на треке. Это помогло добиться успеха в Tour de France или только отсрочило его?
Считаю, помогло. Брэдли Уиггинс тоже был трековиком. Тренировки для кольцевых гонок являются преимуществом для шоссейников.

Эра Криса Фрума завершена?
Нет, конечно. На Tour de France у него было два плохих этапа в горах, не позволивших бороться за победу. К тому же явно негативно сказалась история с обвинениями в применении допинга. В то же время Фрум выиграл вторую по популярности многодневку – Giro d’Italia, так что он по-прежнему в топе.

Кто будет фаворитом Tour de France года через три?
Ставлю на колумбийца Эгана Берналя из Sky, это феноменальный гонщик, которому лишь 21 год. Еще отмечу словенца Приможа Роглича, он станет звездой.

Найро Кинтана?
Думаю, пик его карьеры уже прошел.

Вы приезжаете на Tour de France каждый год. Вам нравится, как эволюционирует многодневка?
Это очень многоаспектный вопрос. Каждый год на гонку собираются сотни тысяч болельщиков, однако организаторам не удается монетизировать их интерес. В футболе зрители платят за билеты, к тому же есть пул зарубежных спонсоров. Чемпионат мира по футболу в России стал коммерчески успешным для FIFA во многом за счет спонсоров из Китая – 9 из 18 компаний представляли эту страну. На Tour de France только один зарубежный спонсор – Škoda. Так что это многодневка по большому счету остается прежде всего французским событием. Велоспорту надо стать более международным, для того чтобы выйти на качественно новый финансовый уровень.

В свое время я много соревновался с советскими велогонщиками, которых считал сильнейшими в мире. Сергей Сухорученков был великим спортсменом, но он не мог стартовать в Tour de France по политическим причинам. Сейчас такие возможности есть, и я считаю, что в вашей стране можно организовать серьезную многодневку.

Как вы оцениваете азиатский рынок?
Я организовывал гонки в Малайзии и на Филиппинах. Там любят велоспорт, однако тоже не знают, как заработать на нем большие деньги. Возможно, крупные спонсоры придут после того, как гонщик из Азии выиграет Tour de France. Олег Тиньков – очень умный человек, любит велоспорт, но ему надоело вкладывать по €50 млн в год в команду без существенной отдачи. Мы имеем замкнутый круг: чтобы развить велоспорт, привлечь деньги, нужны серьезные победы, а вырастить чемпиона без вложений почти нереально.

Возможно, стоит продавать билеты?
На круговые гонки в Бельгии и Голландии их продают, примерно по €15. Еще есть доходы от телевидения, но организация, которая проводит Tour de France, не делится ими с командами. В этом я вижу серьезную проблему, которая не позволит велоспорту встать на один уровень с футболом или «Формулой‑1». Продажа атрибутики не выход, она не приносит существенного дохода.

Вы переехали в Бельгию и стали гражданином этой страны. Как скажется Brexit на английском велоспорте?
Уверен, что это катастрофа для Великобритании: ее финансовое положение ухудшится, а международное влияние уменьшится. Сейчас жители страны могут спокойно въезжать в Евросоюз, где им разрешено беспрепятственно жить. Такой возможностью пользуются многие молодые гонщики. Считаю, что в будущем с этим могут возникнуть сложности, возможно даже введение виз. Это не пойдет на пользу британскому велоспорту.

Фрумм и Томас уже перешагнули 30-летний рубеж. Есть ли в стране потенциальные звезды?
В первую очередь это Саймон Йейтс, который был близок к победе в Giro d’Italia в нынешнем году. Многого жду и от его брата-близнеца Адама. Есть перспективные 20–21-летние ребята, однако в данном случае воздержусь от прогнозов: порой те, кто резко начал, сдают, а некоторые, наоборот, поздно раскрываются.

Не раз доводилось читать, что британская школа велоспорта – лучшая в мире…
Наш вид очень хорошо финансируется в стране за счет государства, имеется качественная инфраструктура. Зимой спортсмены тренируются на треке, летом – на шоссе. Томас, Кавендиш, Уиггинс – все они продукт этой системы. Все организовано весьма разумно. Гонщики получают возможность прогрессировать, но многое зависит от них, важны личностные качества.

Что скажете о бельгийском велоспорте?
На сегодняшний день в стране нет большого количества спортсменов, способных выступать на Tour de France. У них лучше получаются однодневные гонки. На чемпионате Европы среди юниоров нынешнего года 18-летний Ремко Ивенпул стал победителем в шоссейной гонке на 118 км, выиграв у занявшего второе место почти 10 минут. Это феноменальный результат. Возможно, через три-четыре года парень будет побеждать на Tour de France.

Вы завершили карьеру гонщика в 1997 году. Как с тех пор изменились шоссейные велосипеды?
Коренным образом. 20 лет назад они делались в Европе из стали, преимущественно мастерами-одиночками. Сейчас материалом для рамы служит карбон, а изготавливается она в Китае или на Тайване. Все крупные велосипедные бренды производят свою продукцию в Азии, даже техника для профессионалов изготавливается там.

А что со скоростью? Она существенно возросла?
Я бы так не сказал. Современный велосипед выглядит более быстрым, но техника, как и раньше, не дает существенного преимущества: у всех она примерно одинакова. По-прежнему гонщик должен крутить педали, и именно человеческий фактор является решающим.

Зачем участникам Tour de France четыре вида велосипедов?
Я считаю, что дело главным образом в маркетинге. На самом деле достаточно двух: один – для групповых гонок, второй – для тех, что с раздельным стартом. Это очень специфическая дисциплина, прежде всего потому, что нужно держать руки в другом положении. В такой гонке очень важны аэродинамические характеристики. Еще существуют специальные велосипеды для горных участков и для дорог с не самым качественным покрытием. Они лишь немногим отличаются от стандартных, и их производство лично я считаю маркетинговой уловкой. На Tour de France большинство команд используют два типа велосипедов, по три и четыре лишь у немногих. Я уверен, что дело не в технике, – в нынешнем году Питер Саган на велосипеде любой команды-участницы получит зеленую майку победителя по очкам, а Герейнт Томас выиграет общий зачет. Популярность велоспорта высока во многом за счет того, что результат дает именно гонщик, человеческий фактор первичен. В то же время люди хотят ассоциироваться с успехом, поэтому у бренда, на котором выступает чемпион, растут продажи.

Какой велосипед посоветуете приобрести лично вы?
В первую очередь я предложу найти хороший магазин, в котором работают компетентные люди. Они помогут подобрать именно то, что вам необходимо. У меня Pinarello, не самая последняя модель. Она дешевле, но по техническим характеристикам не уступает. Если не гнаться за модой, хороший велосипед можно купить за вполне разумные деньги. О России не скажу, но в Бельгии за €1200 можно приобрести неплохой шоссейник для покатушек в выходные.

Что скажете о навесном оборудовании?
Самый высокий уровень – это электрическое оборудование, оно достаточно сложное в настройке. Если у вас нет личного механика и вы не профессиональный гонщик, вам такое точно не надо. У ведущих производителей – Shimano и SRAM – нет некачественного обвесного оборудования. Поэтому можно смело приобретать продукцию среднего ценового сегмента.

Партнеры журнала: