Пришел. Увидел. Проиграл

Большой спорт №1-2 (22) зима 2008
Татевик Айвазян
Он – настоящая звезда, знаменитый участник Олимпиады в Калгари, национальный герой Британии и популярный персонаж таблоидов.

Он – настоящая звезда, знаменитый участник Олимпиады в Калгари, национальный герой Британии и популярный персонаж таблоидов. Его песня на финском языке стала хитом; книга, изданная в Англии, имела фантастический успех, а Голливуд мечтает снять о нем фильм. Однако первое слово, которое приходит в голову, когда думаешь о Майкле Эдвардсе по прозвищу Эдди Орел, – неудачник. И, пожалуй, это самый успешный неудачник в истории мирового спорта.

На пути к заветной мечте Майкла Эдвардса – олимпийскому золоту – стояло лишь одно препятствие: он практически не умел прыгать на лыжах с трамплина. Эдди Орел занял «почетное» последнее место на Олимпийских играх в Калгари 1988 года. Майкл был не только абсолютно не подготовлен к столь сложным соревнованиям, но и не имел должной экипировки и спонсорской поддержки. Очки с огромными линзами и редкие усики еще больше подчеркивали его комический образ горе-лыжника. Журналисты назвали его «мистер Магу» – в честь подслеповатого героя мультфильма, который часто попадает в неловкие ситуации.
Но чудаковатый штукатур из Челтенхэма не унывал и охотно рассказывал журналистам всех крупнейших мировых СМИ трогательную историю своей жизни, уверяя, что научиться прыгать на лыжах с трамплина он мечтал еще с детства, однако не имел такой возможности – в Великобритании этот вид спорта почти отсутствует. Но Эдди был упрям и настырен. Он начал упорно тренироваться без какого-либо снаряжения и даже снега, прыгая с двухэтажных автобусов. И вот однажды решил, что готов для настоящей спортивной битвы и обратил свой взор на грядущую Олимпиаду в Калгари.

Правило Эдди Орла

Перед Олимпийскими играми он принял участие лишь в одном ответственном соревновании – мировом чемпионате мира по прыжкам на лыжах с трамплина, где занял последнее место. Но это не поколебало уверенности Эдвардса: год спустя, без спонсоров, без подготовки и с весом, на 10 килограммов превышающим вес среднестатистического лыжника, он упаковал чемоданы и отправился в канадский Калгари.

«За два года до Олимпийских игр я понял, что мне удастся принять в них участие, потому что я был единственным желающим от Великобритании, и я начал тренироваться. Получил массу ценных советов от австрийских и французских тренеров, но так как я сам не говорю ни по-французски, ни по-немецки, то большинство из них попросту не понял и позабыл», – рассказывает свою олимпийскую историю Эдвардс.

Само прибытие Эдди в Калгари уже носило трагикомический характер: его сумки лопнули на багажной ленте в аэропорту, а сам он ухитрился врезаться в стеклянную дверь, не заметив ее.

Но подобное начало не остановило его. Майкл Эдвардс все-таки вышел на старт. Там-то и началось самое интересное: помимо всего прочего, непреодолимым препятствием на пути к олимпийскому триумфу стала сильная близорукость. Очки с огромными линзами, без которых Эдди не мог обойтись, постоянно запотевали на морозе, поэтому видимость во время прыжков была минимальной. Просматривая видеозапись его выступления от 1988 года, трудно поверить, что речь идет о серьезном первоклассном международном соревновании. Эдди едва держался на лыжах, а в полете походил на эквилибриста, судорожно размахивающего руками и ногами, дабы сохранить равновесие. Каждый раз, когда британец приземлялся и не падал, зрители бурно аплодировали.

В результате он не завоевал медалей и не удостоился почестей, но стал знаменит. Несмотря на его непрофессионализм, недостаточную подготовку и нестандартное выступление, некоторые журналисты и даже спортсмены выступили в защиту горе-лыжника, усмотрев в поступке Эдди проявление истинного духа олимпизма с его принципом участия, а не победы.

Однако Международный олимпийский комитет не был согласен с такой оценкой и подверг поведение Эдди жесточайшей критике. Более того, чтобы лишить челтенхэмского штукатура возможности вновь принять участие в Играх, в 1990 году МОК принял так называемое «правило Эдди Орла», гласящее, что любой спортсмен, желающий выступить на Олимпиаде, должен сначала занять место в полуфинале международного соревнования (что естественно, может сделать только при соответствующем уровне подготовки). Для Эдди это фактически означало полный запрет на участие в Играх.

Жизнь после Игр

Эдди не собирался сдаваться и перепробовал массу способов вернуться на олимпийский старт сначала в Альбертвиле, затем в Лиллехаммере. Ни одна из его попыток не увенчалась успехом, хотя ему все же удалось заручиться финансовой поддержкой небольшой авиакомпании Eagle Airlines, согласившейся помочь ему принять участие в Играх в Нагано. Но МОК был категоричен, и в итоге Эдвардс все же был вынужден смириться с неизбежным окончанием своей спортивной карьеры.
Мировые средства массовой информации по-разному отреагировали на его поведение: кто-то откровенно потешался над горе-лыжником, называя его то лыжным десантником, то клоуном, а кто-то – в частности британские СМИ – отдали должное его настойчивости и преданности спорту. Эдди давал интервью, читал лекции и даже написал книгу о своих спортивных подвигах. Говорят, что уже за первую неделю после своего выступления в Калгари он заработал около 135 тысяч долларов, а к концу 1992 года эта сумма выросла до 620 тысяч долларов.
Поняв, что о большом спортивном будущем придется позабыть, Эдди получил диплом юриста, некоторое время был спортивным агентом, но недавно решил вернуться к истокам и вновь стал работать штукатуром в родной деревушке Челтенхэм. Он все еще выступает с проникновенными лекциями, ему нравится находиться в центре внимания прессы, и его уверенности в себе можно лишь позавидовать. Единственное, что изменилось в его облике, – это фирменные очки, которые исчезли после лазерной коррекции зрения.

Несколько месяцев назад один из голливудских продюсеров обнародовал планы о съемках фильма, посвященного единственному британскому лыжнику-прыгуну с трамплина. На главную роль был утвержден Стив Куган, актер и продюсер, звезда фильмов «Надзиратель», «Вокруг света за 80 дней» и комедийного сериала «Я – Алан Партридж».

Что ж, Эдди не произвел впечатления на олимпийских судей, но завоевал сердца простых людей. «Когда я прочитал сценарий, то нашел его не только смешным, но и удивительно трогательным. Чудаковатый и неловкий очкарик-зануда, обладающий железной силой воли. Именно это привлекло меня в этой роли», – поделился своими впечатлениями о будущем фильме Стив Куган.

Правда, Эдди с присущей ему непоколебимой верой в самого себя не очень-то рад такому выбору на главную роль. В одном из своих недавних интервью он без стеснения признался, что предпочел бы видеть в главной роли посвященного ему фильма как минимум Брэда Питта или Тома Круза. Стив Куган кажется ему не слишком подходящей персоной прежде всего потому, что, по словам Эдвардса, сам он намного более знаменит, чем звезда «Надзирателя».