Новая эра Volvo Ocean Race

Большой спорт №9(65)
Евгения Бакунова
Кругосветная регата Volvo Ocean Race 2011/2012 вошла в историю как одна из самых конкурентных и непредсказуемых. К следующей гонке, которая состоится в 2014 году, организаторы подготовились особенно.

Кругосветная регата Volvo Ocean Race 2011/2012 вошла в историю как одна из самых конкурентных и непредсказуемых. К следующей гонке, которая состоится в 2014 году, организаторы подготовились особенно. Переход на яхты-монотипы и, таким образом, исключение из соревнования «технического» фактора сделают это захватывающее и уникальное по мировому охвату состязание более доступным и демократичным.

Большие регаты похожи на Олимпийские игры: они проводятся редко, и каждый профессиональный яхтсмен-гонщик стремится подойти к этому событию в своей лучшей физической и психологической форме. Интерес к таким многомесячным парусным состязаниям, как Volvo Ocean Race, растет в мире с каждым годом, новые медиатехнологии позволяют следить буквально за каждым движением членов команд, наблюдать за перемещением флота и гоняться с лидерами в виртуальной компьютерной гонке. Организаторы позаботились о том, чтобы максимально приблизить регату к зрителю, создать ощущение присутствия на борту и прочувствовать все «прелести» экстремального марафона. Благодаря всему этому Volvo Ocean Race остается одним из самых зрелищных и популярных парусных состязаний в мире.

Мачты, не готовые к нагрузкам

Каждая Volvo Ocean Race по-своему уникальна. Ее маршрут раз от раза меняется, но от этого командная кругосветка не становится легче. Более того, для яхтсменов она в любом случае остается одной из самых опасных и выматывающих. «Не вывернешься на­изнанку – не получишь ничего», – так коротко характеризует ее шкипер PUMA Ocean Racing Кен Рид, который в прошлой регате лишился пальца.

«Гонка и погодные условия, как всегда, были очень сложными, – рассказывает шкипер Abu Dhabi Ocean Racing Йен Уокер. – В этот раз у нас не было угнетающе длинных этапов, как в прошлый (в Volvo 2008/2009 самый продолжительный переход от Циндао до Рио-де-Жанейро составил более 13 тысяч миль. – Прим. БС), но, с другой стороны, у нас не было длинных этапов вниз по ветру. То есть где-то маршрут облегчился, а где-то усложнился. Кроме того, во время остановок мы практически не имели времени на отдых – два-три дня, не больше».

Впервые в 39-летней истории Volvo Ocean Race за два коротких этапа до финиша четыре команды из шести имели все шансы на победу. Напряжение в гонке было настолько велико, что крепкие и всепогодные по определению яхты не выдерживали нагрузок: ломались корпуса, мачты, шверты и рули.

Проблема с матчастью действительно оказалась на этот раз весьма острой. Уже то, что на самом первом этапе (Аликанте – Кейптаун) три лодки из шести получили подобные повреждения и не смогли завершить дистанцию самостоятельно, вызвало большой резонанс в яхтенных кругах. Зазвучали мнения о глобальном застое идей и кризисе технологий.

«Лодки в Volvo Ocean Race ломались всегда, – говорит управляющий регаты Кнут Фростад. – Сейчас это происходит отчасти потому, что конкурентные способности команд очень близки. Но в прошлой гонке мачты не ломались, а правило класса в этой части не менялось. По всей видимости, проблему надо искать в новых технологиях и сокращении веса, которые приводят к тому, что мачты не выдерживают нагрузок кругосветки. Эту проб­лему можно решить. Что касается поломок корпусов, то, на мой взгляд, такое нормально, так как Volvo Ocean Race – гонка с полной отдачей, в том числе по технической части. Но мы намерены искать новые пути для того, чтобы не только сократить бюджет, но и увеличить безопасность лодок».

«Да, мы сломали мачту, и, скорее всего, это был производственный дефект, – рассказывает шкипер Abu Dhabi Ocean Racing Йен Уокер. – Мне кажется, проблема в том, что мы выжимаем из лодок все и даже больше. Используем их по полной, так что никакие резервы безопасности не срабатывают. Сегодня главная задача – выжать из лодки максимум ее возможностей, но все же не заступить за него. Как видим, это получается далеко не у всех команд».

Везучие французы

Volvo Ocean Race 2011/2012 стартовала при явном лидерстве Team Telefónica, опытной испанской команды под руководством олимпийского чемпиона Икера Мартинеса. Испан­цы начали гонку в ошеломляющем рывке, вы­играв три первых этапа, – такое в истории Volvo Ocean Race случилось впервые. Однако после Китая удача отвернулась от Telefónica, которая медленно, но верно начала терять преимущество. В то же время соперники наращивали скорость. Заметно прибавила и французская Groupama, как бы встрепенувшись после вялых первых переходов. Именно она победила в четвертом этапе. Как потом скажет Франк Камма, «первые недели мы учились, делали ошибки, старались уловить суть гонки, понять, как нужно действовать, а потом все стало получаться гораздо лучше».

Пятый этап до бразильского Итажая выиграла Puma, Telefónica пришла второй и после этого уже никогда не поднималась выше четвертого места. И когда на одном из последних переходов (это было на пути из Лиссабона в Лориен) у Telefónica вдруг открылось второе дыхание и она неслась впереди флота, случилось то, что потом назовут платой за неудержимость: лодка потеряла один из рулей. В штормовом море экипажу удалось заменить перо руля, не утратив при этом лидерства. Однако чуть позже, всего в 300 милях от финишной линии в Лориене, на гигантской волне при ударе о воду Telefónica повредила другое перо руля – последние шансы на победу в этапе и гонке были утрачены. «Такое невезение впервые в моей жизни», – сказал шкипер Telefónica Икер Мартинес после случившегося. Конкурировать с соперниками, у которых не было технических проблем, испанцы оказались уже не в состоянии.

На этом этапе вновь победила Groupama, которая так же уверенно выиграла портовую гонку в Лориене. С этого момента все заговорили о неотвратимости победы французов – теперь только форс-мажор мог помешать Groupama и Франку Камма заполучить вожделенный трофей. «Для нас это очень желанная победа и в то же время некоторый сюрприз, – сказал он после победного финиша. – Ведь в начале гонки мы были аутсайдерами».

Ставка на человеческий фактор

О своем желании стать портом-остановкой в следующей Volvo Ocean Race уже сообщили около ста городов, подав соответствующие заявки. Как и две предыдущие, регата 2014/2015 возьмет старт из испанского Аликанте, где теперь располагается штаб-квартира кругосветки. По словам Кнута Фростада, этапов в ней, скорее всего, будет столько же, а вот количество лодок, как ожидается, увеличится до 8–10. Ну а главным новшеством станет то, что командам придется соревноваться на яхтах-монотипах. Таким образом, «конструкторская» составляющая перестанет играть в кругосветке какую-либо роль, и на первое место вновь выйдут мастерство и опыт яхтсменов.

Единообразная лодка Volvo Ocean Race 2014/2015 разрабатывается архитектурным бюро Farr Yacht Design и будет построена консорциумом лидирующих в этом секторе яхтостроения верфей Британии, Франции, Италии и Швейцарии. Работы по созданию новой яхты начались, и первый экземпляр увидит свет уже летом будущего года. Лодка нового класса Volvo окажется на 5 футов (1,5 метра) короче, но ничуть не потеряет в скоростных характеристиках. «Переход на яхты-монотипы ознаменует новую эру Volvo Ocean Race, – комментирует события Кнут Фростад. – Этот шаг позволит поднять гонку на еще более высокий соревновательный уровень».

Кроме того, по мнению Фростада, новый подход существенно снизит финансовую планку для будущих участников гонки – создать конкурентоспособную команду, по его словам, можно будет с бюджетом менее 15 миллионов евро, а «готовая к плаванию» лодка, по предварительным оценкам, обойдется примерно в 4,5 миллиона евро.

Еще одно возможное нововведение: в следующей Volvo Ocean Race впервые со времен гонки 2001/2002 планируется участие «чисто женской» команды. Ее спонсором станет шведская компания SCA, выпускающая бумажную продукцию и предметы гигиены. По правилам кругосветки в женском коллективе будет на два члена экипажа больше.

Пока не известно, вернется ли в знаменитую кругосветку Россия. В минувшей регате россиян, к сожалению, не было. Вместе с тем опыт и знания, полученные отечественными яхтсменами три года назад (команда, созданная Олегом Жеребцовым, участвовала в первых трех этапах Volvo Ocean Race 2008/2009), конечно же, не окажутся бесполезными для будущих проектов. А планы на участие российской лодки в одной из следующих гонок Volvo Ocean Race, по слухам, есть, и весьма реальные. Сокращение бюджетов и переход на яхты-монотипы – еще один аргумент в пользу возможного участия России в Volvo Ocean Race 2014/2015.


Харизматик и перфекционист

Благодаря своим рекордам Франк Камма уже давно занял прочное место в мировой истории парусного спорта. Volvo Ocean Race – очередной и, мы уверены, далеко не последний трофей в его карьере. Потому что для этого яхтсмена нет ничего невозможного. Как, например, взять и победить в одной из самых сложных гонок с первого раза. На счету знаменитого француза не один скоростной рекорд, в том числе Jules Verne Trophy (рекорд кругосветного плавания без остановок), победы в престижных регатах Transat Jacques Vabre и Route du Rhum.

Не возникает вопросов, почему именно Камма стал шкипером французской команды, которая не выступала в Volvo Ocean Race со времен Эрика Табарли (он гонялся в регате 1993/1994, и тогда кругосветка еще именовалась Whitbread Round the World Race). Как многие сверстники, Камма начал свой путь в парусном спорте в 10-летнем возрасте в классе «Оптимист». Он хорошо учился в школе, увлекался математикой, а также окончил музыкальную академию по классу фортепиано. Однако море влекло его все сильнее. И после победы в 1997 году в одиночной 1600-мильной Figaro du Solitaire, в которой он опередил многих именитых яхтсменов, Камма окончательно определился относительно своего будущего. Уже через год он получил контракт с французской страховой группой Groupama, и до сих пор этот спонсорский союз считается одним из самых успешных в парусном мире.

Достигнув результатов в гонках на многокорпусных яхтах Groupama, Камма решил на время переключиться на однокорпусные для того, чтобы принять участие в Volvo Ocean Race. И через два года упорных тренировок триумфально выиграл это состязание вместе со своей командой. Но еще до дебюта в Volvo Ocean Race Франк уже получил высшую награду своей страны – орден Почетного легиона, а также Гран-при Спортивной академии. «Всегда есть что-то, что мы можем улучшить, – таков лейтмотив работы с Франком, – говорит его коллега по команде Дамиан Фоксаль. – Его стремление к совершенству помогает расти всей команде». «Он очень требовательный, и с ним непросто ужиться, но он наш босс, и мы должны найти точки плодотворного взаимодействия», – продолжает тему навигатор Groupama Жан-Люк Нелья.

Парус – не единственный вид спорта, которому Франк Камма отдает свою энергию. Можно сказать, что он настоящий спортивный фанатик – велосипедными гонками и альпинизмом занимается с не меньшей страстью. Так, например, во время стоянки в бразильском Итажае Камма планировал восхождение на одну из вершин континента высотой свыше 6 тысяч метров, и только поломка мачты на этапе до Бразилии помешала этим планам осуществиться.