Футбол по-женски

Большой спорт №5(62)
Николай Орлов

Если мужская сборная России по футболу готовится к финальному турниру чемпионата Европы, то женской команде только предстоит бороться за путевку туда. Причем сделать это будет весьма непросто: уступив в Подольске итальянкам, подопечные Фарида Бенстити фактически утратили возможность занять первое место в отборочной группе и теперь борются за второе, дающее право сыграть в стыковых матчах. С просьбой рассказать об общей ситуации в российском женском футболе «Большой спорт» обратился к защитнику национальной команды и сильнейшего отечественного клуба «Россиянка» Анне Кожниковой. Она также поведала о своей жизни вне спорта и телешоу Первого канала «Жестокие игры», победительницей которого стала во время отпуска.

В межсезонье состав «Россиянки» пополнило большое количество легионеров. Как вы оцениваете этот факт?

Не скажу, что положительно. В четверть­финале Лиги чемпионов в команде с символичным названием «Россиянка» в стартовом составе вышли всего три наши соотечественницы. Но тут уж ничего не поделаешь – главным тренером стал Фарид Бенстити, и он решает поставленные задачи тем методом, который считает оптимальным.

Он ведь по совместительству возглавляет сборную России. Ставка на легионеров в клубе не входит в противоречие с необходимостью наигрывать футболисток национальной команды?

Не знаю, что и сказать. Для меня это загадка.

Счет 0:3 в четвертьфинале Лиги чемпионов с Turbine справедлив?

Немного обидно. Я считаю, что наш состав прошлогоднего образца оказал бы команде из Потсдама более серьезное сопротивление. Мы могли обыграть этого соперника.

Бытует мнение, что уровень женского футбола в Германии намного выше, чем в остальных странах Европы. Это так?

После матча, в котором Turbine уступил лионскому Olympique со счетом 1:5, я бы так не говорила. В целом в Германии уровень игры наиболее высок, но он в Европе выравнивается.

Насколько котируется на континенте российское первенство?

У нас неслабый чемпионат, есть реальная борьба за медали. А в той же Франции первые две команды намного превосходят остальные. В Германии средний уровень повыше, но тоже есть несколько явных лидеров. В России же сильны «Россиянка», «Зоркий», «Энергия» и «Звезда-2005», укрепились «ШВСМ-Измайлово» и «Рязань-ВДВ».

Чемпионат России перешел на систему «осень–весна». У вас есть проблема плохих полей?

Конечно. В этом году мы раньше приехали со сборов, а на улице мороз. При тренировках в манеже на синтетике у некоторых обостряются травмы, на воздухе же девушки простывают и заболевают. К тому же крытые поля для тренировок есть не у всех.

Косметикой во время матчей не пользуюсь. Мне это мешает. Во время встречи вольно или невольно будешь обращать внимание на свой внешний вид: не размазалось ли у тебя что-нибудь. Такое ни к чему. Я выхожу на поле играть, а не рисоваться. Тем более в защите, где не до того

В 2005 году вы стали чемпионкой Европы среди девушек до 19 лет. Некоторых игроков той команды называли будущими мировыми звездами. Как считаете, ваше поколение раскрылось?

Нет. Возможно, был смысл собрать костяк той команды в одном клубе и целенаправленно готовить. Но этого не произошло. Каждая в одиночку решает свои проблемы. У кого-то получается лучше, у кого-то – нет. В России не так много талантливых игроков, чтобы ими разбрасываться.

Возможно, был смысл уехать в зарубежный клуб, чтобы прогрессировать?

Это интересный опыт. Но в России тоже есть возможность играть в Лиге чемпионов, международных матчах в рамках отборочных турниров к чемпионатам Европы и мира. Было бы желание.

У вас есть агент?

Нет. Все контракты заключаю сама. В женском футболе фигурируют несколько иные суммы, нежели в мужском.

Вы пользуетесь декоративной косметикой перед матчами?

Нет, мне это мешает. Потому что во время встречи вольно или невольно будешь обращать внимание на свой внешний вид: не размазалось ли у тебя что-нибудь. Такое ни к чему. Я выхожу на поле играть, а не рисоваться. Тем более в защите, где не до того.

Раньше вы выступали в средней линии?

В 2005 году «Россиянка» отдала меня в аренду в реутовский «Приалит», где я действовала на позиции форварда. После первого круга чемпионата России даже шла на втором месте в списке бомбардиров, хотя сама команда располагалась на четвертой позиции. Я не обладаю необходимой для нападающего стартовой скоростью, другими данными. Так что оборона мне больше подходит, главным образом по характеру.

А какой характер должен быть у защитника?

Главное качество – ответственность. Дурачиться можно на восстановительных тренировках, но не во время игры.

Вы живете в Красноармейске?

Да, это удобно: стадион в двух шагах от дома. Сейчас в моей жизни футбол на первом месте, поэтому меня все устра­ивает. А «поближе к цивилизации» можно выбраться в выходные. Если абстрагироваться от материальной стороны, по окончании карьеры я бы предпочла жить на юге России, где выросла. Но понимаю, что сейчас перспективы там нет. Поэтому вперед надолго не загадываю.

Какое у вас образование?

Сейчас как раз думаю его продолжать, летом планирую поступать в аспирантуру по специальности «психология». Пока же моя жизнь связана со спортом, и в дальнейшем не хочу резко отказываться от него.

Я поехала в Аргентину на съемки телешоу «Жестокие игры», потому что хотела отвлечься, интересно провести часть отпуска. Но когда начинается конкурс, становится не все равно. Я же спортсмен, мне присуще чувство соперничества

Последний отпуск вы провели в Аргентине, снимаясь в телешоу «Жестокие игры»…

В «Россиянке» Первому каналу на выбор предложили несколько кандидатур, телевизионщики остановились на моей.

Спортсмену легко конкурировать с актерами?

Не сказала бы. Там совершенно другой, непривычный контингент. Поэтому выступала по большей части в роли наблюдателя. Интересно было посмотреть на людей из шоу-бизнеса, узнать, как они себя ведут.

Увиденное совпало с вашими ожиданиями?

Я ехала в Аргентину, не имея сложившихся стереотипов. Просто хотела отвлечься, интересно провести часть отпуска. Но когда начинается конкурс, становится не все равно. Я же спортсмен, мне присуще чувство соперничества.

Некоторые участники «Жестоких игр» проводят там по несколько сезонов. Если вас снова пригласят, согласитесь?

Да. К тому же мне очень нравится проект «Последний герой», с удовольствием бы приняла участие и в нем. Самое сложное для меня – интервью. Если людям из шоу-бизнеса это плюс, то для меня длительная работа на камеру не в удовольствие. Сов­сем не мое.

Аргентина – привычное для вас место проведения отпуска?

Я предпочитаю отдыхать в семейной обстановке. С мамой и маленьким братом, которого вижу несколько раз в год.

Жизнь спортсмена предполагает массу ограничений. Есть ли что-то, чем вы хотите заняться, но не можете из-за профессиональной игры в футбол?

Я бы многое хотела попробовать. Но раз не готова менять футбол на что-то еще – значит, пока для меня это не слишком важно. Единственное, чего хотелось бы, – вплотную заняться своим образованием.


Летом 2011 года футболистки «Россиянки» устроили откровенную фотосессию и сыграли импровизированный матч в бикини. «Нашему виду не хватает должного внимания со стороны спортивных чиновников и государственных программ в поддержку спорта. Женский футбол не развивается так быстро, как в Европе. В результате – неудачные выступления сборных. Необходимо сломать сложившийся стереотип о женском футболе как о тусклом, незрелищном виде спорта», – так тогдашний исполнительный директор ФК «Россиянка» Светлана Журавлева прокомментировала цель мероприятия.