Биатлон под дождем

Большой спорт №5(62)
Дмитрий Соловьев

Вторая Гонка чемпионов в Москве прошла с куда меньшим размахом, нежели предыдущая. Не успев вовремя забронировать «Олимпийский», организаторы были вынуждены провести мероприятие в «Лужниках», где оно состоялось в один день с матчем чемпионата России по футболу. Подобное соседство вкупе с ненастной погодой существенно сократило развлекательную программу биатлонного шоу. Однако этот факт только порадовал многих любителей лыжных гонок со стрельбой, получивших возможность наблюдать за гонкой в условиях, приближенных к тем, в которых проводятся этапы Кубка мира.

После имевшего грандиозный успех прошлогоднего мероприятия организаторы наперебой делились честолюбивыми планами. Председатель Попечительского совета спортивной дирекции «Новая Лига» Дмитрий Свищев уверял, что вторая Гонка чемпионов привлечет еще большее внимание спонсоров и станет как минимум самоокупаемой. Исполнительный директор СБР Сергей Кущенко анонсировал перенос шоу на зиму и «максимальное приближение его по срокам к “Рождественской гонке”», а директор мероприятия Александр Пак уверял, что в Москве все прошло интереснее, чем в Гельзенкирхене, и в подтверждение своих слов ссылался на мнение президента IBU Андерса Бессеберга.

Новый формат

Довольно быстро выяснилось, что далеко не все идеи удастся воплотить в жизнь. Поиск окна в плотном календаре зимних официальных стартов успехом не увенчался, а когда организаторы все же определились с датой, то с удивлением узнали: «Олимпийский» занят. В конце марта – начале апреля на крупнейшем в российской столице крытом стадионе состоялось первенство мира по фехтованию среди юниоров и кадетов. Мероприятие, безусловно, важное для престижа страны, однако успехом у болельщиков предсказу­емо не пользовавшееся. Впрочем, рассуждать о приоритетности соревнований по тому или иному виду спорта в контексте зритель­ского интереса в данном случае вряд ли уместно: обязательства взяты, и арена их выполнила. Оргкомитету же Гонки чемпионов пришлось в спешном порядке искать иные варианты. В качестве потенциальных мест проведения биатлонного шоу рассматривались Поклонная гора, Красная площадь и «Лужники». На последнем варианте и решили остановиться. Правда, и здесь не обошлось без проблемы: 7 апреля на крупнейшей столичной арене состоялся матч чемпионата России по футболу ЦСКА – «Анжи», что вынудило перенести биатлонное мероприятие на утро. А что было бы, продлись на две встречи дольше полуфинальная серия между «Динамо» и СКА в Кубке Гагарина?

Благо хоккеисты избавили организаторов от головной боли. А вот погода ее добавила. Непривычно холодная для апреля, она вынудила до предела сократить программу. В отличие от прошлого года, в нее не вошли ни гонка с участием звезд шоу-бизнеса, ни их последующие выступления на сцене. Кого как, а не являющегося ценителем российской эстрады автора этих строк сей факт, несомненно, порадовал.

Ставка на точность

Равно как и оригинальный ход организаторов, доверивших определение стартовых позиций участников масс-старта заслуженным ветеранам. Каждый спортсмен тянул конверт с именем мэтра отечественного биатлона, а тот выполнял за него шоу-стрельбу. Справились с ней аксакалы по-разному. Если Владимир Барнашов закрыл все мишени и его «подопечный» Мартен Фуркад получил первый номер, то самый титулованный российский тренер Александр Привалов не справился ни с одной, отправив Тарьея Бо в самый конец стартовой поляны. Учитывая тот факт, что в одном ряду на ней стояли лишь по два спортсмена, а мест для обгона на 1500-метровом круге было очень мало, от первоначальных позиций во многом зависел итоговый результат. Но еще больше он определялся умением быстро и точно поражать мишени на стрельбище. А в этом компоненте среди участниц Гонки чемпионов не было равных Мари Дорен-Абер. Равно как и в скорости передвижения по дистанции. Что, впрочем, неудивительно, зная умение французов подбирать лыжные мази для плюсовой температуры и дожд­ливой погоды. Компанию миниатюрной Мари на пьедестале почета составили столь же безупречная в стрельбе Ольга Зайцева и ее тезка Вилухина, обошедшая в финишном створе Анастасию Кузьмину из Словакии.

В Москве биатлонистов ждала обширная программа. «В пожеланиях фигурируют Кремль, Красная площадь, у девушек – театр, у парней – клубы. Им интересна русская культура не только в классических ее проявлениях из серии “балет – музей”, но и культура современная, неотъемлемой частью которой является ночная жизнь», – признался директор Гонки чемпионов Александр Пак за несколько дней до мероприятия

В мужской гонке первенствовал чемпион мира в индивидуальной гонке Яков Фак, вторым стал Антон Шипулин, третьим – Эмиль-Хегле Свендсен. Норвежец финишировал, взявшись за руки с Мартеном Фуркадом, который демонстративно пропустил соперника вперед, словно извиняясь за свои победы в официальных стартах. Восстановившийся после тяжелой травмы Иван Черезов оказался последним, однако в данном случае принцип «главное – участие» как никогда уместен. Многолетнему лидеру российской сборной предстоит тяжелая работа по восстановлению былых кондиций.

По результатам масс-старта определялись пары для смешанной эстафеты, в которой и разыгрывался призовой фонд – 3 миллиона 600 тысяч рублей. Принцип был прост: чем более высокое место занял спортсмен, тем раньше он мог выбирать себе партнера. Некоторые участники подошли к этому прагматично, предпочтя своим соотечественникам более рейтинговых спортсменов. В частности, обе россиянки проигнорировали Черезова: Вилухина остановилась на кандидатуре Эмиль-Хегле Свендсена, а Зайцева – Уле-Эйнара Бьорндалена, впоследствии признавшись, что «Иван очень расстроился». Впрочем, до пьедестала почета ни одна из наших соотечественниц не добралась: Ольгу-младшую подвел напромахивавшийся на стрельбище норвежец, а самый возрастной дуэт Гонки чемпионов оказался и одним из самых медленных на лыжне.

Из россиян в тройку призеров вошел лишь Антон Шипулин, оставшийся верным своей сестре Анастасии Кузьминой. Он до последних метров боролся за победу с Бьорном Ферри, однако могучий швед грамотно закрыл все возможности для обгона. «Я бы на его месте поступил точно так же. Ферри – настоящий монстр, но в следующем году отомщу ему», – резюмировал Шипулин на состоявшейся после соревнования пресс-конференции. На ней спортсмены благодарили организаторов за качественно проведенное мероприятие и обещали приехать в Москву через год.

Назад в «Олимпийский»

При личном же общении некоторые признавались, что первая Гонка чемпионов понравилась им больше. И дело тут не только в дожде, под которым пришлось находиться в течение нескольких часов. Неповторимая акустика «Олимпийского», гораздо более вместительные и комфортные трибуны, удобное время начала соревнований, возможность организации разнообразной шоу-программы. Всего этого Гонка чемпи­онов лишилась, переехав на небольшое пространство между Большой и Малой аренами «Лужников». И даже ее директор Александр Пак, который за два дня до мероприятия рассуждал о преимуществах проведения биатлонного шоу в условиях, максимально приближенных к существующим на официальных стартах, признал: в помещении лучше. Так что следующее мероприятие с близкой к стопроцентной вероятностью пройдет в «Олимпийском»: других соответствующих необходимым критериям крытых стадионов в Москве нет. Главное, чтобы организаторы вовремя забронировали арену. А в том, что звездные биатлонисты с удовольствием посетят российскую столицу, сомнений нет: желающих принять участие во второй Гонке чемпионов оказалось так много, что СБР был вынужден отказать нескольким именитым спортсменам.