Соня Федорова – о том, почему сноубордисты предпочитают Х Games Олимпийским играм

№1-2 (119)_2018
Текст: Дмитрий Маслов
Исключение из программы Олимпийских игр параллельного слалома в пользу биг-эйра российские спортивные чиновники восприняли крайне негативно, ведь в «жестком» сноуборде наши райдеры входят в мировую элиту. Однако текущий сезон показал, что и в слоупстайле с биг-эйром у нас есть сильные спортсмены. Прежде всего, это чемпионка мира среди юниоров 2016 года София Федорова. Проводящая лишь второй сезон в Кубке мира, она уверенно закрепилась в десятке лидеров общего зачета в слоупстайле. О своем пути в мировую элиту, планах на Пхенчхан-2018, собственном трюке и общей ситуации в российском сноуборде София рассказала «Большому спорту».

Досье / Софья Федорова

- Родилась 4 сентября 1998 года в Москве
- Чемпионка мира среди юниоров в биг-эйре (2016)
- Серебряный призер чемпионата мира среди юниоров в слоупстайле (2016)
- Победительница трех этапов Кубка Европы
- Лучшее место на этапах Кубка мира – 4-е
- Текущее место в общем зачете Кубка мира в слоупстайле – 6-е

Ваши результаты в нынешнем сезоне стали откровением для многих: считалось, что в мягком сноуборде мы значительно отстаем от мировых лидеров. Расскажите о своем пути в профессиональный спорт.
В нашей семье сноубордом первым увлекся отец: купил доску и начал кататься. Мне тоже захотелось попробовать. Я взяла его борд, ботинки на пять размеров больше моего и так училась кататься. Затянуло. Смотрела фотографии сноубордистов в интернете. Нравились стиль, тусовка, яркая одежда. Хотела быть частью всего этого. Кататься начала в 13-летнем возрасте, а на 14-летие папа подарил сноуборд. В Подмосковье есть крытый сноупарк, я ездила туда кататься, познакомилась со спортсменами, затем стала заниматься в РГШ «Столица» у тренера Александры Беловой. Завоевывала призовые места на российских соревнованиях, отправилась на международные при поддержке Краснодарского края. Провела хороший сезон и попала в основную сборную России.

Кто вас тренирует сейчас?
Я сменила много наставников: одни не верили в меня, подход других мне не импонировал. Сейчас у меня нет личного тренера, в качестве такового записан мой отец, тренер по гимнастике. С ним я занимаюсь акробатикой. Периодически, когда появляется возможность, сотрудничаю с американским специалистом. По большей части катаюсь в компании ребят, они мне подсказывают, чему-то учусь сама.

В слоупстайле и биг-эйре принято иметь персонального тренера или спортсмены сами себя готовят к выступлениям?
Хотелось бы сотрудничать с сильным специалистом, но, к сожалению, в России пока не вижу человека, которому могла бы доверить свою карьеру.

Российские спортивные чиновники рассматривают вас в качестве атлета, который может принести стране медали топ-турниров?
Говорят, что да. Но если сравнивать условия, которые создаются для представителей жесткого сноуборда, в частности параллельного слалома, и для нас, то кажется, что в нас не очень верят. В пред­олимпийском сезоне в основном просто возили по соревнованиям, предоставили мало возможностей для тренировок на снегу. Мне приходилось при помощи спонсоров находить финансирование для поездок на сборы. Мы вынуждены готовиться за границей, поскольку в России практически нет условий для тренировок.

Нередко доводится слышать, что параллельные дисциплины – это спорт, где все нацелены на результат, а слоупстайл и биг-эйр – субкультура, где на первом месте fun. Согласны ли вы с подобной точкой зрения?
У мягкого сноуборда действительно есть такой имидж. В социальных сетях мне нередко пишут: «Тебе повезло, путешествуешь, занимаешься тем, чем нравится. У тебя крутая жизнь». Эти люди не понимают, что за всем этим скрывается огромная работа. Если хочешь быть профессионалом, тусовка уже не актуальна. Турниры – огромный стресс, и не все с ним справляются. Некоторые могут выполнять сложные трюки на тренировках, но на соревнованиях не способны ничего показать. Нужны психологическая подготовка, занятия по акробатике. У меня лишь пара недель отдыха в году, остальное время посвящаю тренировкам.

Вы занимаете высокое шестое место в зачете Кубка мира по слоупстайлу. Можно ли назвать Софью Федорову реальным претендентом на олимпийскую медаль?
Я дебютировала в Кубке мира лишь год назад. Горжусь своими результатами в нынешнем сезоне, значительно поднялась в рейтинге. Моя цель в Пхенчхане – выход в финал. В таком случае буду собой довольна. Но не назову себя реальным претендентом на олимпийскую медаль – нужно больше тренировок для оттачивания максимально сложных элементов.

21 января в Швейцарии у вас состоялся заключительный перед Олимпийскими играми этап Кубка мира. Где будете готовиться к главному старту?
Останусь в Швейцарии – здесь есть трассы и трамплины олимпийского уровня. В Корею вылетаем 2 февраля, у меня будет около пяти дней, чтобы побороть акклиматизацию. Она там очень жесткая. Столкнулась с этим в минувшем сезоне на тестовом предолимпийском этапе Кубка мира по биг-эйру. В течение всех пяти дней, что находилась там, не могла заснуть ночью, а днем, естественно, очень хотелось спать.

Вы планируете выступать и в слоупстайле, и в биг-эйре?
Да, причем между стартами пройдет свыше двух недель. Получится, что проведу в Корее без малого месяц.

Что важнее – сложность трюка или чистота исполнения?
Если с серьезными ошибками выполнить сложный трюк, получишь низкие оценки. Важны также продолжительность грэба (захват рукой доски в полете. – Прим. БС) и стиль. Если сделать трюк красиво и оригинально, получишь много очков. Нужно обращать внимание на все аспекты.

Ваша программа входит в число самых сложных в Кубке мира?
В случае чистого исполнения с ней можно уверенно выходить в финал.

Есть ли у Софьи Федоровой фирменный трюк?
Это бэкфлип со своеобразным прогибом в воздухе. Сама его придумала, в случае чистого исполнения получаю за него высокие баллы. Не видела, чтобы другие девушки исполняли подобное.

Сообщения на вашей странице в социальной сети дублируются на английском языке. Ваши болельщики в основном не из России?
Много путешествую, и сейчас у меня англоговорящих друзей даже больше, чем из России. Хочу, чтобы все понимали мои посты. Многие россияне не читают по-английски, поэтому приходится писать на двух языках.

В какой стране понравилось больше всего?
В Америке. У них интересная культура и идеально подходящий для тренировок снег. Но это слишком далеко от дома, поэтому предпочитаю тренироваться в Европе. После Америки в моем личном рейтинге идет Швейцария.

У вас много спонсоров. Кто занимается их поиском?
Они сами меня находят. Откровенно говоря, сама сейчас даже не хочу работать в этом направлении. Того, что они мне сейчас дают, вполне достаточно для занятий любимым делом. Сотрудничество со спонсорами – это тоже работа, и времени на дополнительные активности в этом направлении у меня на данном этапе почти нет.

Российское государство вас поддерживает?
Федерация сноуборда России оплачивает поездки на Кубок мира. Благодарна Краснодарскому краю – они поверили в меня, помогли отправиться на первые международные соревнования. Но хочется больше поддержки, особенно от федерации. Хотелось бы, чтобы оплачивали подготовку за рубежом, раз в нашей стране нет возможностей для этого. Нужно создавать условия для тренировок, которых в России на данный момент нет. Необходимо строить сноупарки.

Если предположить, что федерация перестанет помогать, сможете выступать на топ-уровне за счет спонсорской поддержки?
В таком случае придется больше делать работы в социальных сетях, съемок. Но очень надеюсь, что Федерация сноуборда России будет меня поддерживать. Хочу тратить время на спорт, а не на что-либо иное.

В России проводятся соревнования высокого уровня?
Организуют чемпионат страны, специально для которого строят хороший парк. Но времени, чтобы тренироваться в нем, очень мало – в другое время трамплины не поддерживаются в необходимом состоянии. На данный момент в стране нет ни одного большого трамплина необходимого уровня.

Даже в Сочи, где проводились Олимпийские игры?
К сожалению, там не осталось необходимой инфраструктуры. Проводят фестивали, в частности Quiksilver New Star Camp. Когда его организуют, используют некоторые фигуры. Но это все равно не олимпийский уровень. Тем не менее проходящий в начале апреля Quiksilver New Star Camp – лучшее мероприятие из тех, что организуются в российском сноуборде. Не случайно туда приезжает так много людей. Там очень хорошие условия, много фигур. Можно многому научиться, в том числе и у меня. В этом году фестиваль пройдет с 30 марта по 8 апреля, и я проведу там мастер-классы.

Когда мы увидим вас на Х Games? Какое соревнование престижнее – X Games или Олимпийские игры?
На Х Games очень тяжело попасть – нужно быть популярным, чтобы удостоиться специального приглашения. Пока я его не получила, но очень надеюсь выступить там. В моих карьерных планах есть призовые места на Х Games. В России главным соревнованием считаются Олимпийские игры, об Х Games мало кто знает. Но многие райдеры предпочитают именно эти соревнования: там можно рекламировать своих спонсоров. А на Олимпийских играх кататься с наклейками нельзя. Я бы сказала, что в сноубордическом мире в целом Х Games котируются выше Олимпиады.

В мировую элиту мягкого сноуборда входят как 16-летние, так и 35-летние спорт­сменки. На какой возраст приходится пик карьеры?
Знаю девушек, которые продолжают прогрессировать после 30-летия. Во многих видах спорта, в частности в гимнастике, подобное невозможно. Лично я планирую показывать максимальный результат в 26–27 лет. В дальнейшем хочется создать семью и не подвергать себя риску получить травму.

У вас не было серьезных повреждений?
К счастью, нет. Я готовлю свое тело к выступлениям. Провожу много времени в зале, занимаюсь акробатикой, работаю над концентрацией. Мой мозг знает, как упасть, чтобы не травмироваться.

Чего бы вы пожелали себе в текущем году?
Хорошо выступить на Олимпийских играх, успешно завершить сезон, выучить несколько новых трюков и обойтись без травм.