Крис Верстиг – об «Авангарде», Ковальчуке и превосходстве Малкина над Макдэвидом

№9(141)_2018
Текст: Дмитрий Маслов / Фото: ХК «Авангард»
«Авангард» стал одним из главных ньюсмейкеров межсезонья КХЛ. На пост главного тренера омичей заступил канадец Боб Хартли, а состав команды усилился несколькими сильными российскими и североамериканскими хоккеистами. В их числе – двукратный обладатель Кубка Стэнли Крис Верстиг, который не играл в официальных матчах с декабря минувшего года из-за операции на бедре. Мы встретились с самым титулованным игроком «Авангарда» в Балашихе, где омичи проводят свои домашние матчи из-за аварийного состояния «Арены Омск».

Досье

- Родился 13 мая 1986 года в канадском Летбридже
- Выступал за Chicago Blackhawks (2007–2010, 2013–2016), Toronto Maple Leafs (2010–2011), Philadelphia Flyers (2011), Florida Panthers (2011–2013), Los Angeles Kings (2015–2016), Calgary Flames (2016–2018), «Авангард» / Омск (с 2018-го)
- Двукратный обладатель Кубка Стэнли – 2010, 2015

- В NHL провел 643 матча, набрал 358 (149+209) очков

Кто пригласил вас в «Авангард»?
Главный тренер Боб Хартли лично позвонил мне. Рассказал о России, команде и моем планируемом месте в ней. Я доволен, что стал игроком омского клуба.

Вы работали с Хартли в Америке?
Нет. Я пришел в Calgary Flames вскоре после того, как Боб ушел из клуба.

Появлялась информация, что ваш переход был на грани срыва из-за нежелания жены ехать в нашу страну…
Это не совсем правда. Для меня очень важно принять оптимальное решение как для семьи, так и для моей карьеры хоккеиста. Были предложения из NHL, поэтому я брал время на раздумья. Но выбор, где играть, сделал именно я, а не супруга.

Ваша семья будет жить в России?
Да, они приедут в октябре, то есть примерно через месяц после того, как сюда перебрался я. Уже подыскал квартиру в Москве. Надеюсь, моей жене Бриттани и двум сыновьям будет в ней комфортно.

Вас не пугают российские расстояния и перспектива лететь на Дальний Восток?
Ничего страшного в этом не вижу. Один-два раза за сезон можно осуществить подобный перелет. Это даже интересно, новый опыт.

Два года назад вы подписали контракт со швейцарским Bern, но так и не заиграли в Европе. В чем причина?
Дело в медицинской страховке. Незадолго до переезда в Швейцарию я получил травму бедра. Залечил ее и чувствовал себя хорошо, был готов играть. Однако мне предложили сделать дополнительную страховку. Ее условия меня не устроили. 

Ваш партнер по «Авангарду» Коди Фрэнсон заявил, что отъезд из NHL по сути означает окончание карьеры в этой лиге. Вы согласны?
Нет. Не могу предсказывать будущее, однако перед следующим сезоном буду рассматривать все возможности. В том числе и возвращение в NHL.

У вас были варианты?
Звали в тренировочные лагеря нескольких команд. Я бы принял одно из таких приглашений, в Швейцарию и другие европейские страны ехать не готов. 

Перед переездом в Россию вы изучали КХЛ, стиль игры в нашей лиге?
Да, я смотрел много матчей с участием моего друга Роба Клинкхаммера, а также местных звезд – Даниса Зарипова, Сергея Мозякина… Тех, кто в течение долгих лет успешен в КХЛ. Считаю, что могу здесь заиграть. Первые матчи не показательны – не забывайте, что в течение десяти месяцев я не проводил официальных игр. Через несколько недель, максимум месяц наберу обороты. 

«Авангард» провел спаренные матчи с «Ак Барсом» и «Магниткой», и во втором из них вы не участвовали. Это следствие не лучших физических кондиций?
Они не настолько плохи, чтобы я не мог сыграть два дня подряд. Просто приболел, подхватил желудочный вирус.

С кем из игроков «Авангарда» вы были знакомы до перехода в команду?
Только с канадцами. Из местных не знал никого. Поэтому нужно время для того, чтобы познакомиться поближе, подружиться. Это поможет найти взаимопонимание и на льду.

В NHL вы набирали в среднем больше 0,5 очка за игру. Какой результативности ждете от себя в России?
Высокой. Надо только набрать форму.

Вас ожидали увидеть в одном звене с соотечественниками Давидом Деарне и Максимом Тальбо, а вы начали сезон с юным Артемом Манукяном. Удивлены тем, что Боб Хартли определил вас именно в эту тройку?
Команда тренируется в этом составе более двух месяцев, а я присоединился к ней лишь недавно. Поэтому ничего странного в тренерском решении не вижу. Для меня главное – стать чемпионом в «Авангарде», а в каком звене – неважно.

Найджел Доус в NHL был рядовым игроком, а здесь суперзвезда. Можно ли на его примере сказать, что в КХЛ другой хоккей?
Хоккей действительно отличается. На европейских площадках у тебя больше времени и места для того, чтобы оценить ситуацию. Доус – очень сильный хоккеист. Он на год старше меня, и мы не раз пересекались на юношеском уровне. Специально не следил за карьерой Найджела и не могу сказать, была ли у него возможность полностью раскрыть свой потенциал в Америке.

Что вы понимаете под «возможностью раскрыть потенциал»?
Совпадение нескольких факторов. Тренер должен давать игроку атакующего плана возможность выходить в звене с лучшими хоккеистами команды, игровое время при розыгрыше большинства… К тому же важно обойтись без серьезных травм.

У вас таких проблем не было?
В целом я доволен карьерой. Меня номинировали на Calder Trophy, поиграл со звездами, завоевал два Кубка Стэнли… Мог стать еще более успешным, если бы не травмы. Но когда был здоров, приносил пользу командам.

Если не ошибаюсь, вас обменивали семь раз. Это тяжело в психологическом плане?
Конечно. Я дважды менял команду после победы в Кубке Стэнли. Делал это по разным причинам. В одном случае был травмирован, но при этом зарабатывал достаточно серьезные деньги, а команде надо было расчистить платежную ведомость. В другом – просто хотели заполучить определенного хоккеиста. Первый месяц в новой команде всегда сложный, знакомишься с людьми, стилем игры. Сейчас нахожусь примерно в такой же ситуации.

Многие эксперты подмечают, что NHL помолодела, и игрокам старше 30 лет приходится нелегко…
Это правда. Если ты не суперзвезда, вынужден соглашаться на меньшие деньги или искать варианты в Европе.

В то же время 35-летний Илья Ковальчук подписал контракт с Los Angeles Kings со средней зарплатой $6,25 млн за сезон…
Это особенный игрок. В таких случаях общие правила не действуют. Уверен, что и в 35 лет он будет в полном порядке и забьет много голов.

Вас что-то удивило в России?
Если только в положительную сторону. Пока мне нравится все – от команды и болельщиков до дома, в котором будем жить с семьей.

В КХЛ есть правило, по которому два дополнительных места в заявке предоставляются игрокам в возрасте 20 лет и моложе. Думаете, это полезно для их развития?
Откровенно говоря, не знал о таком правиле. Но в целом считаю, что это очень хорошая идея, давать возможность играть молодежи – здорово. Кто-то обязательно воспользуется шансом.

Ваш партнер по звену Артем Манукян является таким игроком-лимитчиком.
Я удивлен. Манукян – вполне зрелый хоккеист приличного уровня. Думаю, он достоин места в основном составе.

«Арена Балашиха» – самый маленький домашний дворец, на котором вы играете во взрослой карьере?
Пожалуй, так и есть. Однако атмосфера на матчах мне нравится, болельщики достаточно шумные.

Если бы «Авангард» играл в Омске, вы бы приехали?
Конечно. Мне все равно, где базируется команда. Я здесь, чтобы играть в хоккей в команде Боба Хартли. Ночная жизнь и развлечения меня не интересуют. После матчей спешу к семье, хочу проводить время со своими сыновьями. Одному – два, второму – три года. Думаю, что при таком образе жизни мне будет комфортно и в Москве, и в Омске.

Ваш брат Митч давно выступает в Европе…
Сейчас он играет в Словакии – за клуб Nitra. Он на два года моложе, но физически гораздо крупнее меня, действует на позиции защитника. Мы очень близки эмоционально, общаемся каждый день. Митч и Роб Клинкхаммер были первыми, с кем я обсудил возможный переезд в Европу. Они рассказывали о том, как устроена здесь жизнь, каковы местные особенности.

Вы не выступали за сборную Канады. Готовы сыграть за нее, скажем, на Кубке Шпенглера?
За сборную я играл на юношеском уровне – на чемпионате мира в Минске. О своих перспективах в ней после переезда в Россию еще не думал. Так что, буду откровенен, у меня нет ответа на ваш вопрос. Сейчас я сосредоточен на «Авангарде».

Насколько я знаю, вы любите петь.
Это правда, музыка – моя страсть. Нравится электронно-танцевальная: Alesso, Swedish House Mafia, Tiesto… Если завоюем Кубок Гагарина, обещаю спеть для всего Омска.

Сколько русских слов вы знаете?
Около десяти: спасибо, пожалуйста, один, два, три, четыре, пять…

Часто спортсмены начинают изучение русского языка с «плохих» слов…
Конечно, меня уже научили таким словам. Но Боб Хартли на занятиях их не использует. Он вообще здорово говорит по-русски, я удивлен.

Кто-то из российских одноклубников может поддержать беседу на английском?
Таких немало. Михаил Фисенко, Сергей Широков, Игорь Бобков… Наш вратарь прекрасно знает язык.

В целом тренировки «Авангарда» похожи на те, к которым вы привыкли в Америке?
Различий мало, у нас же во многом североамериканский штаб.

Кого вы считаете лучшим тренером из тех, с кем довелось поработать?
Конечно, Джоэля Кенневилля. С ним я завоевал два Кубка Стэнли.

В минувшем сезоне Chicago Blackhawks выступил не слишком удачно.
Лидеры команды стали старше, к тому же в ней много молодых парней. Идет перестройка. Не знаю, попадут ли они в плей-офф на сей раз. Но скажу, что являюсь болельщиком этого клуба, у меня много друзей среди игроков, так что желаю им успеха.

Кто на сегодняшний день лучший хоккеист мира?
Сидни Кросби или Евгений Малкин. Коннора Макдэвида лично я ставлю только на третье место.

А среди тех, с кем вы играли в одной команде?
Я выступал с Джонатаном Тэйвзом, Марианом Хоссой, Крисом Пронгером, Дрю Даути, Анже Копитаром… Очень сложно выбрать кого-то одного из них.

Кто выиграет Кубок Стэнли в стартующем сезоне?
На Западе фавориты Nashville Predators и Winnipeg Jets, на Востоке – Pittsburgh Penguins и Tampa Bay Lightning. Думаю, победительницей станет одна из этих четырех команд.

Каковы ваши цели в хоккее и жизни в целом?
В хоккее цель проста – становиться чемпионом, выигрывать. А за его пределами – обеспечить своим близким наиболее комфортную жизнь. Можно сказать, что у меня две большие любви – семья и победы.

Вы продолжите играть в хоккей в 40-летнем возрасте?
Уверен, что нет. Но со своим будущим после окончания карьеры еще не определился. Точно знаю одно: буду учить играть в хоккей своих мальчиков и заботиться о них.