Властелины колец

Большой спорт №11 (29) Ноябрь 2008
Дмитрий Маслов
Журнал «Большой спорт» раскрывает информацию о владельцах десяти самых популярных гонок планеты.

217 миллионов долларов США – именно такую прибыль в 2007 году принес каждый из восемнадцати этапов гоночной серии «Формулы-1». И хотя пока по уровню доходов «королевские гонки» все еще уступают американскому футболу (в котором каждая игра приносит 24 миллиона чистой прибыли), однако, по мнению экспертов британской компании Deloitte, «Формула-1» продолжает наращивать свою финансовую привлекательность, взяв курс на расширение географии проведения этапов Гран-при. А это означает, что очень скоро она сможет претендовать на звание самого прибыльного спортивного проекта. Кому же именно принадлежат эти миллионы? А также деньги, зарабатываемые другими популярными гоночными сериями? Журнал «Большой спорт» раскрывает информацию о владельцах десяти самых популярных гонок планеты.

«Формула-1»

Принадлежащая группе своих топ-менеджеров частная инвестиционная компания CVC Capital Partners в 2005 году приобрела 86 процентов акций холдинга SLEC, у которого был контрольный пакет Formula One Group. В 2006 и 2007 годах CVC Capital Partners увеличила свою долю в «Формуле-1», взяв под контроль еще несколько компаний, владевших частью маркетинговых, рекламных и других прав на «королевские гонки». Таким образом, теперь у нее находятся 70 процентов акций Formula One Group. И в ближайшее время эта доля может быть увеличена за счет 16,8 процента акций инвестиционного банка Lehman Brothers, не так давно объявившего о банкротстве. Первые лица CVC Capital Partners недву­смысленно заявили о своих намерениях. «В действительности мы – единственный покупатель», – сказал Ник Клэрри, управляющий директор CVC в Великобритании. – Ранее мы уже делали предложение Lehman Brothers о покупке их акций и снова можем его сделать». А что же Берни Экклстоун, которого многие по привычке называют хозяином «Формулы-1»? Сейчас 78‑летнему исполнительному директору Formula One Group принадлежит далеко не контрольный пакет, но его влияние на политику организации остается определяющим.

Sprint Cup Series

Флагманская серия основанной в 1948 году Национальной ассоциации гонок на серийных автомобилях (или NASCAR). Устраива­емые под ее эгидой мероприятия занимают второе место в США по телевизионным рейтингам среди спортивных событий после матчей NFL, и в 2007 году они принесли своим организаторам более трех миллиардов долларов. Однако кому конкретно достались эти деньги, сказать затруднительно: в отличие от той же FIA, NASCAR не публикует регламенты своих серий, которые доступны только их непосредственным участникам и организаторам. Компанию, считающу­юся одной из самых закрытых в спортивном мире, возглавляет Майк Хелтон, ее штаб-квартира находится в Дайтона-Бич, а сеть региональных офисов есть в США, Канаде и Мексике. Помимо Sprint Cup Series, под патронажем NASCAR проводятся Nationwide Series, Craftsman Truck Series, NASCAR Canadian Tire Series, NASCAR Corona Series и ряд серий меньшего масштаба.

FIA GT Championship

Сын богатых родителей, Стефан Ратель в юности увлекался скейтбордингом и виндсерфингом, а затем начал коллекционировать автомобили. Молодой человек не только покупал Ferrari, Lamborghini и Porsche, но и участвовал на них в соревнованиях, попутно изучая международный бизнес в университете Сан-Диего. Завершив обучение, Ратель сначала занимался бизнесом в области моды, однако страсть к машинам взяла свое. Первый автопроект Стефан представил в 1991 году, а четыре года спустя учредил Stephane Ratel Organisation (SRO), которая получила право проводить чемпионат GT под эгидой FIA. Серьезные финансовые вливания со стороны основателя и единственного владельца позволили начать с места в карьер: в первом же сезоне на старт в двух зачетных классах выходило до 45 авто. Помимо чемпионата FIA GT, популяризация которого является одним из приоритетов Международной автомобильной федерации, под патронажем SRO устраивается несколько региональных серий, самые значимые – в Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

World Rally Championship

Чемпионат мира по ралли впервые состоялся в 1973 году, когда в единую серию были объединены девять крупных контестов. Сегодня первенство, в котором определяются победители среди пилотов и команд, насчитывает пятнадцать трехдневных этапов. Несмотря на то что организатором мероприятия выступает FIA, коммерчес­кие права на него принадлежат основанной Берни Экклстоуном International Sportsworld Communicators (ISC). В 2000 году Экклстоун продал ISC Дэвиду Ричардсу, который избавился от актива в октябре 2007 года. Новым его владельцем стала британско-австралийская телекомпания North One Television, для которой трансляция спортивных соревнований – один из приоритетов вещательной политики.

American Le Mans Series

Американский бизнесмен итальянского происхождения Дональд Паноз в молодости изучал медицину в университете Питтсбурга, после чего основал несколько успешных фармацевтических фирм в США и Ирландии. В 1980‑х годах Паноз занялся строительством курортов, в чем также преуспел, а в автоспорт пришел благодаря сыну Даниэлю. Паноз-младший решил выпускать спорткары, и отец принялся популяризировать его продукцию, основав собственную гоночную серию. Дональд заручился поддержкой крупнейших автопроизводителей, в частности Porsche и BMW, а также клуба Automobile Club de l’Ouest (ACO), патронирующего гонку «24 часа Ле Мана». В 1999 году стартовала американская Le Mans Series, проводящаяся по правилам ACO. Компании Panoz Motor Sports Group, объединяющей автомобильные активы Дональда Паноза, также принадлежат три автодрома в Канаде и США, школа подготовки гонщиков и ряд предприятий, выпускающих автооборудование.

Le Mans Series

Крупнейшее и самое влиятельное автомобильное объединение Франции – Automobile Club de l’Ouest (ACO), что переводится как «Автомобильный клуб Запада», было основано в 1906 году, а в 1923‑м впервые организовало гонку «24 часа Ле Мана». Клуб, членами которого являются более ста тысяч человек, ставит перед собой пять основных целей: 1) противодействовать опасностям, подстерегающим автопутешественников; 2) представлять своих членов при контактах с представителями государственной власти; 3) способствовать популяризации авто- и мототранспорта; 4) способствовать более тесному общению членов клуба и совместной защите общих интересов; 5) организовывать спортивные соревнования с участием автомобилей и мотоциклов. Le Mans Series впервые была проведена в 2004 году и заняла место признанного неудачным чемпионата спорткаров под эгидой FIA. Помимо нее, ACO патронирует «24 часа Ле Мана», «Ле Ман-Классик», французский этап Moto Grand Prix и ряд более мелких спортивных мероприятий.

Speed World Challenge

Основанный в 1944 году с целью «популяризировать мотоспорт среди жителей США, увлекающихся автомобилями, скоростью и соревнованиями», Клуб спортивных автомобилей Америки (SCCA) в настоящее время насчитывает более 50 тысяч членов. Организация, издающая собственный журнал SportsCar, имеет четкую структуру: она делится на восемь дивизионов по региональному признаку, которые, в свою очередь, подразделяются на районы. Под маркой SCCA устраиваются соревнования самого разного уровня. Клуб владеет правами на профессиональную гоночную серию Speed World Challenge (титульным спонсором которого выступает телеканал, транслиру­ющий гонки), а также монобрендовые (Mazda) MX-5 Cup и Volkswagen Jetta TDI Cup. Кроме того, под эгидой SCCA проводятся крупнейшие в США соревнования по автокроссу.

Rolex Sports Car Series

Владелец серии, спонсируемой швейцарским производителем наручных часов, – основанная в 1999 году Grand American Road Racing Association, или просто Grand-Am. Она задумывалась ее создателями (в числе которых немало знаковых для NASCAR фигур) как объединяющая ряд кольцевых гонок в Северной Америке. В настоящее время, помимо Rolex Sports Car Series, под эгидой Grand-Am проходят еще пять серий: KONI Challenge Series, Ferrari Challenge, Shell Historic Challenge, SunTrust Moto-ST Series и Ford Racing Mustang Challenge.

В сентябре 2008 года было объявлено, что NASCAR приобретает Grand-Am «с целью унификации коммуникационных, исследовательских и маркетинговых ресурсов». При этом обе организации сохранят независимость, эмблемы и контроль над соответствующими их профилю гоночными сериями.

IndyCar Series

Хозяин единственной в США серии высшего уровня среди автомобилей с открытыми колесами Тони Джордж по совместительству возглавляет созданную его предками в XIX веке компанию Hulman & Company, занимающуюся производством продуктов питания и владеющую вторым по возрасту автодромом в мире – построенным в 1909 году Indianapolis Motor Speedway. В юности Джордж сам сидел за рулем болида, а в начале 1990‑х основал Indy Racing League, альтернативную гоночной серии CART. Когда в 2003‑м CART объявила себя банкротом, он попытался приобрести конкурента, однако не преуспел в этом. Зато ему удалось переименовать свое детище в IndyCar, что благоприятно сказалось на имидже. Преемником же CART стала CCWS, дела у которой не заладились. Джордж, напротив, процветал, привлекая под свои знамена все новых участников, и когда в 2008 году CCWS закрылась, ее команды были вынуждены перейти в IndyCar Series. В США наконец‑то появилась единая серия высшего уровня для автомобилей с открытыми колесами, правила игры в которой диктует не кто иной, как Тони Джордж.

A1 Grand Prix

Концепцию серии, в 2005 году получившей одобрение FIA, придумал член Королевского дома эмирата Дубай шейх Мактум Хашер Мактум Аль Мактум, ставший ее первым главой и основным хозяином. Гонки проходят в зимние месяцы, когда «Формула-1» и другие чемпионаты берут паузу, а на старт выходят команды, представляющие не компании, а страны (при этом пилоты обязаны иметь гражданство государства, за которое выступают). Однако после первого сезона Аль Мактум охладел к затее: убытки исчислялись десятками миллионов долларов. В декабре 2006‑го шейх продал свою долю хедж-фонду RAB Capital. В 2008 году дела у этой организации идут откровенно плохо, в результате чего вновь остро встал вопрос о смене владельца серии, которую также называют Кубком мира по автоспорту A1GP.