Трюкачи

Большой спорт №11 (29) Ноябрь 2008
Дмитрий Маслов
О том, где найти источники финансирования, как готовиться к исполнению бэкфлипа и выйти на уровень ведущих райдеров планеты, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает президент FMX-клуба «Ферзь» Олег Ярыгин.

Будучи одним из наиболее быстроразвивающихся видов спорта в мире, в России мотофристайл делает только первые шаги. Русским райдерам приходится лишь мечтать о том, чтобы заниматься в условиях, привычных для их зарубежных коллег. Члены первого в России мотофристайл-клуба «Ферзь» сами чинят мотоциклы, изготавливают рампы и готовят тренировочную трассу. О том, где найти источники финансирования, как готовиться к исполнению бэкфлипа и выйти на уровень ведущих райдеров планеты, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает президент FMX-клуба «Ферзь» Олег Ярыгин.

Как появилась идея заняться мотофри­­с­тайлом?

Клуб «Ферзь» был организован как мотокроссовый, однако со временем нас стали приглашать на различные мероприятия с показательными выступлениями. Воспитанники клуба прыгали через горящее кольцо, с трамплинов, работали со светом, звуком. Так что идея заняться FMX витала в воздухе, и со временем мотокросс отошел на второй план. Конечно, когда в клуб приходят молодые ребята, они начитают занятия с мотокросса.

Как вы разучиваете новые трюки, ведь учиться в России, по сути, не у кого?

Сами, путем проб и ошибок. Поначалу рампы для прыжков сваривали на глазок и, прежде чем выбрать оптимальный вариант, три-четыре портили. Значительного прогресса удалось достигнуть после того, как мы с Алексеем Колесниковым съездили в Прибалтику, где ознакомились с европейским опытом. В Европе существует три-четыре стандартных размера рамп, отличающихся длиной пролета. Есть только один основной способ освоить сальто – прыгать. Другое дело, как минимизировать риски. Мы договорились с тренером из Университета физической культуры (РГУФК), который занимался с ребятами прыжками на батуте, акробатикой, учил владеть своим телом. Когда мы только начинали разучивать бэкфлип, ни о какой поролоновой яме речи не было, прыгали сначала на велосипеде в воду, затем – на мотоцикле в воду, в сено, на песок. Начали разучивать сальто назад осенью, а зимой этот элемент удалось исполнить моему сыну Владимиру. Сейчас мы устроили поролоновую яму, однако и она не дает гарантии, что травм не будет.

Владимир Ярыгин может делать бэкфлип с любой рампы или только с опреде­ленной?

Пока – далеко не с каждой. Чтобы демонстрировать сальто назад перед публикой, нужно отработать его до автоматизма.

На X Games 2008 года один райдер попытался исполнить сальто вперед. В «Ферзе» следят за новыми трюками, пытаются их повторить?

Следим. Другое дело, что попытки изобрести что‑то новое порой выходят за рамки разумного: в стремлении победить райдеры идут на чрезмерный риск. Впрочем, десять лет назад никто и мечтать не мог о сальто назад, а сегодня на это способны многие. Между тем спортсмен, исполняющий двойной бэкфлип, посвящает его отработке все тренировочное время и практически не делает других трюков. У нас задача несколько иная: научить базовому набору элементов, а потом уже смотреть, у кого что лучше получается.

Ведущие райдеры «Ферзя» – ваши сыновья Владимир и Михаил, а также Николай Иванков – профессиональные спортсмены?

Они учатся в РГУФКе, а остальное время посвящают клубу – тренируются, помогают в обустройстве трассы, изготавливают рампы, решают другие организационные вопросы. Клуб еще не настолько развит, чтобы нанимать для этих целей специальных людей. Когда мы занимались мотокроссом, на соревнования приходилось выезжать за свои деньги – спонсорам это не интересно. FMX в России – не столько спорт, сколько показательные выступления, которые освещаются в прессе, поэтому сейчас ситуация немного улучшилась. Некоторые предприятия помогают, но не деньгами. В частности, снабжают машинным маслом, выделили поролон для ямы, одежду.

Постановкой трюков в «Ферзе» занима­етесь вы?

Поначалу я везде ездил с ребятами на тренировки и выступления, контролировал ситуацию. Сейчас они сами знают, где поставить трамплины, как прыгать, чего требовать от организаторов. На тренировках один прыгает, остальные следят, замечают недочеты, говорят как исправить – сам‑то человек не видит себя со стороны.

Зимой вы не тренируетесь?

Почему же, тренируемся и выступаем на шипованной резине. Хуже всего для мото­фристайла – слякоть. Межсезонье у нас до первого мороза. Зимой достаточно опасно выступать в крытых стадионах: непросто переходить с шипованной резины на обычную, сориентироваться по скорости, расстоянию.

Как официально называется ваш клуб?

Региональная детская общественная организация «Подростковый клуб “Ферзь”». Я занимался в мотоциклетном клубе МИФИ, но в 1992 году финансирование прекратилось, и тогда мы решили открыть свой. Пришли в управу района, нам выделили помещение, напоминавшее сарай. Реставрировали его своими силами. Из-за хронического безденежья большинство людей, стоявших у истоков клуба, покинули его, остался я один. Выжить _
удалось благодаря тому, что снялись в нескольких фильмах, занимались ремонтом автомобилей. Спонсоров не было, поэтому на то, чтобы встать на ноги, «Ферзю» понадобилось так много времени.

Клуб получает помощь из бюджета?

На постоянной основе нет, иногда выделяют деньги на проведение соревнований, других мероприятий. Мы регулярно участвуем в шоу, чтобы быть на плаву, это основной источник доходов клуба.

Понятно, что пригласить иностранных райдеров с показательными выступлениями легче, чем развивать мотофристайл в России. Но ведь получается, что мы вывозим из страны деньги, а не вкладываем их в собственный прогресс. В целом я считаю, что по уровню мы не уступаем европейским мотоциклистам, но нам нужно принимать участие в международных контестах, чтобы получить соответствующий опыт и психологически привыкнуть к их атмосфере

Съемки в художественных фильмах, в частности в «Дерзких днях», как‑то помогли клубу?

В финансовом плане – конечно, а в смысле популяризации райдеров – сложно сказать, в шлемах лиц не видно. Другое дело, что в «Дерзких днях» разрешили рекламировать нашу команду. Не знаю, насколько это помогло – фильм прошел в прокате, и все опять встало на свои места.

Проявляют ли интерес к вашему клубу компании, организующие мотофристайл-шоу?

Мы участвовали в некоторых мероприятиях в России в поддержку Red Bull X-Fighters.

Как вы оцениваете уровень подготовки райдеров клуба «Ферзь» в сравнении с зарубежными коллегами?

Транслирующиеся по телевидению мероприятия, те же X Games, Red Bull X-Fighters, – это высший мировой уровень. В то же время в Европе есть много гораздо менее подготовленных райдеров. В целом я считаю, что мы не хуже европейских мотоциклистов, но нужно участвовать в международных контестах, чтобы получить опыт и психологически привыкнуть к подобной атмосфере. Во многом мы отстаем потому, что вынуждены решать массу организационных вопросов и не имеем возможности бросить все силы на тренировки.

На каких мотоциклах тренируются и выступают в клубе «Ферзь»?

На двухтактных Honda, однако эта компания прекратила выпуск подобной техники, мы ездим на моделях 2007 года. Приобретаем в самых различных местах – в магазинах, у частников. Каждый мотоцикл дорабатывается под конкретного райдера: укорачиваются крылья, убирается поролон из сиденья, меняются амортизаторы, вилка…

Кроме спортсменов вашего клуба и Алексея Колесникова, в России практически нет райдеров высокого класса. Вам не мешает отсутствие конкуренции?

FMX занимаются многие, на тренировках у них что‑то получается, но приземлиться на железный «приемник» в условиях состязаний, в присутствии зрителей, дано не каждому. Чтобы добиться результата, нужно время. У нас большой опыт тренировок и соревнований в самых различных, в том числе экстремальных, условиях, а у других его нет. Еще недавно у райдеров во время показательных выступлений «срывало крышу», они пытались исполнить недостаточно отработанные элементы, получали травмы. Сейчас ситуация изменилась, организаторы предпочитают обращаться к проверенным людям.

Устроители выступлений страхуют райдеров?

Клуб «Ферзь» заключает с ними договора, где указывается, что за присутствие милиции, скорой помощи, других служб отвечают они. Мы стараемся договариваться о выступлениях с Москомспортом и другими структурами, в которых понимают, о чем идет речь.

В каком направлении собирается развиваться «Ферзь» – в спортивном или в шоу?

Главное – сам факт развития. Будут в России соревнования по FMX – заявимся, позовут на мотокросс – поедем, пригласят с показательными выступлениями – не откажемся. Есть планы самим организовать чемпионат по мотофристайлу. Понятно, что пригласить иностранных райдеров с показательными выступлениями легче, чем самостоятельно развивать мотофристайл. Но ведь получается, что мы вывозим из страны деньги, а не вкладываем их в собственный прогресс.

Пока в России нет никаких нормативов относительно того, как проводить состязания по мотофристайлу, какую систему судейства использовать. Думаю, можно позаимствовать что‑то из сноуборда, BMX, хотя там тоже идет процесс выработки критериев, по которым оцениваются спортсмены. Просто взять и перенести систему судейства с Запада не получится – там другой уровень. Думаю, что надо начинать с упрощенного варианта и идти своим путем. Возможно, сделать так, чтобы сами участники соревнований их судили и определяли победителя. Когда‑нибудь и мы войдем в общемировое русло.