Максим Журило – о подготовке к «длинному триатлону» и проекте IronStar

№10 (96)_2015
Текст: Дмитрий Маслов / Фото: Платон Шиликов
Девять лет назад он весил без малого 100 килограммов и не мог пробежать полутора километров. Затем поставил перед собой цель пробежать марафон и добился ее. Дальше – больше. О том, как происходило его превращение в человека, способного преодолеть дистанцию Ironman, «Большому спорту» рассказал Максим Журило. Он также поведал о целях и задачах проекта IronStar, одним из создателей которого является, и об общих тенденциях развития «длинного триатлона».

Досье / Максим Журило

- Родился 10 августа 1984 года
- Окончил факультет кибернетики
- Московского инженерно-физического института (МИФИ)
- Работал бизнес-тренером
- Создатель школы правильного бега I love running, школы легкого плавания I love swimming и велошколы I love cycling
- Один из создателей проекта IronStar

Триатлон
Я увлекся бегом для подготовки к марафону, затем учился плавать, после чего начал осваивать велосипед, чтобы преодолеть Ironman. Поначалу считал эту цель недостижимой, но по мере просмотра роликов в интернете и изучения специальной литературы стал понимать, что все возможно. Сейчас я убежден, что при отсутствии серьезных противопоказаний по состоянию здоровья любой человек за три года может подготовиться к дистанции Ironman. Другое дело, что не все психологически готовы к этому. Когда ставишь перед собой столь масштабную цель, приходится изменять свой образ жизни, от многого отказываться. Считаю, что спорт является своеобразной метафорой жизни: здесь есть и конечность, и преодоление, и усилие, которое нужно прикладывать. Благодаря спорту можно научиться целеустремленности, командности и в дальнейшем использовать эти качества в других сферах.

Я пять раз преодолел дистанцию Ironman, в последний раз – в августе нынешнего года в Норвегии, Norseman. Температура воды – 10 °C, холодно даже в гидрокостюме, велосипедный этап очень сложный, а беговой – в гору. Меня не особо интересует время прохождения дистанции, делаю ставку на постоянное усложнение задачи. Стараюсь как минимум раз в год проходить Ironman, чтобы держать себя в тонусе. Когда есть конкретная дата соревнований, к которым надо подготовиться, появляется цель. По себе знаю: если ее нет, не стану ничего делать. У меня два основных критерия выбора места старта: сложность и новое место. Рассматриваю соревнования как своеобразный метод познания стран, в которых они проводятся: попадаешь в нетуристическую среду, общаешься с местным населением. Планирую съездить в японский Хоккайдо и в Австралию.

I love…
Я рассказывал о тренировках и собственной трансформации друзьям, и многие заинтересовались, стали спрашивать совета. Так родилась идея организовать группу новичков, которые будут вместе тренироваться. И возник проект I love running. Он был платным, поскольку имелись накладные расходы: аренда стадиона, поездки, изготовление маек… Задачу заработать на этом я не ставил. По мере увеличения числа желающих начали создавать другие группы. Все они ставят задачу подготовки к чему-то, к определенным соревнованиям. Мы занимаемся спортом, а он предполагает наличие цели, в то время как физкультура – это процесс. Стал глубже погружаться как в организационные, так и в собственно тренировочные процессы, со временем это стало плохо совместимо с основной работой, и я полностью переключился на спорт.

Через некоторое время открыли I love swimming, девизом которой стало «Через месяц тренировок любой сможет проплыть тысячу метров кролем». В дистанционном плавании 80% – это техника, и лишь 20% – физическая подготовка. Занимаемся по американской методике, которой я обучился в Сан-Франциско. Тренер находится в воде, благодаря чему может оперативно вносить корректировки, и прогресс идет гораздо быстрее. Помимо первого уровня в нашей школе есть еще два, рассчитанных на более продвинутую публику.

В нынешнем году также запустили школу I love cycling. Практика показывает, что многие не знают, как правильно выбирать велосипед, сидеть на нем, что такое контактные туфли… Я пытался познать все сам, однако в группе это происходит гораздо быстрее и легче. У нас в школе на начальном этапе люди учатся объезжать фишки на площадке, ехать в группе, пить из фляжки и доставать еду на ходу… В середине месяца начинаются выезды на трассу в Крылатском, где учатся проходить спуски, подъемы. В конце базового курса – внутренний экзамен, выдаем «права». Их получение является целью.

IronStar
Триатлон – достаточно нишевая тема. За всю историю СССР и России полную дистанцию Ironman преодолели около 700 человек. Многие сознательно не идут на нее, ограничиваясь половинкой. Она требует меньше времени на подготовку. И в рамках IronStar мы проводим соревнования на «половину» и четверть дистанции, что существенно увеличивает число участников. Я мечтал организовать Ironman в России, однако в нашей стране небольшая емкость рынка, из-за чего нет интереса со стороны крупных спонсоров. Поэтому мы решили проводить все под собственным брендом. Стараемся сотрудничать с Федерацией триатлона России и государственными органами. Реальность такова, что инфраструктура – дороги, стадионы, – как правило, принадлежит государству, поэтому по-другому нельзя.

Одной из задач Министерства спорта и Федерации триатлона является популяризация, поэтому наше общение может быть взаимополезным. Опыт стран, сделавших существенный скачок в плане качества жизни людей, свидетельствует: одной из предпосылок к этому является смещение акцента с погони за олимпийскими медалями на массовый спорт. Мы ожидаем, что в течение нескольких лет число участников наших соревнований дорастет до двух-двух с половиной тысяч. Правда, здесь многое будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. С одной стороны, спад нам на руку, поскольку поездки на зарубежные соревнования подорожали и многие заменяют их на российские. С другой, оборудование почти все импортное, и расходы на проведение мероприятий растут.

Мы относимся к IronStar как к бизнес-проекту и вкладываем в его развитие значительные собственные средства. Титульного спонсора пока нет. Привлекли в качестве консультанта австрийскую компанию Triangle. Она принадлежит Ironman и организует соревнования по стандартам бренда. Это касается и наших мероприятий в Сочи, где в сентябре 2016 года проведем гонку на полную дистанцию. Говоря о глобальном будущем IronStar, я вижу три варианта развития проекта. Первый – превращение его в общероссийский с выходом в соседние страны. В частности, Казахстан. Второй – приобретение франшизы Ironman и работа под этим брендом. Третий – продажа IronStar бренду Ironman. Если приобретшие его китайцы увидят перспективность российского рынка, подобное развитие событий станет возможным.

Бренд Ironman
В течение последних десяти лет он принадлежал инвестиционному фонду, цель которого заключалась в том, чтобы, купив дешево, продать дороже. Последние пять лет Ironman активно развивается: появились соревнования на половину дистанции, их уже больше ста. Кроме того, приобретались локальные соревнования. В частности, в шведском Кальмаре, где проходили выступления под собственным брендом, которые впоследствии были переименованы. Помимо этого активно продавались франшизы. Приобретшая бренд за 650 миллионов долларов китайская Dalian Wanda Group планирует активно развивать Ironman в Азии, увеличивая как количество стартов, так и число участников. Однако надо понимать, что для организации соревнований нужно приложить немало усилий: иметь инфраструктуру, оборудование, организовать перекрытие дорог, поэтому слишком быстрым рост быть не может.

У этого рынка есть определенная емкость. Если год назад некоторые старты продавались за считаные минуты, то сейчас при желании всегда можно найти, где посоревноваться. Как правило, в активной продаже всегда около 20 мероприятий. Но количество желающих пройти дистанцию увеличивается с каждым годом. При этом наибольший прирост дают страны Латинской Америки, в первую очередь Бразилия и Мексика. Как только в государстве наблюдается экономический рост, появляется средний класс, сразу набирает популярность триатлон на длинные дистанции. Так происходило и в России. Сейчас стало сложнее: регистрационный взнос на гонку Ironman составляет 600 евро. Плюс расходы на проезд, проживание. Такие затраты серьезно лимитируют количество российских участников.