Лучшие BMX-райдеры в фотопроекте Алексея Шабанова

№10 (116)_2017
Текст: Владимир Морозов Фото: Алексей Шабанов
Алексей Шабанов занимается экстремальной фотографией уже 10 лет. После переезда из Тольятти в Москву он начал поиск интересных локаций для съемок по всей стране. Его новый проект – из парка арт-объектов «Никола-Ленивец» в Калужской области, куда ради нескольких крутых кадров в портфолио согласились приехать именитые российские райдеры BMX flatland Константин Чернов и Арнольд Вальтер. Предоставив свои лучшие работы «Большому спорту», Алексей Шабанов поделился с нами секретами профессионального мастерства и порекомендовал лучшие места для съемок в России.

России полно интересных мест для съемок экстремальных видов спорта. Почему выбрали арт-парк «Никола-Ленивец»?
Это самый большой парк арт-объектов в Европе, где, осмелюсь заявить, до меня никто не снимал экстремальные виды. Когда три года назад переехал из Тольятти в Москву и начал поиск интересных точек для съемок, то сразу включил парк «Никола-Ленивец» в список обязательных для посещения. При этом я хорошо понимал, что собираюсь в довольно популярное место, и выделиться среди других ярких снимков будет непросто – все-таки красивые и необычные места притягивают огромное количество талантливых фотографов.

Вы говорили, что работали над проектом два летних сезона. Почему так долго?
Изначально я запланировал этот проект с одним райдером BMX flatland – Константином Черновым. В августе мы отправились на разведку – снимать не планировали, но я не удержался. До захода солнца сделали 10 кад­ров и вернулись домой. Тем летом наши с Костей свободные дни больше не совпадали. Сезон так и закончился – один съемочный день и куча невоплощенных идей в голове.

Минувшей весной я опять вышел с Костей на связь, но он сказал, что не может продолжить участие из-за травмы ноги. Откладывать съемку еще на сезон я не хотел и пригласил своего хорошего друга, тоже flatland-райдера Арнольда Вальтера. В этот раз мы провели в парке около суток без сна. И, кажется, я снял все, что хотел. Хотя…

Поведайте самую занимательную историю создания снимка из этой серии.
Мы совершили ошибку, решив сэкономить на карте объектов. Очень много времени ушло на изучение территории и поиск интересных мест. На некоторых локациях у меня уже были запланированы конкретные кадры, а на другие я приходил, клал рядом камеру, закрывал глаза и улетал вместе с собственным воображением навстречу идеям.

Спонтанным и самым продолжительным по съемке вышел предпоследний кадр в этой серии. Он пришел в голову, когда я пытался уснуть в палатке. Перебирая идеи, я будто наткнулся на локацию «Сарай». Его изюминка – стены, где были отверстия, через которые проникал свет. Понял, что хочу фотографировать Арнольда в центре и наложить кадр так, будто он играет в собственную марионетку.

На что вы снимали? Есть ли у вас ассистенты?
Как и всегда, я фотографирую на технику Canon. По поводу помощников. Во вторую поездку я захватил с собой свою девушку. При создании заключительного снимка в «Сарае» именно она подсказала мне поставить третью вспышку за райдером. И да, она оказалась права. Силуэт райдера стал более выразительным.

Опишите технологию создания снимка на примере любой фотографии: идея – финальный вариант.
Самое главное – понимать, что я могу взять от человека на съемке. В этом проекте у меня был велосипедист, умеющий исполнять трюки на ровной поверхности. Это стало отправной точкой: определяем удобное место, обсуждаем трюк и фазу. Далее я нахожу второй кадр или какую-то деталь и дополняю ее предыдущим кадром. Таким образом, в один из снимков добавлен силуэт колеса и спиц, который гармонично вписался в фотографию благодаря в том числе fish-eye-объективу.

Вы утверждаете, что не использовали Photoshop. Вообще. Глядя на снимки, в это трудно поверить.
Говоря о Photoshop, я имею в виду вмешательство в снимок, которое обманывает зрителя. Я как фотограф не приветствую фотомонтаж. В данном случае я использовал внутрикамерную мультиэкспозицию. Раньше на пленочных фотоаппаратах это считалось браком (когда пленка не перематывалась, а кадр накладывался на кадр) или неожиданной радостью, если выходило что-то интересное при экспонировании двух снимков. Сейчас же с приходом новых технологий я могу четко контролировать процесс создания таких кадров сразу в камере. Но самое главное здесь – не запутать зрителя.

Вы любите снимать в Подмосковье. Расскажите о самых интересных местах, которые стоит посетить и простым любопытным, и Instagram-блогерам.
Не могу сказать, что я объехал все Подмосковье. Каждое место я выбираю под определенного атлета или вид спорта. Прошлым летом мы проехали очень много красивых мест для съемок первого фильма об уличном вейкбординге Way Out. Чего стоит только красивейшая дамба в Яропольце! Зимой мы со сноубордистами два раза ездили на съемку заброшенной воинской части под Наро-Фоминском. Было холодно, но интересно. Особенно впечатлил бывший противоракетный центр «Шары».

Тот же вопрос – теперь о России.
Крым и Таймырский полуостров. От этих двух мест я кайфанул в мае этого года. В первое легко улететь хоть завтра – климат весьма благоприятный, много красивых и доступных мест. А вот на Таймыре не все так просто. Одна дорога из аэропорта до двух населенных пунктов – Дудинки и Норильска. Смотришь из окна автобуса, а там бескрайняя белоснежная тундра, которая плавно перетекает в голубое небо… Незабываемо!

Вы позиционируете себя как фотограф экстремальных видов спорта. Какую дисциплину снимать интереснее всего?
На данный момент мне интересно снимать абсолютно все – от авто и мото до досочных дисциплин. Нравится весь цикл – от маленькой идеи до картинки на отпечатке бумаги. Очень люблю снимать в горах. С водой у меня тоже особые и теплые отношения, надеюсь скоро приобрести аквабокс – тогда наша дружба станет еще крепче.

Насколько понимание того или иного вида спорта и опыт непосредственно в нем помогают создать хороший кадр?
Крайне важно знать трюки или хотя бы правильные фазы в определенной дисциплине спорта. Я был свидетелем того, что много фотографов желают фотографировать экстрим и делают это хорошо в плане подборки экспозиции, постобработки, но сама фаза трюка или ракурс часто не подходящие. Люди из экстрим-индустрии сразу видят эти недочеты и попросту отсеивают этих фотографов, какими бы они ни были крутыми в своем направлении.

На экстремальной фотографии можно хорошо зарабатывать? Где вы работаете, на что живете?
Я фотографирую экстрим около 10 лет. Находясь у себя дома, в Тольятти, не мог прокормить себя на заработанные деньги в этом сегменте. А в Москве очень много зрелищных мероприятий и крутых атлетов. Все, что мне нужно.

В сети у вас полно конкурентов. Объясните нам, чайникам, как отличить крутой кадр от плохого?
На самом деле хороших фотографов мало. А русских профессиональных экстрим-фотографов я могу пересчитать по пальцам двух рук. Мне нравятся кадры, в которых сочетаются три важных критерия – трюк, локация и свет. Фотографу важно видеть, откуда делается трюк, фазу и приземление (или уезд). Но райдерам очень часто нет никакого дела до света. А брендам вообще куда важнее видеть на снимках свой логотип, и чем больше он, тем круче, по их мнению, фотография.

Что вдохновляет вас на работу?
Жизнь. Иногда тебе приходится долго идти по горам или по улице неизвестного города, пробираться через лес или колючки, чтобы сделать тот единственный и уникальный кадр. Ты улавливаешь свет. Дальше – щелчок камеры и радость. Только после таких моментов счастья ты хочешь идти дальше.