Стритрейсинг в его современной форме зародился в Калифорнии после Второй мировой войны. Вернувшиеся с фронта парни болели обычной для вояк в мирное время болезнью: им не хватало острых ощущений. Спасали не алкоголь и драки, а изобилие дешевых автомобилей и наличие хороших трасс, в том числе природных в виде высохших соляных озер. Сначала гонки проводились спонтанно – договаривались у светофоров, затем появились правила, места постоянных сборов и зрители. Наиболее рукастые водители, из числа бывших механиков, стали поставщиками «гоночных болидов»: по бросовой цене покупался автомобиль 1920–1930-х годов, на который устанавливали мощный и более современный двигатель. Кузов максимально облегчали, избавляя его от крыльев, а зачастую – даже от капота. Такие «хот-роды» с весьма условной аэродинамикой выигрывали в специфической дисциплине стритрейсинга – драг-рейсинге – гонке на ускорение по прямой на четверть мили (402,33 метра).
«Форсаж»
В России, по некоторым данным, уличные гонки зародились в середине 1990-х и сначала представляли собой спонтанные старты со светофоров – для приглашения посоревноваться было достаточно языка жестов или нажатой несколько раз педали акселератора. Массовую известность драг-рейсинг приобрел после выхода на экраны в 2001 году фильма режиссера Роба Коэна Fast and the Furious (в российском прокате – «Форсаж»). Многих привлекли не столько гонки, сколько сама субкультура стритрейсинга с яркими модифицированными автомобилями, эффектными девушками в роли стартеров, дающих отмашку для старта, и независимостью участников, редко подчиняющихся правилам движения и закону в целом.
«Творилось что-то невероятное, – вспоминает Владимир Третьяк, обладатель Кубка России 2014 года в классе FSA и пилот ростовской команды MaxMotors. – Вся страна узнала, что такое драг-рейсинг и тюнинг. Мы начали устраивать ночные гонки, а в 2004 году состоялись первые официальные соревнования. Я приехал на обычном городском автомобиле: сразу понял, что слабоват, но получил море эмоций и адреналин. Через год выиграл, после чего мне стало неинтересно ездить по дорогам общественного пользования».
В 2014 году новомодную дисциплину поддержал SMP Racing. Изменилось все: образовался Russian Drag Racing Championship (ныне – Community) – организация, объединившая все соревнования по драг-рейсингу в России, включая чемпионаты на уровне федеральных округов, также гонки переехали на новые автодромы, где были построены драг-стрипы, а участникам предоставлены боксы, как в «Формуле-1», и масса других новшеств.
«Всем раньше казалось, что мы нелегальщики, а теперь драг-рейсинг вполне себе медийное шоу, – считает Третьяк. – Если раньше гоняли в Красноярске на аэродромных полосах без какой-либо инфраструктуры, то сейчас появились Грозный и Нижний Новгород – лучшие драг-стрипы страны на сегодняшний день. Они максимально ровные (в Чечне, прежде всего), а это крайне важно для наших автомобилей. Потихоньку растем. Посмотрите даже не на количество участников (в Грозный приехало 66 тачек), а на рекорды – они бьются один за другим», – говорит Третьяк.
400 метров за 7 секунд
Третьяк, выступающий в классе FSA (шасси с приводом на переднюю ось) на ВАЗ 2108, не преувеличивает. В 2013 году для победы ему было достаточно 10,5 секунды, в 2016-м – 9,5, а сейчас – 8,5. В Европе это уже топ-результат – официально наши автомобили сейчас вторые-третьи по скорости. «Теперь назовите мне любой другой вид спорта, который бы развивался подобными темпами», – улыбаясь, вопросительно смотрит на нас Третьяк.
Несмотря на 32-градусную жару, что отрицательно сказалось на многих турбомоторах, «Крепость Грозная» подтвердила реноме лучшего драг-стрипа страны. Андрей Голын на Audi TT RS сумел побить рекорд среди всех Audi TT и показал лучшее для них время в мире – 8,837 секунды. Москвич Эльшан Асланов на ВАЗ 2110 (класс FSA) улучшил собственный результат на 0,5 секунды, преодолев 402 метра за 8,5 секунды. Topspeed Promod Outlaw Андрея Кравченко пронесся за 7,180 секунды, а Александр Альбин показал лучшее чистое время на четверть мили – 7,040 секунды при максимальной скорости 299,62 км/ч. Кстати, согласно регламенту ехать быстрее 7,0 секунды нельзя. В противном случае – дисквалификация. Это правило связано исключительно с безопасностью трассы. Выход один – увеличивать драг-стрип на 200 метров. Ибо автомобиль тормозит медленно (ближе к финишу за секунду преодолевается примерно 100 метров), а парашют хоть тормозит и стабилизирует, но не так быстро. Таким образом, рекорд Дмитрия Саморукова (6,325 секунды на Pro Mod Dodge Viper DT c мощностью двигателя до 4000 л. с.) вряд ли падет в ближайшее время. Рисковать на наших трассах слишком опасно, поэтому Саморукову пришлось «ужать» мотор.
Тактика Третьяка
Проходя мимо боксов команд, удивляешься: в перерывах между заездами участники могут спокойно зайти к соседу, попросить ключ, поболтать, обменяться горючим. Один из самых уважаемых в паддоке пилотов – Максим Кривобоков, пилот MaxRide Motorsport. Он известен в том числе тем, что отыскивал редкие книги о тюнинге, переводил их на русский и делился информацией со всеми желающими. «Круто», – говорим вслух, а потом думаем: что будет, когда в драг-рейсинге появятся деньги? Сейчас в RDRC отсутствует призовой фонд: участники вносят стартовый взнос, а за победы получают кубки и уважение.
«Ради чего мы гоняем? По моим наблюдениям, участники разделились на два лагеря, – говорит Владимир Третьяк. – 50% приезжают ради рекордов. Убить машину, взорвать мотор – ничего страшного, если ценой этого получится быстро проехать. У второй половины – желание попасть на подиум, получить кубок. Я отношусь к людям, которым хочется быть чемпионом. Я приезжаю как на соревнование. Смотрю вокруг, изучаю соперников, поведение их автомобилей на старте. Полученная информация помогает мне побеждать даже в том случае, если моя тачка слабее по характеристикам».
Последней фразой Третьяк удивил. Распространено мнение, что драг-рейсинг – это соревнование не столько пилотов, сколько бюджетов, которые владельцы готовы потратить на модернизацию своего автомобиля. Но Владимир снова не согласился.
«Год назад здесь же, в Грозном, я выиграл на самом слабом автомобиле. Кстати, уже вошла в моду фраза “тактика Третьяка”. Я просто всех переиграл. Внимательно следил за каждым участником: если узнать, сколько секунд требуется автомобилю на старте, то можно сделать так, чтобы это время работало на меня. Условно, если в гонке соперник не нажмет все за две секунды, то проиграет. Такими моментами я пользовался», – объясняет Третьяк, гоняющий на машине за 600 тыс. рублей.
«Самые дешевые автомобили здесь – около 500 тыс., на мой взгляд. Машины-призеры в категории Unlimited стоят 10–20 млн. Вообще, на мой взгляд, достаточно 3–4 млн, хорошего пилота с командой, чтобы участвовать в самом сильном классе и навязывать борьбу любому сопернику», – уверяет Третьяк, добавляя, что «вас точно будут бояться».