Косая сажень

Большой спорт №3 (23) март 2008
Андрей Орлов
Человека, который когда-либо занимался греблей, не заметить в толпе невозможно. В физиологическом плане он почти совершенен: высокий рост, широкие плечи, гармонично развитые мышцы.

Человека, который когда-либо занимался греблей, не заметить в толпе невозможно. В физиологическом плане он почти совершенен: высокий рост, широкие плечи, гармонично развитые мышцы. Правда, добиться такой красоты бывает очень непросто. Гребля – один из самых тяжелых видов спорта, здесь спортсмен подвергается длительным, интенсивным и циклически повторяющимся нагрузкам. И все это способно кардинально изменить как его тело, так и душу.

Чем сердце гребца отличатся от сердца обычного человека и почему байдарочникам так необходимы йога и тяжелая атлетика?

Как и большинство видов спорта, гребля развивает все группы мышц. Поскольку в движениях участвуют не только руки, но и туловище, и ноги, и даже шея, тело гребца получает благоприятные условия для гармоничного развития. Но особую нагрузку получают, конечно же, мышцы плечевого пояса и рук, а также широчайшие мышцы спины, трицепсы, большие грудные, дельтовидные и трапециевидные мышцы. Все это определяет характерный внешний вид спортсмена: у него мощные плечи. Такого строения фигуры не удается избежать и женской части байдарочного сообщества. Обычный мужчина, оказавшись рядом с олимпийской чемпионкой по гребле, имеет все шансы ощутить себя худеньким и щуплым.

Выраженное развитие мышц плечевого пояса может давать и неприятные эффекты. Например, из-за постоянных высоких нагрузок гребцы часто страдают артрозом сустава между лопаткой и ключицей. Подобные проблемы со здоровьем иногда приводят к преждевременному завершению карьеры.

Паровозная топка

Чтобы понять, что представляет собой обмен веществ байдарочника, нужно вспомнить, что гребля – это длительная, достаточно интенсивная, циклически повторяющаяся нагрузка, большую часть которой берут на себя несколько ключевых групп мышц. Мышцам необходима непрерывная, бесперебойная поставка энергии и кислорода, а это требует от спортсмена идеально развитой сердечно-сосудистой системы. Сердце гребца не отличается от сердца любого другого спортсмена, а вот мышцы имеют свои особенности. Они адаптированы для аэробной работы – то есть длительной, требующей большой выносливости. Совершенно другие мускулы нужны, например, спринтеру, которому необходимо выжать максимум за полминуты. В гребле же мышечная система должна работать так, чтобы не уставать на протяжении большой дистанции. Для этого ей требуется постоянное пополнение энергетических запасов кровью. Мышца байдарочника – это что-то вроде широко раскрытой паровозной топки. Состав побежит по рельсам, только если безостановочно бросать в топку уголь.

Сизифов труд

Гребля – такое же древнее изобретение, как и колесо. Впервые академическую греблю как спортивную дисциплину стали культивировать в Англии в XVIII веке. В России же родоначальник этого спорта – Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, первым начавший проводить соревнования на шлюпках, народных и академических судах и, конечно же, байдарках. Но, как ни странно, до недавнего времени здесь не существовало серьезной теоретической базы и строгого научного подхода к подготовке байдарочника высокого класса. Они создаются только сейчас.

В советское время применялся один принцип: максимально длительные и интенсивные тренировки. Считалось, что чем они тяжелее, тем лучше результат. Но в мускуле, который постоянно подвергается подобным воздействиям, волокна, способные усваивать кислород, попросту сжигаются. Его можно сравнить с топкой, дверца которой почти закрыта – оставлена лишь маленькая щель. В итоге у спортсменов формировался совершенно не тот тип мышц, который нужен для гребли.

Новые подходы

Сейчас очевидно, что для достижения результатов олимпийского уровня должны применяться совершенно иные методики. Нет никакого смысла перегружать сердечно-сосудистую систему. Как это ни удивительно, сердце любого здорового человека можно подготовить для соревнований тренировками средней интенсивности.

Байдарочный спорт воспитывает в своих подопечных удивительную целеустремленность и потрясающую выносливость. Он приучает спортсмена много и отчаянно работать, думая прежде всего о процессе, а не о результате. И конечно же, огромную роль в гребле играет тренер, который направляет и указывает на ошибки

После того как спортсмен добьется того, чтобы сердце хорошо снабжало мышцы кислородом, ему пора в тренажерный зал. Теперь надо нарастить необходимый объем мускулов спины, живота, рук – тех самых, которые будут тянуть весло. Это достигается силовыми упражнениями максимальной интенсивности, которые выполняются в виде так называемых суперсерий – по 30 секунд на каждое упражнение. Результат – мышцы большого объема, однако способные только к анаэробным нагрузкам, максимально интенсивным, но кратковременным. Они работают как бы «в долг», без кислорода. Следующая задача – перестроить полученные мышечные волокна и создать мускулы, способные подпитываться кислородом, чтобы функционировать долго и бесперебойно. Для этого нужно снова взяться за весло и начинать тренировки с постепенно возрастающими скоростями. В процессе анаэробные волокна постепенно будут заменяться на столь нужные байдарочнику аэробные.

Гребля и другие

Однако вернемся к тем временам, когда байдарочников бездумно изнуряли непрекращающимися тренировками. Как можно было бы увеличить их эффективность? Только одним способом: добавить к этим нагрузкам и другие, способные повлиять на развитие мышц и аэробных возможностей. Для первого идеально подходила тяжелая атлетика, которая состоит из кратковременных и очень интенсивных нагрузок, незаменимых при наращивании мышечной массы. Возможно, это и не совсем те мускулы, что участвуют в гребле, но, во всяком случае, те же группы мышц – спины, рук и живота. Правда, при чрезмерном тяжелоатлетическом усердии довольно просто навредить позвоночнику.

А вот как быть с формированием «правильных» волокон? Тут очень пригодилась бы йога. Во-первых, упражнения на гибкость делают мышцу заметно устойчивее к сжигающим ее сверхинтенсивным воздействиям. Во-вторых, организм йога гораздо более интуитивен, способен бессознательно контролировать интенсивность тренировки. Раньше это получалось только у особо одаренных спортсменов, регулировавших нагрузку благодаря природной чуткости. Такие люди и получали шанс стать чемпионами.