Горный жанр

№1(153)_2023
Текст: Наталья Роно
Лучшие фильмы про горы, их покорение и влияние на человека

Немецкий художник-романтик Каспар Давид Фридрих одним из первых ввел горные пейзажи в мировую живопись: грандиозность и недоступность вершин манила его мятущуюся душу. Немецкий режиссер Арнольд Фанк, геолог по образованию и альпинист в душе, первым начал снимать горные ландшафты и человека на их фоне в кино, став родоначальником соответствующего жанра. Героическое желание вознестись выше неба кружило голову немцам в 1920-х, что привело через десятилетие к национальной катастрофе. Но это уже другая тема. И Фридрих с Фанком в этом, конечно, никак не виноваты. Появившись во многом как немецкое явление, горное кино впоследствии завоевало весь мир. Самый старый фестиваль фильмов на эту тему проводится в итальянском Тренто с 1952 года. Рамки горного жанра сегодня сильно раздвинуты: в него включают не просто чисто альпинистские ленты, но и те, где горы играют свою особую роль: выступают символом, создают атмосферу, исподволь воздействуют на героев.

Фильмы с такими сюжетами мы и собрали в нашем обзоре.

Голубой свет

Режиссер: Лени Рифеншталь

Год: 1932

Что интересного: режиссерский дебют одного из главных новаторов мирового кино

Эта мистико-романтическая драма стала первой режиссерской работой Лени Рифеншталь, одной из самых известных женщин-режиссеров в истории кино, новатора киноязыка и, увы, одной из главных пропагандисток нацистского режима. Начав как актриса, Лени обрела известность благодаря съемкам в альпийских фильмах Арнольда Фанка, режиссера, геолога и альпиниста. И когда в 1932-м она задумалась о режиссуре, то обратилась к знакомому жанру.

Фильм рассказывает про загадочный голубой свет, сверкающий в полнолуние на вершине горы рядом с тихой деревушкой в итальянских Доломитах. Местные юноши стремятся к его чудесному сиянию, но всякий раз разбиваются, не достигнув вершины. И только девушка Юнта, местная юродивая, знает, как до него добраться. Однажды грот из горного хрусталя, который и был источником волшебного сияния, разоряют, и Юнта погибает, не перенеся утраты чуда. Фильм получил серебряную медаль на Венецианском кинофестивале и имел большой зрительский успех. Спустя более чем полвека Рифеншталь скажет о роли главной героини: «Как и ее, меня любили и ненавидели. Как Юнта лишилась хрустальных сокровищ, так и я теряла потом все свои идеалы».

«Голубой свет», конечно, нельзя сравнивать с главным шедевром Лени – «Олимпией», посвященной летней Олимпиаде 1936 года и названной «гимном совершенству человеческого тела», но уже в первом фильме режиссер четко нащупала свои главные новаторские приемы: ночное освещение, синхронизация изображения и музыки, эффектное соотношение горизонтали и вертикали.

Вертикаль

Режиссеры: Станислав Говорухин, Борис Дуров

Год: 1967

Что интересного: диагноз эпохи

Фильм рассказывает о штурме непокоренной кавказской вершины – пика Ор-Тау, которой на самом деле не существует. Именно после выхода этой картины началась всесоюзная слава Владимира Высоцкого, сыгравшего здесь роль радиста Володи. Как известно, альпинистом актер не был. И первоначально режиссеры картины Станислав Говорухин и Борис Дуров предложили эту роль Юрию Визбору, который занимался горным туризмом, посвятил горам не одну песню. Тот долго раздумывал, но в итоге отказался. Высоцкому сценарий также не особо понравился, и только возможность стать автором и исполнителем песен побудила его согласиться. Так им были созданы знаменитые альпинистские песни, в первую очередь «Если друг оказался вдруг», написанная за одну ночь под впечатлением от рассказа Леонида Елисеева, консультанта фильма, о восхождении, в котором по вине одного альпиниста чуть не погибла вся группа.

«Вертикаль» – не просто проникновенная и захватывающая история, но и своего рода «диагноз» поколению, для которого «горная болезнь» стала мировоззренческим и политическим вызовом. Путешественник, геолог, альпинист – вот главные герои 1960-х, бесстрашные небожители, бегущие из суетной и лживой советской повседневности в свой особый «верхний» мир, где есть место дружбе, любви и подвигу.

Белый взрыв

Режиссер: Станислав Говорухин

Год: 1969

Что интересного: горы и война

Второй альпинистский фильм Станислава Говорухина, сегодня почти забытый. Но мы все же решили включить его в обзор, так как в ряду советского кино он занимает свое особое место. Картина посвящена обороне Приэльбрусья во время Великой Отечественной войны. Бои на перевалах Главного Кавказского хребта велись очень ожесточенно, так как через них фашистские войска пытались прорваться к черноморским портам и бакинской нефти. В фильме Говорухина снайперы из немецкой дивизии «Эдельвейс» захватывают важную позицию возле перевала, и группа советских солдат-альпинистов решает подняться наверх и подорвать шапку снега, чтобы лавина смела врага.

Состав съемочной группы здесь впечатляет: сценарист Эдуард Володарский, композитор Софья Губайдулина, актеры Сергей Никоненко, Людмила Гурченко, Армен Джигарханян. Владимир Высоцкий также появляется в эпизоде, хотя его участие и не было изначально запланировано. Картину снимали в Крыму, где актер проводил отпуск и заодно, по дружбе, поучаствовал в съемках нового фильма Говорухина. Однако на озвучание он уже приехать не смог, и в фильме его герой говорит голосом Бориса Зайденберга, что, конечно, слышать странно, учитывая хорошо узнаваемую хриплость Высоцкого. Позже он также написал для картины две песни, но Говорухин ими так и не воспользовался.

«Белый взрыв» – прекрасный образец настоящего альпинистского кино. Это очень напряженная и мастерски снятая без каких-либо компьютерных эффектов картина, в которой присутствуют и драматизм военного времени, и образы героев-одиночек в духе Эрнеста Хемингуэя.

Отель «У погибшего альпиниста»

Режиссер: Григорий Кроманов

Год: 1979

Что интересного: горный нуар

В этом фантастическом детективе режиссер Григорий Кроманов, автор «Бриллиантов для диктатуры пролетариата», создает через горную картинку, впечатляющую нуарную эстетику. Фильм поставлен по повести братьев Стругацких, посвященной одной из любимейших их тем – проблеме контакта цивилизаций, взаимоотношению с Другим. «У погибшего альпиниста» – это название отеля, куда приезжает по срочному вызову инспектор полиции. Его сыграл латышский актер Улдис Пуцитис и озвучил на русском языке Александр Демьяненко – фильм был снят на эстонском и потом продублирован для всесоюзного проката, как это неизменно делали в СССР. Произведение Стругацких, конечно, совсем не детектив, а психологическая повесть. И с первых же кадров фильма чувствуется экзистенциальное напряжение: камера скользит по величественным горным вершинам, взявшим в кольцо долину, на дне которой стоит отельчик, полностью засыпанный снегом; показывает нам парапланериста в небе – этого Икара, то ли падающего, то ли свободно парящего. Входя в отель, первым делом инспектор видит в холле огромный портрет погибшего альпиниста – алтарь тому, кто пытался оторваться от Земли. «Он был снесен лавиной, 500 метров летел вниз, навстречу своей смерти» – это первые слова, которые мы слышим в фильме: их произносит хозяин отеля. Ему и его гостям, отрезанным лавиной от остального мира, придется выяснить, кто тут человек, а кто – пришелец из другого мироздания.

Оператор Юрий Силларт и художник-постановщик Тыну Вирве выстроили повествование почти полностью с помощью крупных и средних планов. Прибалтийские актеры играют отстраненно, немного загадочно. Электронная музыка Свена Грюнберга и фантастические горные пейзажи (картину снимали в Казахстане) усиливают ощущение тоски, пустоты и беззащитности. Эта экзистенциальная фантастика, сочлененная с нуарной эстетикой, получила приз «Серебряный астероид» на Международном фестивале фантастического кино в итальянском Триесте.

Скалолаз

Режиссер: Ренни Харлин

Год: 1993

Что интересного: боевик с головокружительными трюками на головокружительной высоте

Классический боевик начала 1990-х, действие которого происходит в горах – по сценарию в Скалистых, между США и Канадой, но на самом деле фильм снимали в итальянских Доломитах. Сильвестр Сталлоне играет альпиниста, который мучается чувством вины – тем, что не спас во время неудачного восхождения свою подругу Сару. И дабы заглушить это чувство, знакомое слишком многим горновосходителям, он при первой же возможности бросается спасать попавших в беду коллег. Но в этот раз все оказывается еще сложнее, чем в прошлый: в дело вмешиваются банда вооруженных грабителей и чемоданы с кучей денег, разбросанные по горам из-за потерпевшего крушение самолета казначейства США.

Фильм финского режиссера Ренни Харлина знаменит в первую очередь трюками. Один стал самым дорогим в истории: за перемещение по канату с одного движущегося самолета на другой на высоте более 4700 метров без каких-либо страховочных приспособлений британский каскадер Саймон Крейн получил 1 млн долларов. Причем трюк снимали в Америке, а не в Италии – в Европе делать такое без страховок категорически запрещено.

Интересно также, что Сталлоне до этого фильма боялся высоты и в полевых условиях съемок от этой фобии избавлялся. Собственно, именно желание побороть свой страх и побудило его в том числе согласиться на роль альпиниста. Насколько тяжела горная работа, звезда Голливуда также прочувствовал: во время сцен со скалолазанием он натер мозоли на ладонях, от которых потом долго не мог избавиться.

Семь лет в Тибете

Режиссеры: Жан-Жак Анно

Год: 1997

Что интересного: Тибет и духовно больной европеец

В основе этого красивейшего фильма – автобиографическая книга австрийского альпиниста и горнолыжника Генриха Харрера. Он первым в 1938 году в составе немецко-австрийской группы покорил северную стену Эйгера (3970 м), сложнейшей вершины в Бернских Альпах. В 1939-м Харрер отправился в Британскую Индию восходить на Нанга-Парбат (8125 м). Эту гору тогда усиленно штурмовали именно горновосходители из Третьего рейха, тогда как британцы упорно пробивались на вершину Эвереста (8848 м). Дойти до вершины группе Харрера тогда не удалось, и по окончании экспедиции альпинистов взяли в плен английские колониальные власти в связи с началом Второй мировой войны. Книга Харрера рассказывает о том, что случилось дальше, – побеге из лагеря для военнопленных, путешествии по Западному Тибету, труднейшему переходу через горы, жизни в «запретном городе», столице Тибета Лхасе, и близком знакомстве с Далай-ламой XIV. Большая часть съемок фильма проходила в Аргентине. Дабы заснять подлинные красоты Тибета, французский режиссер Жан-Жак Анно отправил туда съемочную группу тайно от китайского правительства. После выхода картины на экраны исполнителю главной роли Брэду Питту был запрещен въезд на территорию КНР. Картину к показу там также запретили, так как китайцы в их противостоянии с тибетцами были показаны в фильме не слишком лестно.

Миф о Тибете, обетованной горной земле, крыше мира, где можно обрести душевное равновесие, давно будоражит западную культуру, капиталистическую, рациональную, секуляристскую. Фильм Анно в этот миф укладывается и по-своему его раскрывает. В картине выстроена духовная эволюция героя, случившаяся с ним благодаря столкновению с тибетской культурой, ее восточной ментальностью. В начале покорять горы герой Брэда Питта стремится из-за собственного тщеславия: он типичный западный конкистадор, в котором живет античный прометеевский дух. Тибет исцеляет его от гордыни, суеты, эгоизма, возвращает к себе, семье, от которой тот бежал в горы, меняет фокус зрения на людей и мироздание. Завораживающие горные пейзажи становятся тем фоном, на котором происходит духовное исцеление «больного» европейца.

Касаясь пустоты

Режиссер: Кевин Макдональд

Год: 2003

Что интересного: одно из лучших раскрытий темы про человека в горах, основанное на реальных событиях

Этот документальный фильм рассказывает историю восхождения в 1985 году на Сиула Гранде (6260 м) в перуанских Андах двух британских альпинистов – Джо Симпсона и Саймона Йетса. Они поставили себе амбициозную и опасную цель – подняться на вершину по западной стене, по которой никто никогда туда не ходил. И сделали это. Однако на спуске начались проблемы, как это бывает, увы, слишком часто: в условиях штормовой погоды Джо сорвался, повиснув над пропастью. «Он висел в воздухе, я чувствовал, что он качается, но не видел его положения относительно скалы. В это время начало холодать… по горе сошла лавина. Я уже дрожал от холода. Прошел целый час, мои руки начали неметь. Я уже физически больше не мог держать веревку… она уже начала проскальзывать в руках на несколько сантиметров. Я должен был что-то сделать, и сделать быстро», – вспоминает Саймон. Выжить стало теперь почти невыполнимой для них задачей.

Картина шотландского режиссера Кевина Макдональда строится на рассказах от первого лица участников событий и игровой реставрации того, что с ними случилось, – натурные съемки с участием актеров проходили в Альпах. Такой сплав документалистики и художественного вымысла позволяет создать зрелищную и при этом очень правдивую историю. Самое интересное – это монологи героев: их размышления о хрупкости жизни, вездесущности смерти, одержимости, которая тянет их в горы, вере, чувстве вины, ответственности за другого.  И, конечно, о воле к жизни, которая толкает вверх и дает силы спускаться тогда, когда кажется, что сделать это практически невозможно.

Кевин Макдональд снял настоящее альпинистское кино про дружбу, мужество и преодоление.

127 часов

Режиссер: Дэнни Бойл

Год: 2010

Что интересного: история невероятного самоспасения

Это фильм режиссера Дэнни Бойла, создателя таких знаменитых картин, как «На игле», «Пляж» и «Миллионер из трущоб». В его основе – реальная история американского альпиниста Арона Ралстона, который сам ампутировал себе руку перочинным ножом, чтобы выбраться из расселины, куда упал во время штурма одного из каньонов Юты. Альпинист провел в ловушке 5 дней и 7 часов, те самые 127 часов, вынесенные в название картины, без еды и воды, пока не решился на отчаянный поступок. И впоследствии написал обо всем книгу «Между молотом и наковальней».

Из этой невероятной истории самоспасения Бойл сделал кинематографический моноспектакль. Все действие полуторачасового фильма разворачивается в одном-единственном месте – в тесной расселине – с одним-единственным актером Джеймсом Франко. Сидя в западне, он много всего переживает и осмысляет: записывает свои мысли на камеру для родных, видит сны и галлюцинации, дурачится для поднятия духа, впадает в истерику и вновь обретает веру и волю к жизни. Прикованный к скале, как Прометей, герой проходит свой путь – самопознания и самоспасения.

При такой структуре повествования самым большим вызовом для режиссера стало, конечно, наполнение фильма динамикой, удерживающей зрителя у экрана. В «127 часах» за нее отвечают саундтрек, которым Бойл всегда славился (звуковая дорожка его культового «На игле» считается одной из лучших в истории), и операторская работа. Фильм снят по-настоящему новаторски – путем смешения операторских техник, таких как параллельный монтаж, триптихи и смена кинопленки. Для работы над картиной Бойл пригласил сразу двух операторов: Энтони Мэнтла, работавшего с ним на съемках «Миллионера из трущоб», и Энрике Чедиак, снимавшего «28 недель спустя». «Мы работали на всех уровнях – настроения, цвета, движения камеры – и всеми теми оттенками, которыми каждый из нас мог наполнить человеческие фантазии, воспоминания и ход мыслей, – вспоминает съемочный процесс Мэнтл. – Дэнни хотел, чтобы мы полностью погрузили зрителя в это ущелье и в мысли Арона и использовали наши камеры, чтобы вести аудиторию от физического к умственному и эмоциональному».

Фильм получил шесть номинаций на американский «Оскар» и восемь на британскую кинонаграду BAFTA, но был удостоен только премии «Независимый дух» за лучшую мужскую роль.

Эверест. Достигая невозможного

Режиссер: Линн Пули

Год: 2013

Что интересного: документальная история первовосхождения на Эверест

Только 16-я экспедиция на вершину Эвереста завершилась успешно. Нога человека – вернее двух, шерпа Тенцинга Норгея и новозеландца Эдмунда Хиллари, – ступила на высочайшую вершину Земли 29 мая 1953 года. Каким был их путь наверх и вниз, и рассказывает фильм режиссера Линн Пули, канадки, живущей в Новой Зеландии.

Лента сделана в жанре докудрамы, соединяющей документальное и игровое: художественная инсценировка событий сочетается с архивными фото-, кино- и ­аудиоматериалами, созданными во время экспедиции 1953 года, а также дополняется интервью экспертов и графическими спецэффектами. Особое внимание в фильме уделено экипировке первовосходителей, в которой по сегодняшним стандартам подниматься, конечно же, никуда нельзя. Более того, современный человек на это и не способен: в 2007 году американские альпинисты проводили эксперимент – пытались покорить Эверест в одежде 1920-х и не смогли из-за громоздкости и тяжести снаряжения.

Художником-постановщиком картины выступил Грант Мейджор, создатель кинотрилогии «Властелин колец». И фильм Линн Пули не уступает ей в размахе и эпичности. Тем более все, что показано в картине, – великая гора, «Божественная Мать Ветра», как называется Эверест на тибетском, битва не на жизнь, а на смерть с холодом, ветром, высотой, лишающей человеческое тело возможности дышать, и с самим собой, с внутренними демонами тех, кто идет вверх, – не фэнтези, а чистая правда.