Герои нашего времени

Большой спорт №6-8 (16)
Александр Антипов
Сложнейший водный маршрут протяженностью почти 300 километров, 200 порогов с перепадом высот по 15 метров, полное отсутствие какой-либо предварительной информации и...

Сложнейший водный маршрут протяженностью почти 300 километров, 200 порогов с перепадом высот по 15 метров, полное отсутствие какой-либо предварительной информации и жесточайший запрет на использование любых средств связи и навигационных систем – в таких условиях десять российских рафтеров первыми в мире совершили сплав по горной реки Нмай.

«В силу слишком быстрого течения преодолеть эту реку на каком-либо плавательном средстве почти невозможно» – так написано о Нмай в «Британике», самой авторитетной энциклопедии мира. Строптивый нрав реки отражен и в ее имени: в переводе с бирманского «нмай» означает «непокорная». Рафтеры называют этот речной маршрут «водным Эверестом». Беря начало на южной оконечности Гималаев, в ледниках Кхакаборази – самой высокой вершины Юго-Восточной Азии (5881 метр), Нмай течет по труднодоступным горным районам Северной Мьянмы (бывшей Бирмы). И сложность маршрута заключается как в скорости течения воды (70 км/ч), так и в непредсказуемости, количестве и частоте порогов.

Неизведанная земля

К покорению Нмай российские рафтеры готовились почти три года. Именно столько понадобилось им, чтобы получить у правительства Мьянмы разрешение на сплав. Дело в том, что северные районы этой страны входят в так называемый «Золотой треугольник», один из основных мировых центров выращивания опиумного мака. Почти не контролируемый центральной властью, север Мьянмы попросту закрыт для въезда туристов. Кроме того, в регионе действует строгий запрет на мобильные и спутниковые телефоны – их использование расценивается как пособничество наркомафии. Единственный способ связи, на который имели право участники экспедиции, – это местные переговорные пункты, которыми, по сути, можно было воспользоваться лишь дважды, сообщив о старте и финише.

После трехлетних сомнений мьянмское правительство все же поддержало инициативу русских рафтеров и даже приставило к экспедиции официального связного, который в случае чрезвычайной необходимости должен был подать сигнал бедствия. Правда, сопровождать группу он был уполномочен лишь до середины пути.
Российская экспедиция в Восточные Гималаи представляла не только спортивный, но и научно-географический интерес, ведь прежде на эту землю вряд ли когда-либо ступала нога западного человека. Лишь однажды, в 2002 году, группа новозеландских спортсменов-водников провела разведку нижней части реки, но продвинуться дальше ей так и не удалось. Всю предварительную информацию о Нмай участники российского похода собирали в Интернете. Более того, у них не было даже более-менее определенного погодного прогноза. Нмай представлялась абсолютной загадкой.

Укрощение строптивой

Вместо запланированных десяти дней прохождение реки растянулось на двадцать. Сегодня спортсмены признаются, что даже представить себе не могли, насколько сложным маршрутом в действительности окажется Нмай. «Мы не были готовы к этой реке, аналогов которой в мире, наверное, нет. Нам приходилось ползти по колено в грязи, отмахиваться от мух и пчел, вытаскивать из гидрокостюмов пиявок. Но главное, мы не ожидали такой высокой и быстрой воды. От скорости вода становится неплотной и как бы встает на дыбы, образуя «ямы», в которые проваливается рафт. Проходить их очень сложно. Еще мы не были готовы к такому количеству порогов – более 200, и почти в каждом случае перепад высот составлял 15 метров. Представляете, каково это – бухнуться вниз с подобной высоты», – рассказывает руководитель экспедиции Юрий Скородумов.

На первый взгляд пороги не кажутся такими уж непроходимыми, но мощь воды столь велика, что при столкновении с валами создается впечатление, будто рафт врезается не в воду, а в каменную стену. Буквально в самом начале сплава прохождение одного, внешне вполне преодолимого участка завершилось страшным оверкилем катамарана. Гребцы едва выбрались на берег, а катамаран пришлось ловить ниже по течению. После этого рафтеры стали осторожнее и часть порогов предпочитали обходить по суше. Именно поэтому свой сплав по Нмай они не считают покорением. Им удалось лишь оседлать гималайский поток, но никак не приручить его. По итогам экспедиции планируется создать лоцию с подробным описанием порогов. С ее помощью и при наличии соответствующего оборудования можно будет организовать более длительную экспедицию и все-таки попытаться укротить строптивую реку.