15, 16 февраля: Олимпийский дневник

Большой спорт №3(80)
Текст: Дмитрий Маслов/ Фотограф: Платон Шиликов
«Сочи-2014» глазами корреспондентов «Большого спорта»

15 февраля

Надежда посетить матч мужских хоккейных сборных США и России разбилась о непунктуальность второй по объему пассажирских перевозок авиакомпании страны: рейс Москва – Сочи был задержан на два часа. При этом даже в тот момент, когда плановое время вылета прошло, на информационном табло значилось «Пройдите к выходу». «Самолеты в Сочи не могут опаздывать по определению, ибо какой-то враг нашей страны наверняка сфотографирует табло с информацией о задержке рейса, а потом опубликует в соцсетях, очерняя лучшие в мире Олимпийские игры», – ерничали два парня в свитерах хоккейной сборной России. На самом деле им было не до смеха: как выяснилось, ребята решили в выходные слетать именно на вышеупомянутую игру, и дорогостоящие билеты могли просто пропасть. Надеюсь, им все же удалось стать свидетелями завершившегося поражением наших соотечественников в серии буллитов захватывающего матча.

Я же первым делом отправился активировать журналистскую аккредитацию. Благо сделать это можно было прямо в зале прилета, рядом с лентами выдачи багажа. Рассмотрев с интересом вожделенную «корочку», обнаружил ошибку в собственном отчестве. В документе я значился не Владиславовичем, а Владимировичем. Говорите, в Сочи приняты повышенные меры безопасности, а все данные тщательно проверяются спецслужбами? Ну-ну…

Второй сюрприз ждал по выходе из аэропорта. Заботливо разосланная пресс-службой Олимпийского комитета России памятка для журналистов сообщала, что во время Игр в аэропорту курсируют четыре специальных автобусных маршрута для представителей СМИ. Однако на информационном табло значились лишь два из них, причем интервал движения на каждом составлял ровно один час. Нужного среди них не оказалось, и я обратился за помощью к дежурившим поблизости волонтерам. Как выяснилось, оставшиеся два рейса выполняются «по заказу». Таковой был принят, и уже через десять минут я в гордом одиночестве ехал в отель на новеньком автобусе вместимостью более 40 человек. Вот это сервис!

Забросив вещи в номер, направляюсь в главный медиацентр. Успеваю аккурат к началу третьего периода хоккейного матча США – Россия. Как же хорош Павел Дацюк! Однако даже вдохновенная игра капитана нашей команды не спасает от поражения. Впрочем, на начальной стадии турнира это не критично, так что никто из многочисленной журналистской братии особо не расстроен. В ожидании вечернего хоккея изучаю медиацентр. Здесь все отдано на откуп спонсорам Игр, товары которых продаются по ценам, существенно превышающим средние московские. Доходит до смешного: рядом с Кубанским двориком, где коллег бесплатно угощают чаем с печеньем и баранками, расположилась точка небезызвестной компании, производящей газированные напитки. Там тоже есть чай, но по 50 рублей за стакан. Интересно, наберется ли к окончанию Игр хотя бы 10 человек, которые его приобретут?

Смотрю победный заезд с участием скелетониста Александра Третьякова и выдвигаюсь на хоккейный матч Швейцария – Чехия. За ставшей открытием минувшего чемпионата мира командой Шона Симпсона следует понаблюдать внимательнее.

Медали России:

Золото – Александр Третьяков (скелетон)
Золото – Виктор Ан (шорт-трек, 1000 м)
Серебро – Владимир Григорьев (шорт-трек, 1000 м)

16 февраля

В планах на день значились мужская лыжная эстафета и биатлонный масс-старт. Соревнования по обоим этим видам проводились в «Лауре», добраться до которой из прибрежного кластера – задача непростая. От главного медиацентра на специальном автобусе нужно доехать до его горного собрата, оттуда – на другом маршруте – до канатной дороги, поднявшись по которой – сесть в шаттл. В общей сложности путь занимает не менее двух часов, однако устроено все на редкость разумно – контроль безопасности проходится лишь однажды: на входе в главный медиацентр. Посадка в автобусы производится в «стерильной» зоне, после чего сотрудники правоохранительных органов пломбируют двери с помощью специальных стикеров. По прибытии на место транспорт высаживает пассажиров уже внутри периметра безопасности. Очень удобно!

О том, что именно в эстафете российские лыжники собираются открыть свой медальный счет, свидетельствовала непривычная для этого вида спорта концентрация VIP-персон: на эстафету пожаловал не только министр спорта Виталий Мутко, но и глава президентской администрации Сергей Иванов с премьер-минист­ром Дмитрием Медведевым. Ожидания их не обманули: отстав на классических этапах, россияне взяли свое на коньковых и впервые в постсоветской истории взошли на подиум: после 1988 года, когда советская сборная финишировала второй в Калгари, медалей в эстафете у отечественных спортсменов не было. Главным творцом успеха стал Александр Легков: бежавший на третьем отрезке дистанции спортсмен сократил отставание от лидировавших шведов с 46 до 14 секунд и вывел команду с восьмого места на второе. Завершивший гонку Максим Вылегжанин развить успех не смог, однако вторую позицию отстоял, отбив атаки француза. После финиша не раз нелицеприятно высказывавшаяся о Легкове в прессе президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе назвала Александра «спортсменом, способным демонстрировать, что он самый лучший в мире», и расплакалась от счастья на глазах у журналистов.

Слез радости ждали и от отечественных биатлонистов, для которых масс-старт являлся последним шансом завоевать золото Сочи‑2014 в личной гонке. Однако в дело вмешался туман: накрыв трассу, он вынудил организаторов перенести соревнования сначала на час, а затем и на следующий день. Транспортники оказались к подобному повороту событий не готовы. Шаттлы для аккредитованных лиц не ходили из-за тумана, и журналистам пришлось на своей шкуре испытать коварство местной высоты: изобилующий подъемами и спусками путь от стадиона до станции канатных дорог непрост, и некоторым для того, чтобы осилить его, пришлось сделать несколько остановок для отдыха. «Я приехала сюда в качестве корреспондента, а стала атлетом», – шутила журналистка одного из американских телеканалов.

Через некоторое время ей пришлось вспомнить о своих непосредственных обязанностях. Репортаж, должно быть, получился занятным. На подходе к канатной дороге образовалась огромная толпа, справиться с которой руководившие процессом волонтеры оказались просто не в состоянии. В огромном потоке шли болельщики, журналисты, почетные гости, представители компаний-спонсоров… Кого и куда направлять, ответственный за это персонал толком не знал, в результате чего образовалось несколько очередей, слившихся затем в одну. Люди нервничали, толкались, ругались и постоянно высказывали претензии растерявшимся волонтерам.
Вышеупомянутая корреспондентка обратилась к своему оператору с просьбой заснять происходившее, чем тот и занялся. «Что же вы творите? Страну нашу позорите: не можете даже прессу пропустить по-человечески. А они ведь и заснимут, и напишут – позора не оберемся», – отчитывал седовласый высокий мужчина с аккредитацией фотографа пожилую женщину-волонтера. В глазах у нее стояли слезы. «Я сейчас позвоню кому следует, и тот, кто устроил это безобразие, получит по заслугам», – не унимался мужчина. «Путин устроил, разве нет?» – прозвучал риторический вопрос. В толпе раздался хохот.

Цитата дня

Третье место в общекоманд­ном зачете, лидерство по общему числу медалей? Ну все – Олимпийские игры можно останавливать
прямо сегодня
Виталий Мутко, комментируя новость о том, что сборная России превзошла свои итоговые медальные показатели на Играх в Ванкувере

Медали России:

Серебро – Дмитрий Япаров, Александр Бессмертных, Александр Легков, Максим Вылегжанин (лыжные гонки, эстафета 4х10 км)