Какие виды спорта поддерживал АВТОВАЗ за полвека своей истории

Большой спорт №6 (103)
Текст: Андрей Супранович
Этим летом главный автомобильный завод страны АВТОВАЗ празднует свое 50-летие. Именно в 1966 году Министерство внешней торговли СССР и FIAT подписали договор о стро­ительстве завода в Тольятти. В преддверии юбилея «Большой спорт» решил вспомнить об истории бренда, причем, что логично, обратить внимание на многолетнюю связь АВТОВАЗа с миром спорта.

Автомобильные марки во все времена были значимыми финансовыми донорами различных спортколлективов и соревнований. Быть спортивным спонсором всегда считалось не только престижно, но и выгодно, – количество болельщиков во все времена исчислялось миллионами, что обеспечивало брендам столь необходимую рекламу. Не оставался в стороне и АВТОВАЗ.

Ориентация на Запад
Всю историю спонсорства тольяттинцев можно разделить на советскую и суверенную части. Логично, что во времена СССР рекламировать автомобили в родной стране не было никакой необходимости: количество желающих купить новенький ВАЗ значительно превышало предложение. Так что всю PR-мощь направляли на зарубежные рынки, так как и завод, и страна в целом крайне нуждались в валюте. Сейчас в это, наверное, сложно поверить, но в 1970–1980‑е годы на экспорт ежегодно уходило до 300 тысяч автомобилей, а в общем более семи миллионов машин под маркой Lada нашли своих новых хозяев в 100 странах.

Понятное дело, большую роль в успехе подобных продаж играла цена – почти на треть ниже, чем у конкурентов. Но немало внимания уделялось и рекламным кампаниям, которыми руководила внешнеторговая организация «Автоэкспорт», отвечающая за продажи советского автопрома за рубежом. Ее пиарщики задействовали всевозможные приемы: рекламу в печати и на телевидении, участие в известных гонках. Так, например, уже в 1973 году «копейка» выиграла ралли Tour d’Europe. Впрочем, тогда ВАЗ‑2101 продавался еще под именем «жигули». После переименования экспортных моделей в Lada пришлось вложить немало средств в раскрутку нового названия. В 1977‑м Lada выставила несколько «трешек» на шведском этапе чемпионата мира по ралли 1977 года, но не снискала больших успехов, несмотря на то что за рулем были шведские же пилоты.

Активность на ниве продвижения бренда проявил Жан-Жак Пок, хозяин французского дилера АВТОВАЗа. Именно Поку пришла в голову идея выставить новые «Нивы» на ралли «Париж – Дакар». Чтобы привлечь максимальное внимание к своей команде, Жан-Жак усадил за руль не профессиональных пилотов, а известных в ту пору актеров и телезвезд, которым при этом даже не пришлось платить гонорар, – те охотно откликнулись на предложение большого приключения. На старт вышли две Niva Proto – обычные, хоть и слегка улучшенные серийные «Нивы», и обе пришли к финишу. Примерно в то же время француз организовал специальный пробег Trophée des Gazelles, в котором приняли участие исключительно женщины. Всего под руководством Пока на базе «Нивы» было построено восемь гоночных автомобилей, а команда Lada Poch выступала в различных раллийных соревнованиях до 1990‑х годов. В 1990‑м на старт выходила уже Lada Samara ТЗ.

Не забывал Пок и о других дисциплинах. В 1982‑м он купил гоночный катамаран и назвал его сначала Niva, а потом переименовал в Lada Poch I. Такой ход не случаен – Жан-Жак хотел увеличить круг покупателей «Нив» и даже предлагал своим клиентам специальные версии для буксировки яхт. На Lada Poch I, а затем и на новом 60‑футовом тримаране Lada Poch II в регатах участвовал знаменитый шкипер Лоик Пейрон, который принес бренду немало побед в крупных регатах: одержал выдающиеся виктории на La Baule-Dakar и Lorient-St. Bathelemy-Lorient и занял второе место на сложнейшей кругосветке Vendée Globe Challenge. Успехи прекратились после распада СССР, когда продажи автомобилей за рубежом упали, и Пок был вынужден расстаться со своими активами. Далее Lada France пробовала спонсировать отдельные регаты, но это продолжалось недолго.

Довольно экзотическим способом продвижения бренда стал спидвей. В 1967‑м при спортивно-техническом клубе ДОСААФ Куйбышевгидростроя был создан клуб «Жигули», просуществовавший под таким названием до 1993 года. На гаревом покрытии успехи «Жигулей» не впечатляли, а вот ледовый спидвей принес Тольятти немало медалей. За рубежом Lada рекламировалась в спидвее в основном в Великобритании – в 1979–1983 годах британский дилер спонсировал трековые мотогонки по гаревой дорожке знаменитого Webmley.

Футбол – всему голова
Конечно, одними автогонками сыт не будешь, и в АВТОВАЗе обратили внимание на самый главный вид спорта – футбол. Сейчас даже сложно представить, чтобы бренд Lada красовался на майке какого-нибудь мирового футбольного гранда, а вот 30 лет назад именно так и случилось. В 1985 году уже упомянутый Жан-Жак Пок познакомился с принцем Альбером, наследником монакского престола. А еще через три года AS Monaco, тогдашний чемпион Франции, лишился генерального спонсора, и Пок, воспользовавшись случаем и правильным знакомством, разместил логотип Lada на майках команды. В том сезоне Monaco играл в Лиге чемпионов и занял третье место в чемпионате.

Не отставал и британский дилер, подписавший соглашение с клубом низших дивизионов Aldershot. Сотрудничество длилось до 1992 года, после чего прекратилось из-за банкротства команды.

Самым громким футбольным контрактом считается договор с чилийским Colo-Colo. «Автоэкспорт» поместил на лицевую сторону футболки логотип Lada (на тыльной стороне, к слову, был брендинг КАМАЗа), и в этой форме чилийцы в 1991 году выиграли главный клубный трофей Южной Америки – Кубок Либертадорес. Это был первый и последний трофей такого уровня для чилийского футбола.

Имелся у советского автогиганта и собственный футбольный клуб, образованный в 1970‑м. До 1989 года он носил традиционное для автозаводских команд название «Торпедо». Торпедовцы выступали во второй лиге чемпионата СССР. После распада Союза самарская команда, уже под названием «Лада», дважды играла в высшей лиге. Сейчас «Лада-Тольятти» выступает во втором дивизионе, в зоне Урал-Поволжье. А вот женская «Лада», созданная в 1987‑м, показывала результат куда успешнее – в 2004 году даже стала чемпионом страны.

Ставка на гандбол
После распада СССР для завода настали непростые времена, и о серьезном спортивном спонсорстве временно пришлось забыть. Тем не менее Lada поддерживала тольяттинца Алексея Немова, гремевшего на Олимпиадах. Нынешний главный редактор «Большого спорта» даже выходил на помост с нашивками Lada.
Старались не забывать в Тольятти и о любимом в народе хоккее. Клуб с традиционным названием «Лада» во времена СССР выступал во втором по силе дивизионе, а с распадом Союза получил путевку в высший свет. И стал там первой командой, разрушившей гегемонию московских клубов. В 1994‑м и 1996‑м «Лада» брала чемпионство страны под началом Геннадия Цыгурова. На стыке 1996–1997 годов тольяттинцы выиграли и Кубок Европы, обыграв в драматичном финале шведский MODO. После образования КХЛ «Лада» получила приглашение в новую лигу и провела там два сезона, после чего отправилась на понижение в ВХЛ. В 2014–2015‑м состоялось долгожданное возвращение тольяттинцев на орбиту сильнейшей лиги Европы. Этот год «Лада» закончила вне зоны плей-офф. «Клуб пропустил несколько сезонов КХЛ, команда только строится. На это может уйти и пять лет, и семь. Но я уверен, что все будет хорошо: Тольятти – хоккейный город, на каждом матче болельщицкий аншлаг. Нам просто не дадут плохо играть. Только вперед – другого выбора нет», – рассказывал в интервью «Большому спорту» форвард Семен Валуйский.

Помимо футбола и хоккея в Тольятти обратили внимание и на гандбол. В 1998 году был основан женский гандбольный клуб «Лада», который практически сразу перешел под патронаж АВТОВАЗа. Поддержка со стороны автогиганта дала плоды – уже в 2001‑м тольяттинки взяли серебро, а в следующем сезоне поднялись на первую ступень пьедестала. Титул «Лада» отстаивала пять раз подряд. На данный момент гандболистки принесли городу шесть золотых наград, а также четыре серебряные и две бронзовые медали. Пошумела «Лада» и в Европе, дважды выиграв престижный Кубок EHF. В этом сезоне клуб, к сожалению, остался без титулов, уступив в полуфинале чемпионата России и в финале Кубка кубков. «В межсезонье “Ладу” дружно покинули десяток основных игроков. Однако катастрофы не произошло: в клубе научились сохранять оптимизм и спокойствие» – так говорила в начале сезона Ирина Близнова, лидер команды.

Возвращение на трассы
Конечно, автомобильный бренд не может существовать отдельно от автоспорта. В 1995‑м возродился тольяттинский спидвей. На аренах появились две команды – «Мега-Лада‑1» и «Мега-Лада‑2». «Первая» сразу же стала лидером чемпионата страны. Эта дебютная победа ознаменовала собой начало золотой эпохи «Мега-Лады». 12 раз клуб побеждал в первенстве России в командном зачете, восемь раз – в личном и четыре раза выигрывал Кубок европейских чемпионов. В 2007 году клубным руководством было принято решение о возобновлении традиций ледового спидвея в Тольятти.

В 2010‑м грянула отчасти сенсационная новость. При поддержке альянса Renault-Nissan наклейки Lada появились на болиде «Формулы‑1» – на боковинах кокпита автомобилей Renault. Тогда за Renault выступал россиянин Виталий Петров. К сожалению, сотрудничество продлилось недолго – уже в следующем сезоне команда перешла под патронаж Lotus.

Но самым главным соревнованием для Lada стал WTCC – чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам. История появления российского автопрома на мировых трассах уходит корнями в 2008 год, когда гонщик и владелец команды Russian Bears Виктор Шаповалов самостоятельно решился на участие в туринговых гонках на Lada. Первый блин вышел комом, но засветиться Виктору удалось – АВТОВАЗ взял команду под крыло и сделал ее заводской. В сезоне-2009 она уже называлась Lada Sport и готовила новый спорткар на базе Lada Priora, а в команде появился легионер Джеймс Томпсон, который принес Lada Sport первые в истории очки. Жаль только, что проект по итогам года был законсервирован.

Возвращение АВТОВАЗа и Lada Sport состоялось в 2012-м. Два года простоя отбросили команду назад, и все пришлось начинать практически заново. Сначала на старт вышла всего одна Lada Granta с Джеймсом Томпсоном за рулем, да и та поучаствовала всего на двух этапах. Межсезонье и тесты немного воодушевили коллектив, который прирос приставкой Lukoil в названии и еще одним автомобилем, за рулем которого оказывались российские пилоты, но ни один из них не навязал конкуренцию Томпсону. В 2014‑й Lada Sport вошла с тремя машинами, причем на позицию еще одного пилота удалось заманить Роба Хаффа, всего двумя годами ранее ставшего чемпионом WTCC. Многолетний опыт титулованного британца принес еще один козырь в рукав Шаповалова и Ко. Обновленная Granta с усиленным мотором получилась более конкурентоспособной, и как итог – Хафф трижды поднялся на подиум, причем дважды одержал победу: в Пекине и Макао. Уже в ходе сезона команде был представлен прототип LADA Vesta WTCC. Новый спорткар, хоть и оказавшийся лучше, чем Granta, был еще сыроват. Немудрено, ведь Lada Sport стала, по сути, первым пользователем абсолютно нового автомобиля. В чемпионате-2015 АВТОВАЗ и новый спонсор команды «Роснефть» жаждали больших успехов, в связи с чем был изменен состав команды. Вместо Джеймса Томпсона, верой и правдой служившего Lada Sport с 2009 года, выписали Яапа ван Лагена, также в команде появился Ник Катсбург. Но звездный состав сподобился лишь на один подиум – на домашнем треке Moscow Raceway.

Нынешний сезон вновь начался с перетряски состава – ушел главный добытчик очков Хафф, на его место пригласили опытного Габрэле Тарквини. Также в команде появился Уго Валенте. Улучшенная Vesta оказалась более конкурентоспособной, и команда начала регулярно набирать очки, а Ник Катсубрг уже дважды поднимался на подиум. Ну а 12 июня Lada Sport приедет в Москву, где традиционно выступает весьма успешно.

Партнеры журнала: