История ралли-рейда «Шелковый путь»

Большой спорт №6 (103)
Текст: Андрей Супранович / Фото: Платон Шиликов
Шестой по счету российский ралли-марафон «Шелковый путь» выходит на дороги России с большим опозданием. Пятый «Путь» состоялся аж два года назад, и лишь в этом году сверхпопулярная гонка вновь появилась в международном календаре. В преддверии долгожданного старта «Большой спорт», выступающий в роли информационного партнера команды «КАМАЗ-мастер», вспоминает события предыдущих ралли-рейдов и анонсирует маршрут грядущего, который пройдет по территории России, Казахстана и Китая.

Первый в истории «Шелковый путь» также проходил по территории России и Казахстана, а финишировал в столице Туркменистана Ашхабаде. Маршрут пролегал в том числе по знаменитой пустыне Каракумы. Важно, что первое же ралли официально получило статус Dakar series, что означает соответствие уровня организации гонки стандартам знаменитого «Дакара».

«КАМАЗ-мастер» выступал на марафоне шестью гоночными экипажами. В первой половине гонки лидировал Владимир Чагин, однако он потерял почти три часа из-за поломки колеса и не смог навязать борьбу за титул, даже несмотря на три победы на этапах. В итоге первый в истории «шелковый» трофей достался экипажу его коллеги Фирдауса Кабирова. Помимо пилота в составе экипажа были Андрей Мокеев и Анатолий Танин. Интересно, что в зачете автомобилей свою первую победу на ралли-рейдах одержал легендарный гонщик Карлос Сайнс.

Второй ралли-рейд был посвящен Олимпийским играм в Сочи, право на проведение которых Россия получила на излете 2009 года. Немудрено, что маршрут финишировал в будущей олимпийской столице, а стартовали в Санкт-Петербурге. Гонка прошла через Липецк, Волгоград, Астрахань, Элисту и Ставрополь. Символичные 2014 км из 4500‑километрового маршрута пришлись на спецучастки. В легковом зачете второй раз подряд победу одержал Карлос Сайнс, а в грузовом – впервые на первую ступень подиума поднялся камазовец Эдуард Николаев. Серебро и бронза тоже достались россиянам – Владимиру Чагину и прошлогоднему победителю Фирдаусу Кабирову. «В городах на трассе было огромное количество болельщиков, которые помогали, кричали, болели. И это позволило нам оставить конкурентов на четвертом–пятом местах», – рассказывал Николаев.

В 2011‑м старт ралли-рейду впервые был дан в столице, на Красной площади. Участников ожидало семь гоночных дней с протяженностью маршрута 3983 км, из которых 2366 км пришлось на спецучастки. Финиш вновь состоялся в Сочи, что стало логичным продолжением кампании по продвижению Олимпийских игр, а сама гонка прошла мимо исторических мест России: Куликова поля, Великого Волжского пути, городищ Золотой Орды. Впервые победителем зачета грузовиков стал иностранец – чех Алеш Лопрайс. Второе и третье места у КАМАЗа – экипажей Кабирова и Андрея Каргинова. Кабиров опережал Лопрайса на 43 минуты 19 секунд, однако судьи добавили час к его результату за превышение скорости на дорожной связке по ходу шестого этапа. В классе внедорожников в абсолютном зачете победил поляк Кшиштоф Холовшиц на BMW.

Ралли, стартовавшее в Москве, должно было финишировать в Геленджике, но из-за стихийных бедствий в Краснодарском крае досрочно финишировало в Майкопе. Впервые на «Пути» россияне сделали дубль. Борис Гадасин стал победителем гонки в легковом зачете, а в зачете грузовиков – виктория на счету представителя команды «КАМАЗ-мастер» Айрата Мардеева, будущего победителя ралли «Дакар-2015». Интересно, что четыре стартовых этапа остались за Эдуардом Николаевым, но поломка турбины вкупе с потерей времени в болоте на последнем этапе отбросили лидера на шестое место. Вторым был Петер Верслуис на MAN, а третьим – еще один российский экипаж Антона Шибалова.

В последнем на данный момент «Шелковом пути» Антон Шибалов поднялся на второе место, а его третья позиция досталась белорусам на МАЗ. Чемпионом же на этот раз стал Дмитрий Сотников, пришедший к финишу в Астрахани с часовым отрывом. «В самом начале гонки мы никак не рассчитывали на победу, нам было важно дойти до финиша в хорошем темпе и без поломок», – не верил в триумф Сотников. Защищавший титул Айрат Мардеев долгое время лидировал, но упустил преимущество из-за поломки и пропуска одной из контрольных точек. Внедорожный зачет покорился французу Жану-Луи Шлессеру, двукратному победителю «Дакара».

Владимир Чагин – о смене амплуа, красоте маршрута «Шелкового пути» и победах КАМАЗа

Семикратный победитель ралли «Дакар» в классе грузовиков Владимир Чагин уже пять лет как покинул кабину спортивного грузовика. Аксакал российского автоспорта уступил дорогу молодым, заступив на пост руководителя своей родной команды «КАМАЗ-мастер». А в прошлом году Чагин примерил новое для себя амплуа, став директором возрожденного ралли-марафона «Шелковый путь». О том, как организовывалась знаковая для России гонка, Владимир Чагин рассказывает в интервью «Большому спорту».

Вы много лет выступали за «КАМАЗ-мастер», а теперь руководите командой. Как вам дался переход от активных выступлений к руководству проектом? Почему решили завершить карьеру?
Я всю жизнь в автомобильном спорте, с самого детства. Еще в школе увлекался хоккеем, несколько лет провел на льду, но в нем остался лишь как болельщик. Конечно, самый яркий период моей жизни – это 15 лет за рулем спортивного КАМАЗа, они навсегда останутся в памяти. Автогонки – это и работа, и хобби, они могут совпадать. Но рано или поздно приходится завершать карьеру. Так произошло в 2011 году. В тот период хорошо стало проявлять себя молодое поколение пилотов, им нужно было дать больше самостоятельности, поэтому я решил уйти. Конечно, решение принималось вместе с руководством КАМАЗа и с учетом мнения президента Татарстана, все отнеслись с пониманием. Тем более, расставшись с ролью пилота, я не расстался с командой. Мне кажется, что тем опытом, который я накопил за годы выступлений, обязательно нужно делиться. Всегда считал, что хорош тот руководитель, который раньше сам был спортсменом. Кто еще будет так хорошо чувствовать и понимать, что нужно пилотам, как не бывший пилот, который знает всю обстановку изнутри? А теперь мне еще и доверено возглавить организацию ралли-марафона. Для меня это большая веха в биографии. Я был поражен, какая большая и интенсивная работа ведется за кулисами спортивного мероприятия.

Ралли «Шелковый путь» возрождается после двухлетнего перерыва. Почему мы не проводили гонку в прошлые годы?
Все просто. В 2014 году в стране состоялось два крупных спортивных мероприятия: Олимпиада в Сочи и первый российский этап «Формулы‑1». Логично, что все внимание в стране было сфокусировано на этих двух мероприятиях. Все это время мы постоянно слышали от спортсменов и болельщиков вопросы о том, когда же возродится российский ралли-марафон. Все хотели вновь приехать в нашу страну, ведь у нас очень красиво. В итоге прошлой осенью мы начали активную работу по организации проекта.

Участники гонки пересекут две границы. Как будет организован паспортный контроль?
Это правильный вопрос. На переход сухопутной границы обычно требуются несколько часов и куча формальностей, а в режиме соревнований на это времени нет. Поэтому проводится большая работа, чтобы все процедуры заняли лишь несколько минут: приехал, показал паспорт, получил штамп и поехал дальше. Мы все организовываем заранее, все документы по каждому участнику и автомобилю заполняем и подаем загодя. Автомобильные федерации Казахстана и Китая активно в этом участвуют. У нас вообще неплохо получается работать вместе, даже несмотря на языковой барьер. Уже в ближайшее время мы все подготовительные работы завершим.

Какие трудности возможны у участников?
Мне кажется, что смена часовых поясов может как-то повлиять на всех. Ведь между Москвой и Пекином пять часов разницы! Безусловно, тот, кто доедет до финиша, будет настоящим героем.

Прокомментируйте маршрут нынешнего «Шелкового пути». Что учитывалось при выборе этапов? Что в маршруте будет самым интересным?
Конечно, я принимал непосредственное участие в проработке маршрута, ведь я имею представление, что нужно для ралли-марафона: какая должна быть продолжительность спецучастков, чтобы все успевали отдыхать и побольше машин добрались до финиша. Хорошее ралли – это обязательно разнообразие природы и ландшафтов. Наша гонка начнется со средней полосы России с ее красивейшими полями и лесами, потом будут предгорья Урала. В Казахстане нас ждут суперскоростные и красивейшие степи, по которым мчаться одно удовольствие. В Алматы будет день отдыха, после чего ралли перевалит в Китай. Там будут песчаные и горные спецучастки, огромные дюны пустыни Гоби, и все это в условиях сильнейшей жары. Насто­ящее мужское испытание.

Мужское? Женские экипажи на старт не выйдут?
Выйдут. Готовятся. Отношусь с огромным уважением к таким девушкам. Мы для них сделали участие бесплатным, освободим от вступительного взноса. Хочется, чтобы девчонки обязательно добрались до Пекина.

Старт гонки состоится в Москве 8 июля. А что тогда пройдет в Казани?
В Москве у нас будет торжественный старт на Красной площади, после чего участники отправятся в Казань по федеральной трассе. Проложить соревновательный маршрут вне дорог в этой части России было затруднительно – здесь много населенных пунктов, мы должны думать о безопасности. В Казани же всех ждет так называемый пролог. Это будет двухкилометровый скоростной песчаный спецучасток прямо в центре столицы Татарстана. Спорт­сменов даже ожидает кусочек пустыни, чтобы участники с самого старта были готовы к тому, что их ждет.

Что отличает «Шелковый путь» от других ралли-рейдов?
В основном ландшафты, свое­образие природы. Наш маршрут очень разнообразен, предполагает все виды бездорожья, какие только можно встретить на Земле. На данный момент наше ралли – единственное, проходящее по территории сразу двух частей света.

В свое время вы часто выступали и побеждали на «Дакаре». А что, кроме ландшафтов, изменилось в гонке после переезда ее из Африки в Южную Америку?
Погодные условия разные. В Южной Америке в январе лето, в пустыне Атакама температура достигает 45 градусов. Также мы стали забираться высоко – до 4900 метров над уровнем моря. Также порадовали гостеприимство и радушие местного населения, жители всегда готовы прийти на помощь. Но и от гонок в Африке у меня остались только хорошие впечатления. Сейчас проходит ралли Africa Eco Race, «КАМАЗ-мастер» в ней также принимает участие, ребята приезжают оттуда с хорошими впечатлениями и результатами.

Что удивительного случалось во время вашего участия на «Дакаре»?
Много всего. Бывало, и на минных полях оказывались. Аварий было много. Но мне запомнился случай, когда в Аргентине мы мчались по пустыне, и вокруг не было ни одного поселения. И вот от перегрева тормозов у нас загорелось колесо, причем никак его не удавалось потушить – огонь был таким сильным, что огнетушитель не помогал, а грунт – таким плотным, что лопату невозможно воткнуть. И тут появились около 15 аргентинцев, притом с ведрами воды! И помогли нам потушить пожар. Откуда они взялись – до сих пор не понимаю. Как в «Белом солнце пустыни»: «Ты как здесь оказался? – Стреляли».

Креативным директором гонки стал Денис Симачев – довольно неожиданное решение. Как оно было принято и чего ожидаете от дизайнера на этом посту?
Да, для многих это было неожиданностью. Но все сомнения рассеялись при первой же встрече, у нас оказалось много общего. Во‑первых, я узнал, что Симачев участвовал в кольцевых мотогонках, а я к этому виду спорта отношусь с большим уважением. Это тяжелый труд. Уже этого для меня было достаточно, мы быстро сошлись. К тому же Денис любит экстремальные путешествия, спускается на горных лыжах по целине, залезает на айсберги. Вот вам и дизайнер одежды! Фирменный стиль проекта: экипировка, печатная продукция и многое другое – это все на его плечах.

КАМАЗ несколько десятилетий доминирует в ралли-рейдах. Можно ждать победы и в этот раз?
Все в равных условиях. Да, мы побеждаем, но каждая победа дается с огромным трудом. Вот, например, в этом году, к сожалению, мы уступили на «Дакаре». Конкуренция в категории грузовиков колоссальная. Надеюсь, что «КАМАЗ-мастер» в этот раз достойно выступит, все же родной воздух должен помочь. Но на «Шелковом пути» никаких поблажек для «КАМАЗ-мастера» нет и не будет. Информация о маршруте, условиях гонки для всех команд одинаковая. На период подготовки и проведения гонки я передам полномочия по руководству командой восьмикратному победителю ралли «Дакар» Сергею Савостину.

Кто из «КАМАЗ-мастера» будет выступать на ралли-рейде?
У нас есть пять экипажей, и все они выйдут на старт. Еще будет совместный китайско-российский экипаж, где пилот Хоу Хоньи и штурман Шэнь Синь из Китая, а механиком будет наш Андрей Мокеев. Ребята уже выступили на этапе чемпионата России и хорошо себя показали. Пилот прошел свое­образный экспресс-курс обучения езды на КАМАЗе, и вроде у него неплохо получается. Если будут продолжать в том же духе, они претендуют на хорошие места по итогам гонки.

Вы не так давно презентовали грузовик капотной компоновки. В чем его преимущество?
Такие грузовики появились у конкурентов, и мы стали обращать внимание на их хорошие результаты. Очевидно, что за капотной компоновкой будущее. В таких машинах экипаж получает меньше вертикальных нагрузок и ударов, поэтому грузовик может ехать быстрее. Смещение центра масс к центру автомобиля также улучшает маневренность автомобиля и обеспечивает преимущества при движении по извилистым скоростным участкам. Думаю, что появление капотного КАМАЗа привлечет к грузовой категории еще большее внимание и, безусловно, украсит их.

Что получает завод КАМАЗ от выступления вашей команды в ралли-рейдах?
Растет популярность и узнава­емость бренда по всему миру. Победы приносят престиж нашей стране. Очень приятно, когда в Африке или Южной Америке на финише реет российский флаг. Также немаловажным фактом является тестирование конструкторских наработок. Те агрегаты, которые выдерживают «Дакар», в обычных условиях могут работать вечно.

Фабьен Вуазен, генеральный директор Total Восток

Почему вы выбрали для сотрудничества именно «КАМАЗ-мастер»?
Total очень плотно работает c автоспортом, но, как правило, только в качестве бизнес-парт­нера. То есть мы подписали соглашение с КАМАЗом, а парт­нерство с гоночной командой стало следующим шагом развития партнерства. Конечно, эта команда очень успешна в России и мире, так что сотрудничество с ней важно как Total в целом, так и Total Восток. Нам важно работать со знаменитым российским брендом, особенно в свете увеличения нашего присутствия на рынке коммерческого и грузового транспорта.

Какие продукты Total будут использоваться «КАМАЗ-мастером»?
В основном это смазочные материалы. Прежде всего специализированные моторные  масла для экстремальных нагрузок, а также трансмиссионные масла и ряд технических жидкостей.

По каким критериям будет оцениваться успешность партнерства Total и «КАМАЗ-мастера»?
Мы говорим о спортивном партнерстве, так что критерием будут победы команды. Это и имиджевая история также. Мы хотим, чтобы команда чувствовала нашу поддержку, а наши смазочные материалы помогали ей побеждать. Мы хотим работать с инженерами команды и получать от них отзывы по использованию нашей продукции.

Интересовались ли вы ралли-рейдами ранее?
Да, когда я работал в Африке, «Дакар» еще проводился там. И мы работали с марафоном.

Есть ли у вас любимые пилоты?
Если говорить о гонках на грузовиках, то это, конечно, Владимир Чагин, который уже, правда, не выступает. А вообще я большой фанат Себастьяна Леба.

Партнеры журнала: