Итоги ралли-рейда «Шелковый путь»

Большой спорт №10 (106)
Текст: Андрей Супранович
Шестой по счету международный ралли-марафон «Шелковый путь», прошедший по территории России, Казахстана и Китая, завершился ожидаемым триумфом команды «КАМАЗ-мастер». Первым до финиша в Пекине добрался экипаж Айрата Мардеева, следом за ним с 15-минутным отставанием приехал Дмитрий Сотников. Так внушительная коллекция призов «синей армады» пополнилась бронзовыми головами белых тигров, которые вручались в качестве кубков.

К радости многочисленных поклонников автоспорта, финишный створ в самом центре олимпийского парка Пекина пересекли 71 внедорожник и 23 грузовика – именно столько экипажей смогли преодолеть всю дистанцию марафона. 94 экипажа посетили 15 городов и три страны, проехав сложнейший маршрут, подготовленный ведущими представителями мира ралли-рейдов. Большинство участников отметили, что трасса оказалась самой сложной и изнурительной в их жизни. Однако в то же время маршрут провел участников по самым интересным точкам в аре­але Великого Шелкового пути.

Отправившись из Москвы, гонщики проехали суперспецучасток в центре Казани, добрались до Уфы, а затем через Костанай добрались до крупнейших городов Казахстана: Астаны и Алма-Аты, посетив также живописное озеро Балхаш. Дальше гонщиков ждала бескрайняя пустыня Гоби с ее крупнейшими в мире стоячими дюнами и сложнейшими вязкими песками, которые стали одним из главных сюрпризов гонки. По пути к Пекину участники также посетили оазис Дуньхуан, колыбель и узловую точку Великого Шелкового пути, соединившего много веков назад Восточную и Западную цивилизации.

Сражение за голову тигра
Всю гонку в грузовом зачете шла борьба за место на подиуме между экипажами «КАМАЗ-мастера» и голландским пилотом Мартином ван ден Бринком, который тестировал на гонке новый капотный грузовик Renault с автоматической коробкой передач. «Для меня важно именно победить КАМАЗ», – говорил Ван ден Бринк. На «Шелковом пути» команда «КАМАЗ-мастер» тоже тестировала новый капотный автомобиль. На «носатом» грузовике ехал экипаж Эдуарда Николаева, который испытывал дискомфорт из-за непривычного обзора. Но не этот недостаток помешал новому КАМАЗу показать результат – из-за поломки (на седьмом этапе был пробит поддон двигателя) «капотник» не смог финишировать на подиуме, уступив третье место голландцам. Впрочем, проб­лемы были у всех призеров. Еще на пятом этапе Айрат Мардеев потерял около 40 минут из-за поломки турбины, которые удалось отыграть после того, как сложности возникли у Ван ден Бринка. Сначала голландец потерял 15 минут из-за отказа системы охлаждения, затем проколол колесо, а ближе к финишу его подвела электроника. В итоге Мартин упустил и второе место.
Что касается зачета внедорожников, то здесь многие ставили на 12‑кратного победителя «Дакара» Стефана Петранселя, но тот попал в серьезную аварию еще на территории Казахстана. Пилот на высокой скорости неожиданно влетел в яму, которая была отмечена на всех картах, а затем потратил много времени на ремонт автомобиля.

После аварии Петранселя фаворитом гонки считался его напарник, девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Леб, но и ему не удалось выиграть. На 12‑м этапе Леб был наказан четырехчасовым штрафом за пропуск двух контрольных точек на дистанции. На финише Себастьен уступил победителю гонки Сирилю Депре как раз четыре часа. Интересно, что Депре ранее был известен как мотогонщик, – так что победа на «Шелковом пути» стала для пятикратного победителя «Дакара» дебютной за рулем автомобиля.

Владимир Чагин
руководитель проекта «Шелковый путь»
Позади две недели жаркого марафона, и мы все счастливы быть в Пекине. Мы долго готовились к этой гонке. Я очень рад, что все завершилось благополучно и у всех останутся хорошие и приятные воспоминания. Мы испытали все виды бездорожья, которые были на нашем пути, и все климатические условия – жару, дождь и даже песчаные бури. В следующий раз мы сделаем гонку еще более красочной и интересной для болельщиков и участников.

Айрат Мардеев
победитель ралли «Шелковый путь» 2012 и 2016 годов
Для любого экипажа нашей команды выиграть ралли «Шелковый путь» во второй раз – это большое достижение. Не все складывалось гладко, но команде удалось преодолеть все трудности и отыграть отставание, которое возникло в начале гонки. Хотел бы поблагодарить организаторов за великолепную гонку, им удалось сделать по-настоящему удивительный ралли-рейд с интересной трассой.

Сириль Депре
победитель ралли «Шелковый путь» 2016 года
Мы приехали, чтобы пройти весь марафон, получить опыт и пережить удивительное путешествие по маршруту от Москвы до Пекина. За эти 17 дней я выполнил все свои планы – мы добились победы и получили заслуженный Кубок чемпионов. Поэтому мы счастливы. Я давно знаю дирекцию гонки, а Владимир Чагин – выдающийся профессионал в организации соревнований. Он сделал все возможное, чтобы ралли получилось прекрасным, и я могу лишь догадываться, насколько это было трудно.

Дмитрий Сотников
призер ралли «Шелковый путь» 2016 года
Трасса была интересная, мы получили массу удовольствия. И в начале, и в конце гонки были «рулежные» дороги, много задач на пилотирование. Потом была гряда затяжных дюн, достаточно коварных. Но когда вкатываешься, понимаешь характер дюн, то начинаешь получать большое удовольствие. И любуешься красотой пустыни. Что касается Ван ден Бринка, то мы контролировали ситуацию. Шли надежно, с большим запасом, а если бы он все-таки догнал, то мы бы прибавили. Начать гонку боевой «техничкой» и завершить со вторым результатом – это очень хорошо. Как можно быть недовольным?

Сергей Савостин
менеджер команды «КАМАЗ-мастер»
Это была очень тяжелая гонка для всех – и для экипажей, и для механиков. У нас были ошибки, но в целом работу команды оцениваю очень хорошо. Отлично потрудились механики. Во время этой гонки из-за длительных лиазонов почти не оставалось времени на сон – спали всего по три-четыре часа. Ребята уставали, но безупречно делали свое дело. Наши машины несколько раз переворачивались во время марафона, и их восстанавливали за одну ночь, чтобы наутро экипажи могли стартовать на новом этапе.

Итоги «Шелкового пути»

Грузовики
1   А. Мардеев / А. Беляев /
Д. Свистунов («КАМАЗ-мастер»)
39,23:18
2  Д. Сотников / Р. Ахмадеев /
И. Романов («КАМАЗ-мастер»)
15:28
3  М. ван ден Бринк / П. Виллемсен /
Д. Корзловски (Renault)
33:26
4  Э. Николаев / Е. Яковлев /
В. Рыбаков («КАМАЗ-мастер»)
1,32:53
5  Х. Хуннин / Ш. Синь /
А. Мокеев («КАМАЗ-мастер»)
3,18:56

Внедорожники
1   С. Депре / Д. Кастера (Peugeot)
36,15:18
2  Я. Аль-Раджи / Т. Готтшальк (MINI)
25:51
3   В. Васильев / К. Жильцов (MINI)
49:46
4   Г. Хант / А. Шульц (MINI)
1,54:47
5   А. Рахимбаев / А. Николаев (MINI)
2,12:45

Партнеры журнала: