Правила сильного франчайзера: фитнес и не только

26 сентября 2017
Проведя прошлый год в режиме ожидания, в 2017-ом предприниматели активизировались на рынке франчайзинга. Потенциальные франчайзи посчитали, что ждать окончания кризиса бесперспективно, и стали действовать. Их интерес к покупке франшиз совпал с желанием крупных компаний развиваться, даже несмотря на неблагоприятные экономические условия. Как создаются действительно тесные партнерские отношения между франчайзером и франчайзи? Яркий пример – фитнес-индустрия. Опытом своей компании поделилась с редакцией Ирина Туманова, заместитель генерального директора по операционной деятельности федеральной сети  фитнес-клубов X-Fit.

Пространство для роста

Россияне хотят заниматься фитнесом, но не всегда могут найти подходящий фитнес-клуб в родном городе. Такой вывод можно сделать из исследования РБК, посвященного фитнес-индустрии. На Москву и Санкт-Петербург сейчас приходится 59 % всех отечественных клубов и студий, а вот на региональном рынке явно существует дефицит качественного фитнес-предложения. Тем не менее, общие темпы развития фитнес-рынка увеличиваются – к концу 2017 года рост должен составить 11 %. На самом деле не все так безоблачно, как считают аналитики, но в целом, если говорить именно о франчайзинге, прогнозы вполне оптимистичны, в том числе во многом благодаря развитию франшиз известных брендов, таких как X-Fit.

Еще в 2006 году сеть запустила программу по развитию франчайзинга, что открыло значительные перспективы для масштабирования бизнеса. Полноформатные клубы X-Fit площадью более 2 тыс. м2 стали открываться по всей стране. А в 2012 году был запущен проект по франчайзингу демократичных сухих студий Fit-Studio – это решение еще больше расширило возможности компании для экспансии в регионы. На данный момент сеть насчитывает более 60 клубов, которые расположены в 40 городах – как в России, так и в странах бывшего СНГ.

Признаки сильного франчайзера

Франшиза – это «упакованный» готовый бизнес. Основных преимуществ крупной сети несколько: налажены инструменты привлечения клиентопотока, созданы единые IT-решения (сайт, мобильное приложение, колл-центр и пр.), которые помогают выстраивать треугольник коммуникации (франчайзер – франчайзи – клиент), внедрены передовые продукты и услуги. Например, все программы X-Fit работают на основе уникальной запатентованной системы тренировочных методик Smart Fitness, которая позволяет решить индивидуальные задачи любого клиента в максимально сжатые сроки с сохранением пролонгированного результата. При наборе сотрудников в новые клубы персонал проходит обучение и получает все инструменты, необходимые для работы на основе системы «умного» фитнеса. Что касается функционирования самих клубов, то мы передаем франчази пакет апробированных технологий и документацию по стандартизации операционных процессов – все то, что необходимо для ведения прибыльного бизнеса и поддержания уровня марки. Отдельно отмечу нашу crm-систему, которая серьезно облегчает работу франчази – просто, информативно и эффективно.

Чтобы получить в руки такие богатства, нужно пройти серьезный бизнес-кастинг. Мы тщательно работаем с нашими потенциальными партнерами и всегда обращаем внимание на то, что фитнес-клуб – это предприятие, требующее тщательного подхода к выбору места и анализу конкретной локации, а главное – полной самоотдачи управляющего проектом. Цензом является и достаточно высокий порог входа в этот бизнес.

Если говорить о начальных вложениях, то каждый проект подразумевает свои суммы по франшпакету: ребрендинг небольших студий начинается от 200 тысяч рублей, полноценный проект с бассейном и полным спектром услуг будет стоить несколько миллионов рублей. Инвестиции во франшизу в общем объеме затрат занимают от 2 до 10 %, эти средства возвращаются за несколько месяцев. Инвестиции в проект в целом окупаются за 3-5 лет работы клуба.

Взаимовыгодное сотрудничество

Неправильно считать, что преимущества от франчайзинга получает только покупатель франшизы. Не секрет, что для любой компании, представляющей фитнес-услуги, одной из самых больших статей расхода является строительство задания под новый фитнес-клуб или арендная плата. Благодаря франчайзи нам не нужно тратиться на эти цели – возведение клуба или аренду оплачивают партнеры. Таким образом, мы даем франчайзи исключительные права на товарный знак, корпоративный стиль, репутацию и опыт, а взамен получаем доступ в регионы, узнаваемость бренда, расширение клиентской базы и, конечно, возможность реализовывать свою основою миссию – привлекать к фитнесу и здоровому образу жизни как можно больше людей.  

Еще одна отличительная особенность сильного франчайзера – комплексная работа с франчайзи даже после того, как контракт между партнерами уже оформлен. Мы проводим полный комплекс мероприятий и на этапе запуска (обучение, внедрение бизнес-процессов и прочих решений), и систематически после открытия клуба (дополнительное обучение, проверки отделов продаж, проверки тайным покупателем, аудиты и пр.). Ежемесячно происходит разбор коммерческих показателей и формируется план мероприятий по развитию клуба. Это позволяет поддерживать высокий уровень услуг, предоставляемых под брендами X-Fit и Fit-Studio.

Тренд на качество

Опыт показывает, что при правильной настройке отношений между франчайзером и франчайзи результат гарантирован. Наши партнеры понимают, что франшиза – это набор инструментов и услуг, которые позволяют в довольно сжатые сроки построить эффективное предприятие, но только в том случае, если бизнесмен активно участвует в работе проекта, а не сидит сложа руки в надежде на легкую прибыль. И нам удается находить таких партнеров. Вот почему X-Fit еще ни разу не воспользовался правом отозвать франшизу, хотя обладает такой возможностью по контракту.

В 2017 году это скорее правило, чем исключение для всего отечественного рынка франчайзинга. Количество псевдофранчайзеров уменьшается, не в последнюю очередь за счет возросшего профессионализма франчайзи. Они все реже покупают бизнес только из-за красивой обертки. Их все чаще интересует наполнение. Такой тренд на качество не может не радовать. От этого выигрывают все участники франчайзинговой цепочки и фитнес-рынка в целом, а главное – конечные потребители, для которых в регионах становятся доступны клубы с высокими стандартами предоставляемых услуг.