Задушевный футбол

Большой спорт №4 (14) апрель 2007
Марина Юршина
О том, какой эмоциональный подъем у спортсменов и болельщиков может вызвать хорошая песня рассказывает лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин.

Новая спортивная композиция группы «Чайф» – песня «Седой Урал» впервые была исполнена не в концертном зале или клубе, а на стадионе, во время матча между футбольными командами Екатеринбурга и Пятигорска. Именно стадион, судя по всему, и станет главной площадкой, на которой можно будет услышать эту композицию. Музыканты не намерены включать «Седой Урал» в свой очередной номерной альбом, а планируют исполнять ее только выступая в качестве гостей на различных спортивных мероприятиях. О том, какой эмоциональный подъем у спортсменов и болельщиков может вызвать хорошая песня и что общего между Ливерпулем и Екатеринбургом, в интервью журналу BOLSHOI sport рассказывает лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин.

Сначала «Аргентина – Ямайка 5:0», теперь «Седой Урал», а еще было выступление на торжественном открытии футбольного сезона-2007. Вы действительно такой страстный футбольный болельщик? Как часто вы ходите на стадион? Какое место спорт вообще занимает в вашей жизни?

Я вполне среднестатистический футбольный болельщик – безусловно, не фанат. У меня даже нет любимой команды. Я сильно поддаюсь чьему-то влиянию, и когда нас пригласили выступить перед игрой ЦСКА – Liverpool, я болел за ЦСКА. А потом, на открытии футбольного сезона, – за «Локомотив». Когда смотрю репортажи про уральские команды, то становлюсь их болельщиком. Скорее всего, я болею не за определенную команду, а за «своих», за земляков – Урал или Россию. И, конечно, очень люблю красивую игру. Вчера, например, с удовольствием смотрел повторение матча Milan – Liverpool, как красивое выступление, настоящий спортивный концерт.

А вот на стадионе я был всего лишь раз шесть, не больше, и всегда в абсолютно разных местах: то в Воронеже, то в Питере. Только однажды, когда играл ЦСКА с Liverpool, я сидел на VIP-трибуне. А как-то на матче «Зенита» меня поразило, что боевой гимн болельщиков этого клуба – лирическая и медленная «Вечерняя песня». Когда здоровые мужики на стадионе поют: «Слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою», это очень впечатляет.

Но в целом я не очень азартный человек, скорее, мне важен сам процесс. Поэтому я и не обращаю внимания на всевозможные хит-парады и рейтинги. Люди приходят ко мне на концерт, покупают мои диски. Это означает, что мои песни им нравятся, а остальное неважно. Наверное, в этом и заключается разница между спортом и музыкой: по сути, для оценки музыканта нет никаких объективных критериев.

Каково ваше самое сильное спортивное переживание? И что подтолкнуло вас к созданию «Седого Урала»?

Когда я был в Монако, все на том же мачте ЦСКА с Liverpool, то стал свидетелем одной парадоксальной картины. Около семидесяти процентов трибун занимали русские болельщики, однако когда наши соперники запели свой гимн, даже мы, противники, ощутили неимоверный эмоциональный подъем. Ливерпуль – небольшой провинциальный город, примерно такой же, как Екатеринбург. И если бы не The Beatles, о его существовании мало бы кто знал – а тут такой гимн. И я подумал, что, может быть, тоже смогу помочь уральским командам.

Признаюсь честно, парни из группы сначала весьма прохладно встретили мою идею, но песню, тем не менее, мы записали. Потом сделали презентацию, пригласили представителей самых известных футбольных команд Урала. Было очень приятно, что вещь им понравилась. Я писал ее очень искренне, и надеюсь, что она сможет принести удачу. Впрочем, время покажет.

Призвав на презентации «Седого Урала» всех присутствовавших ходить на спортивные мероприятия, вы объяснили это тем простым фактом, что «футбольный мачт – это одно из немногих мест, где пьяные люди позитивны». Между тем английский писатель Джордж Оруэлл с вами бы категорически не согласился. Вопреки распространенному мнению об объединяющей миссии спорта, он считал, что спорт не сплачивает, а разобщает людей – ведь для победы нужно не просто желание победить, а фактически ненависть к противнику. Что бы вы ответили мэтру английской литературы?

Что касается тех побоищ, которые иногда случаются после матча, то их устраивают не болельщики, а полувоенные уличные группировки. Они собираются, чтобы драться. Это банды, настоящие бойцовские клубы. Футбол тут не при чем. К этому причастно не более пятисот человек из пятнадцати-двадцати тысяч болельщиков – совершенно нормальных людей, которые никакой ненависти друг к другу не испытывают.

Конечно, толпа влияет на человека, порой заставляет его вести себя не совсем адекватно. Так было всегда, и со времен гладиаторских побоищ ничего не изменилось. Стадный инстинкт присущ очень большому количеству народа. На провокацию «Наших бьют!» многие поддаются. Иногда у меня складывается впечатление, что все послематчевые драки очень выгодны футбольному истеблишменту, ведь тогда об игре, о командах, которые принимали в ней участие, напишут во всех СМИ. К сожалению, профессиональный спорт давно уже стал отчасти шоу-бизнесом.

В 1999 году композиция «Аргентина – Ямайка 5:0» была удостоена премии «Золотой граммофон» как лучшая рок-песня года. Как вы оцениваете возможности «Седого Урала»? Эта композиция станет заметной вехой в истории группы «Чайф»?

Она станет вехой только в том случае, если ее полюбят уральские болельщики. Правда, я уверен, что такой же знаменитой, как «Аргентина – Ямайка 5:0», «Седой Урал» никогда не будет. Ведь это футбольный гимн региона, имеющий сугубо прикладное назначение. По сути, его можно петь только на трибуне стадиона, а вот сделать это под гитару вряд ли получится. Если песню примут болельщики, она может войти в историю как талисман уральских команд. И это уже будет наша большая победа.


Под парусом

Музыкантов группы «Чайф» время от времени можно встретить не только на футбольном стадионе, но и, например, на турнире по виндсерфингу. В феврале группа отправилась на традиционный ежегодный виндсерфингистский фестиваль «Русская волна» – самое крупное российское выездное мероприятие, посвященное этому виду спорта. Итоги участия в нем оказались весьма примечательны: Владимир Шахрин написал новую песню, а Илья Спирин занялся виндсерфингом.

В целом же, как сообщает сайт www.chaif.ru, «Русская волна» погрузила музыкантов в беззаботную атмосферу пионерского лагеря: трехразовое питание, соревнования днем и дискотеки вечером.


Пять фактов о группе «Чайф»

1. Дата основания коллектива – 29 сентября 1985 года. Именно в этот день музыканты впервые вышли на сцену как группа «Чайф».
2. Название группы действительно имеет чайное происхождение. Собраться на «чай-ф» – этим кодовым словом обозначались первые репетиции группы, плавно переходящие в дружеские посиделки. Традиционным напитком на них был чай «Бодрость», заваренный через кофеварку.
3. Главным движущим фактором в деле создания группы было желание Владимира Шахрина нравиться противоположному полу. В 15 лет он нередко заманивал девушек домой с помощью безотказно действовавшего вопроса: «Хочешь электрогитару посмотреть?».
4. Любимый праздник группы – День пограничника. В конце 1970-х сразу два члена коллектива, Владимир Шахрин и Владимир Бегунов, служили в пограничных войсках на Дальнем Востоке.
5. В августе 2007 года Владимиру Шахрину был присужден почетный знак «За заслуги перед городом Екатеринбургом».