Вопрос приоритетов

Большой спорт №1-2(49) Январь - Февраль 2011
Федерация хоккея России подписала с КХЛ новый трехлетний договор, согласно которому Лига получила права на проведение первенства страны сроком на три года.

Федерация хоккея России подписала с КХЛ новый трехлетний договор, согласно которому Лига получила права на проведение первенства страны сроком на три года. Условия соглашения можно назвать выгодными для ФХР – в регулярном сезоне сохранились «окна» под Евротур, недовольство которыми высказывали представители большинства клубов, а лимит на легионеров в следующем сезоне сократится с шести до пяти человек. Почему же КХЛ пошла на уступки, ведь ее руководители не раз заявляли о грядущей отмене ограничений на иностранцев и необходимости непрерывного календаря?

Тот факт, что срок действия предыдущего договора между федерацией и лигой завершался аккурат по окончании нынешнего сезона, создавал определенную интригу: позиции сторон по некоторым вопросам были далеки от единства. Казалось, путь к компромиссу станет долгим и тернистым. Но нет – соглашение, которое Александр Медведев назвал «важным событием в жизни КХЛ, ФХР и всего профессионального хоккея, причем не только в России, но и в Европе», было подписано еще до Нового года. Причем все произошло на удивление буднично.

О мухах и котлетах

Пока председатель совета директоров лиги и президент ЦСКА Вячеслав Фетисов рассуждал в прессе о том, что «Олимпиаду выиграли канадцы, а у них нет ни вторых сборных, ни Евротуров», представители Чехии, Швеции, Финляндии и России пришли к общему решению продлить контракт на проведение Еврохоккейтура до 2014 года. При этом турнир сохранится в своем нынешнем виде. Это значит, ближайшие регулярные чемпионаты КХЛ будут вновь брать три более чем недельные паузы. А тренеры клубов – думать о сохранении игрового тонуса хоккеистов, а также сетовать на «несбалансированный календарь и отъезд ведущих спортсменов». Причем не только в национальные команды. С 2010 года в России существует вторая сборная, в те же сроки участвующая в «Европейском турнире вызова», где ее соперниками являются датчане, поляки, украинцы и голландцы. Именно в матчах с такими противниками президент ФХР Владислав Третьяк предлагает тренерам «просматривать кандидатов и готовить ближайший резерв».

Почему же при массовом недовольстве представителей клубов лига позволила федерации продлить контракт на Евротур и забирать игроков во вторую сборную, встречающуюся с заведомо уступающими в классе командами? Ответ дал сам Третьяк, заявивший: «Мы не общались на эту тему с представителями КХЛ. Потому что это не внутренний, а международный вопрос. Мы его решили как национальная федерация и участник большой семьи под эгидой Международной федерации хоккея (IIHF)».

Структура Евротура вызывает немало критики и предложений по его реформированию. Одним из наиболее популярных является поддержанный Вячеславом Фетисовым проект замены растянутого на весь сезон турнира Кубком Европы, где также будут выступать сборные Словакии и Швейцарии

То есть Александр Медведев и Вячеслав Фетисов были поставлены перед фактом. И вынуждены принять условия игры. Ведь в случае отказа лиги отпускать хоккеистов в сборные к ней могут применить санкции со стороны IIHF. К тому же выступающие в российских клубах финские, чешские и шведские игроки охотно откликаются на приглашения в национальные команды своих стран. И действенных рычагов, запрещающих подобные отлучки, у КХЛ нет. Другое дело, что в той же Швеции существует официальное, а в других странах – негласное правило, согласно которому хоккеист не может вызываться более чем на два этапа Еврохоккейтура. В результате тренерам удается просмотреть большое количество кандидатов, а игрокам – избежать чрезмерной нагрузки. В то время как Вячеслав Быков с Игорем Захаркиным раз за разом приглашают в команду одних и тех же людей. И это приводит некоторых специалистов к выводу, что дело здесь не только в желании добиться победы. В частности, Алексей Касатонов заявил «Большому спорту», что, постоянно вызывая в сборную лидеров «Ак Барса», наставники «Салавата Юлаева» намеренно ослабляют соперника своего клуба по плей-офф. И то, что в решающих поединках Кубка Гагарина казанцам пришлось обходиться без травмированных Даниса Зарипова и Алексея Морозова, во многом на совести рулевых национальной команды. Согласитесь, в подобных рассуждениях есть определенная логика.

Согласно финальному проекту формата Лиги чемпионов на ближайшее трехлетие ежегодно в ней будут участвовать 16 клубов, которые проведут в общей сложности 59 матчей. Точный ответ на вопрос о том, выступят ли на турнире представители КХЛ, станет известен после 17 февраля. Именно к этой дате заинтересованные лиги и клубы должны официально подтвердить IIHF свое присутствие в проекте

Только введение правила о «максимум двух этапах Евротура» за сезон в российских условиях выглядит утопичным. Ибо Владислав Третьяк никогда не скрывал, что победы на международном уровне, пусть даже в коммерческих турнирах, для него приоритет. Именно поэтому президент ФХР обратился в КХЛ с официальной просьбой дать добро на участие клубов в Лиге чемпионов, розыгрыш которой планируется возобновить со следующего сезона. И тот факт, что ради этого турнира придется перекраивать внутренний календарь, который станет неудобным для команд, не смущает легендарного вратаря.

Споры о легионе

Впрочем, руководители КХЛ отнеслись к подобной инициативе без энтузиазма и, скорее всего, ответят отказом. Не находит поддержки и предложение главы ФХР по сокращению лимита на легионеров, а также причислению к числу таковых тех игроков из постсоветских стран, кто имеет российские паспорта. В мае 2010-го Третьяк вслед за Вячеславом Быковым выступил с предложением уменьшить квоту на иностранцев до трех человек. Помимо «необходимости предоставления практики молодым российским игрокам», в пользу урезания лимита был приведен следу­ющий довод: «В КХЛ наигрываются соперники сборной России». Именно его можно назвать квинтэссенцией недопонимания между федерацией и лигой.
Для ведомства Третьяка на первом месте – успехи сборных страны, а для их достижения все средства хороши. В том числе ослабление соперников путем лишения возможности совершенствовать мастерство в сильном российском первенстве. А тот факт, что при жестком лимите увеличивается разница в классе между отечественными клубами, снижается уровень конкуренции и, следовательно, зрительский интерес к национальному чемпионату, – дело второстепенное. Равно как и безудержный рост зарплат ограниченного количества высококлассных российских игроков, становящихся в буквальном смысле незаменимыми. Ведь, как выразился Третьяк, «за передачу лиге прав на продажу продукта под условным названием “хоккейное первенство”» федерация получает фиксированную сумму, и она не зависит от коммерческой успешности лиги. Как сообщил Вячеслав Фетисов, по условиям предыдущего договора цена прав составляла 150 миллионов рублей за сезон. При этом ФХР не дает КХЛ никаких отчетов о том, куда тратятся эти средства. В то же время активно вмешивается в дела последней, вынуждая делать паузы в календаре под международные турниры и лоббируя уменьшение лимита на легионеров.

Новая сила

Подобная ситуация вызывает закономерное недоумение со стороны владельцев клубов, то есть тех, кто, если перефразировать известную поговорку, «платит, но музыку не заказывает». А хочет это делать. И предпринимает соответствующие шаги.

В конце декабря в Москве был учрежден Совет собственников клубов КХЛ, куда вошли руководители структур, обеспечивающих основное (не менее 51%) финансирование команд. Задавшись вопросом о том, как федерация тратит выплачиваемые лигой деньги, эти люди предложили выстроить четкий механизм контроля расходования средств. В частности, ввести представителей клубов в состав руководящих органов ФХР. Впрочем, это задача локальная. Глобальная же заключается в определении стратегии развития КХЛ как проекта, нацеленного на получение прибыли. Именно поэтому Совет собственников принимает актив­нейшее участие в разработке нового регламента. Причем этот документ будет действовать в течение не одного, как сейчас, а сразу трех сезонов. Первостепенное внимание в нем предполагается уделить финансовым вопросам. В частности, потолку зарплат. Его должны сделать жестким – без возможности превышения с выплатой лиге материальной компенсации. «Максимальный бюджет будет рассчитан с учетом нынешней ситуации с трудовыми доходами хоккеистов и необходимости привлечения в лигу звездных игроков. Нарушение потолка будет караться уже не штрафами, а, скорее всего, исключением из лиги», – поясняет Александр Медведев.

Столь строгие меры призваны способствовать выравниванию класса клубов. Следовательно, увеличению зрелищности матчей, поднятию болельщицкого интереса и посещаемости. Однако соответствующее данным целям предложение собственников некоторых команд снять все ограничения на иностранцев, услуги которых, при равном уровне мастерства, обходятся дешевле, принято не было. Как выразился еще перед началом нынешнего сезона Александр Медведев, «лимит будет сохраняться достаточно длительное время, до тех пор, пока мы не сможем массово готовить конкурентоспособных российских игроков, способных не в тепличных условиях, а в реальной борьбе завоевывать места на ключевых позициях в клубных командах».

Ведь помимо ФХР за ограничение числа иностранцев в чемпионатах страны по игровым видам выступает Министерство спорта, туризма и молодежной политики страны, с позицией которого лига не может не считаться. Россия – не Америка, где никому и в голову не придет подстра­ивать сроки проведения Кубка Стэнли под чемпионат мира, на который едут исключительно игроки, уже не участвующие в плей-офф NHL. Официальные международные турниры у нас традиционно являются приоритетом. А с четырех последних планетарных форумов россияне возвращались с наградами. Является ли это следствием жесткого лимита на иностранцев в КХЛ? Владислав Третьяк считает, что да. И пока он занимает пост президента ФХР, а россияне завоевывают медали чемпионатов мира, перемен не будет. Видимо, для того чтобы они произошли, нам придется дождаться крупной осечки национальной команды.


Во сколько обходится команда КХЛ

Обнародовав зарплатные бюджеты клубов в первом сезоне, в дальнейшем Континентальная хоккейная лига отказалась от подобной практики. Однако на заседании Совета собственников клубов президент КХЛ Александр Медведев раскрыл некоторые цифры. В частности, он сообщил, что в трех командах («Витязе», «Автомобилисте» и новокузнецком «Металлурге») сумма контрактов игроков ниже установленного регламентом предела в 200 миллионов рублей в год. В четырех же самых богатых (магнитогорском «Металлурге», «Авангарде», «Салавате Юлаеве» и СКА) она существенно превышает 650 миллионов.

На основе анализа текущих результатов команд сделаны следующие выводы о соотношении зарплатного бюджета и спортивных амбиций:
1) сумма установленного минимума в 200 миллионов рублей позволяет командам бороться за места в середине турнирной таблицы;
2) располагая 400–500 миллионами, можно сформировать команду – «крепкого середняка»;
3) 600–650 миллионов рублей хватит для образования коллектива, способного бороться за медали чемпионата и имеющего в своем составе игроков-звезд.


КХЛ и молодежь

Нужно ли искусственно вводить в состав клубов КХЛ юных хоккеистов? Споры по этому поводу идут постоянно, в результате чего в регламенте то появляется, то исчезает пункт об обязательном включении в состав на матч двух игроков моложе 20 лет. В нынешнем сезоне заявка «масочников» – опция, для них предоставляются два дополнительных места в составе. Однако в следующем командам вновь вменяется в обязанность иметь по два молодых игрока.

Бывший защитник сборной России, а ныне телекомментатор Александр Хаванов уверен, что, лоббировав подобный пункт регламента, Владислав Третьяк оказал юным спортсменам медвежью услугу. «Года два назад я смотрел хоккей на трибуне с Сергеем Немчиновым, и он ждал, когда на площадке появится его подопечный по молодежной сборной Никита Клюкин. И в третьем периоде хоккеист вышел на поле первый раз… отбывать командный штраф за нарушение численного состава», – сообщил Хаванов, уверенный, что лучше иметь много игрового времени в МХЛ, чем сидеть на скамейке запасных в КХЛ.