В начале славных дел

№1(163)_2025
Текст: Борис Ходоровский
Антон Сихарулидзе – о работе в ФФККР, Олимпиаде и шоу

В феврале олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе на внеочередной выборной конференции Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) единогласно и на безальтернативной основе был избран ее президентом. Хотя правильнее будет сказать – утвержден. Руководящими полномочиями специалиста наделили еще в апреле 2023‑го, после скоропостижной кончины Александра Горшкова. О том, почему он решил возглавить федерацию, своих основных задачах на посту президента и развитии фигурного катания в России Антон Сихарулидзе рассказал в интервью «Большому спорту».

© Сергей Бобылев / РИА Новос

Досье \ Антон Сихарулидзе

  • Родился 25 октября 1976 года в Ленинграде
  • В паре с Марией Петровой выиграл чемпионаты мира среди юниоров в 1994 и 1995 годах
  • Основных успехов добился, выступая с Еленой Бережной
  • Чемпион XIX зимних Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити
  • Серебряный призер XVIII зимних Олимпийских игр 1998 года в Нагано
  • Двукратный чемпион мира (1998, 1999)
  • Серебряный призер ЧМ 2001 в Ванкувере
  • Двукратный чемпион Европы (1998, 2001)
  • Бронзовый призер ЧЕ 1997 в Париже
  • Четырехкратный чемпион России (1999–2002)
  • Получил два высших образования в Санкт-Петербургском морском техническом университете
  • В 2003 году завершил карьеру в любительском спорте и вместе с Бережной выступал в профессиональных шоу в Северной Америке
  • С марта по декабрь 2007 года – депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель профильной комиссии по вопросам молодежи, спорта и туризма; сложил депутатские полномочия в связи с избранием в Госдуму РФ
  • С 2007 по 2011 год – председатель Комитета по физической культуре и спорту Госдумы РФ
  • Участвовал в телевизионных проектах «Звезды на льду», «Ледниковый период» и «Лед и пламень»
  • Принимал участие в ледовом спектакле «Огни большого города», исполняя вместе с Бережной номер «Чаплин и цветочница»
  • В декабре 2021 го избран президентом Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга, в мае 2022 го – вице-президентом Федерации фигурного катания на коньках России
  • С апреля 2023 года Антон Сихарулидзе исполнял полномочия президента ФФККР; на внеочередной конференции в феврале 2024 года избран президентом федерации

После избрания на пост руководителя городской федерации вы говорили о том, что не планируете в ближайшем будущем возглавить ФФККР и намерены сосредоточиться на развитии фигурного катания в Санкт-Петербурге. Что заставило изменить планы?

Поработав в Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга, я понял, что смогу приложить усилия и для развития всего российского фигурного катания. Конечно, уход Александра Георгиевича Горшкова многое изменил, и все произошло во многом неожиданно.

Не тревожит ли вас, как руководителя федерации, сокращение географии участников чемпионата России и особенно отсутствие на последнем чемпионате страны в Омске представителей сочинской школы, где после Олимпиады-2014 созданы все условия для развития фигурного катания?

На чемпионат России попадают по результатам отбора на этапах Гран-при, где были представлены многие регионы. Если говорить о сочинской школе, то она существует чуть больше десяти лет. В Сочи работают олимпийские чемпионы Алексей Урманов и Федор Климов, но нужно дать им время. Чтобы вырастить чемпиона России, не говоря уж об олимпийских чемпионах, нужно пропустить через группы начальной подготовки тысячи малышей.

Можно ли внедрить в фигурном катании систему трансферов, подобную той, что существует в игровых видах спорта?

Переходы в фигурном катании неизбежны, но нужно стремиться к тому, чтобы они не носили скандальный характер. Мы задумываемся над тем, как сделать этот процесс, с одной стороны, комфортным, с другой – справедливым. Особенно сложно найти решения, которые помогли бы развитию фигурного катания в регионах, откуда лучшие уезжают в Москву или Санкт-Петербург. Практически все время, после того как возглавил ФФККР, думаю об этом.

Были опасения, что после наложенного на российских фигуристов бана многие поспешат сменить спортивное гражданство. Пока массового оттока не происходит, но кому-то ФФККР дает разрешение на смену флага, кому-то отказывает. Какими критериями при этом руководствуетесь?

Моя позиция очень четкая: тех, кто реально покинул Россию, кто сегодня живет и тренируется за рубежом, удерживать не стоит. ФФККР им не помогает, страна в их подготовку деньги не вкладывает. А вот к тем, в кого вкладывала и на кого надеялась в плане отдачи в виде спортивных результатов, вопросы есть. Категорически против того, чтобы фигурист сначала договорился о переходе, а потом в ускоренном порядке начал оформлять новое гражданство. Хочу подчеркнуть, что все решения о переходах принимает исполком, а не кто-то из руководителей ФФККР персонально. Если на первых порах после отстранения наших спортсменов от международных соревнований мы достаточно лояльно относились к подобным переходам, то сейчас позиция будет жестче.

Тех, кто реально покинул Россию, кто сегодня живет и тренируется за рубежом, удерживать не стоит. ФФККР им не помогает, страна в их подготовку деньги не вкладывает. А вот к тем, в кого вкладывала и на кого надеялась в плане отдачи в виде спортивных результатов, вопросы есть

Не опасаетесь, что и лидеры сборной в нынешних реалиях могут сменить спортивное гражданство?

У меня нет таких опасений. Хорошо знаю наших фигуристов не только как спортсменов, но и как личностей. Все они с уважением относятся к тому вкладу, который страна внесла в их подготовку. К тому же просто не вижу смысла делать какие-то резкие движения по смене гражданства. Реальных дивидендов они не принесут.

Как вы относитесь к тому, что сегодня российские тренеры готовят к чемпионатам мира и Европы иностранных фигуристов, причем даже из недружественных стран?

Убежден, что спорт призван объединять людей, а политика не должна влиять на этот процесс. Мы не будем смотреть на то, как поступают с нами, а будем вести свою линию и поступать благородно. Иностранные фигуристы, которых на сегодняшний день не так уж много, не первый год тренируются у российских специалистов. Это их ученики, которые доверяют именно нашим тренерам. Для них они дети. Своих детей ведь не бросают!

На Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити // © Александр Федоров / Спорт-Экспресс / ТАСС

Есть ли у вас какие-то интересные идеи по привлечению в фигурное катание спонсоров и созданию нормативно-правовой базы, регулирующей профессиональный статус фигуриста?

Популярность фигурного катания открывает новые маркетинговые возможности. Одна из задач нашей федерации – помочь спортсменам оставаться востребованными не только во время спортивной карьеры, но и после ее завершения. Они должны иметь возможность сохранять и даже повышать свой жизненный уровень, сойдя с пьедестала. Поднять интерес спонсоров и рекламодателей к ведущим фигуристам – это важный аспект нашей работы. Нужно поддержать и тех, кто после завершения карьеры хочет попробовать себя в качестве тренера в спортивной школе.

Создание спортивного клуба Тамары Москвиной в Санкт-Петербурге было бы невозможно без спонсорской поддержки. Как вы оцениваете возможности привлечения коммерческих структур к развитию материально-технической базы фигурного катания?

На потенциальных спонсоров влияют многие факторы, включая даже освещение фигурного катания в средствах массовой информации. Скандалы, и особенно искусственное создание скандальных ситуаций, могут вызвать кратковременный интерес публики, но они совершенно не нужны спонсорам. Те, кто реально заинтересован в развитии фигурного катания, ищут позитивные моменты. Появление клуба Тамары Москвиной может служить прекрасной иллюстрацией этого тезиса. После успехов ее учеников глава «Газпрома» Алексей Миллер откликнулся на предложение создать все условия для работы великому тренеру. Чуть позже одна из ведущих компаний страны стала генеральным спонсором Федерации фигурного катания на коньках Санкт-Петербурга.

Довольны ли вы тем, как складываются отношения ФФККР со средствами массовой информации, прежде всего с телевидением?

Альянс ФФККР и Первого канала на сегодняшний день доказал свою эффективность. У фигурного катания огромная аудитория, для показа соревнований выделяется прайм-тайм, придуманы интересные турниры, которых нет нигде в мире. Это сотрудничество будет продолжено. Заверяю, что ФФККР всегда будет открыта для контактов с представителями средств массовой информации. Найдем формы сотрудничества, которые будут полезны и интересны всем.

Как принимать нынешние ограничения, связанные с допуском российских фигуристов на международные соревнования?

Нужно спокойно и с достоинством воспринимать ситуацию, при которой мы будем выступать в нейтральном статусе, и смотреть, где мы находимся. Не стоит предаваться шапкозакидательским настроениям, мол, вернемся на международную арену – и всех разорвем. Фигурное катание во всем мире сейчас не стоит на месте. Добывать победы придется в тяжелейшей борьбе. Нужно к ней готовиться и понимать, что от этого международные соревнования станут намного интереснее. А победы российских спортсменов – более значимыми.

Антон Сихарулидзе и Елена Бережная — Олимпийские чемпионы // © Яковлев Александр / ТАСС

У вас есть понимание, как будет выстраиваться работа по возвращению на международную арену?

Нам нельзя ошибаться. Мы провели большую работу по изучению всех нюансов, содержащихся в релизе ISU. Первыми вернутся и выступят сначала в Пекине, а затем в Милане те спортсмены, к которым не будет никаких вопросов, как связанных с допинговыми историями, так и с политическими заявлениями.

В вашей карьере были две Олимпиады. Перед Нагано на одном льду с вами и Еленой Бережной тренировались Оксана Казакова и Артур Дмитриев, а перед Солт-Лейк-Сити все внимание Тамары Москвиной было сосредоточено на вашей паре. Когда было комфортнее готовиться к главному старту четырехлетия?

Мне кажется, что ежедневная конкуренция на тренировках между несколькими претендентами на олимпийское золото только подстегивает и способствует прогрессу. Подобная конкуренция помогает лучше подготовиться к борьбе на соревнованиях. Перед Солт-Лейк-Сити у Тамары Николаевны просто не было второй сильной пары, которая могла бы конкурировать с нами.

В Нагано в произвольной программе вы с Еленой выступали под «Очи черные», в Солт-Лейк-Сити – под «Вечный поцелуй» Жюля Массне, хотя годом ранее представили покорившую поклонников фигурного катания «Чаплиниану» в постановке Игоря Бобрина. Можно ли говорить о том, что к Олимпиаде нужно готовить особые, победные программы?

Олимпийский сезон, безусловно, имеет свою специфику. Любой спортсмен стремится сделать Олимпиаду вершиной своей карьеры. Каждый тренер именно к Олимпиаде стремится подготовить и отшлифовать беспроигрышную программу. При этом очень внимательно следят за тем, что готовят конкуренты, в каком стиле они собираются выступить, какие новые элементы осваивают. Нужно найти свой стиль, который при безошибочном катании стопроцентно принесет успех.

С Еленой Бережной на шоу «Ледовая симфония» // © Виталий Белоусов / ТАСС

Помните ли вы, с какими чувствами поднимались на пьедестал при повторном награждении, когда второй комплект золотых медалей вручили канадской паре Джеми Сале – Давид Пеллетье?

Слишком много лет прошло, чтобы помнить все нюансы. Многие тогда осуждали нас и нашего тренера. Только эта церемония нисколько не омрачила радости российских болельщиков, но принесла ее и канадским поклонникам фигурного катания. Ведь Олимпиада должна объединять людей из разных стран.

Именно после этого беспрецедентного решения президента МОК Жака Рогге и президента ISU Оттавио Чинкванты в фигурном катании была принята новая система судейства. Сегодня судейство стало более объективным?

До последнего времени федерация была очень демократичной по отношению к спортсменам, подававшим запросы на участие в шоу. Фигуристы сами составляли график своих выступлений. Некоторые этим злоупотребляли, приезжая даже на чемпионат страны через три-четыре дня после гастрольного чеса

Новые правила позитивно повлияли на судейство, но все равно арбитр – это живой человек. Всегда можно найти лазейку, чтобы воспользоваться ею, для того чтобы поставить более высокие оценки. Мы должны стремиться к тому, чтобы весь судейский корпус был объективным и беспристрастным. Как только появляются люди, способные «подтянуть» кого-то, даже самые лучшие правила не гарантируют объективности. Хочется видеть в рядах судейского корпуса людей, для которых важнее спортивный принцип и интересы фигурного катания, а не свои личные. Надеюсь, что большинство арбитров – именно такие люди.

Существуют две точки зрения, когда речь заходит о судействе на внутрироссийских соревнованиях. Одни считают, что на национальном чемпионате нужно предъявлять даже более высокие требования, чем на международных турнирах, другие, наоборот, призывают поддержать отстраненных от чемпионатов мира и Европы российских фигуристов высокими баллами. К какой категории относитесь вы?

В общении с нашими арбитрами всегда призываю придерживаться золотой середины. Мы не опускали, но и не задирали планку, если сравнивать судейство с международными соревнованиями. Ратую именно за такой подход. Если мы видим на льду что-то гениальное, то не нужно скупиться на высокие баллы. Главная задача судей сегодня – дать российским фигуристам понимание того, на каком уровне они находятся.

Многие российские фигуристы сейчас увлечены участием в шоу, где можно неплохо заработать. Только вы с Бережной с головой окунулись в этот бизнес лишь после того, как стали олимпийскими чемпионами и завершили любительскую карьеру. Может ли ФФККР контролировать количество шоу для действующих спортсменов, чтобы это не вредило их выступлениям на соревнованиях?

Сегодня это стало проблемой. До последнего времени федерация была очень демократичной по отношению к спортсменам, подававшим запросы на участие в шоу. Фигуристы сами составляли график своих выступлений. Некоторые этим злоупотребляли, приезжая даже на чемпионат страны через три-четыре дня после гастрольного чеса. Многое тут зависит от тренеров. Если бы в те времена, когда мы с Бережной выступали, кто-то из нас пришел к Тамаре Николаевне Москвиной с просьбой дать разрешение на выступление в шоу за неделю до ответственных соревнований, наш тренер даже до конца не дослушала бы визитера. Мгновенно прозвучало бы слово «нет». Готовясь к главному старту сезона, фигурист должен концентрироваться на нем. Ведь это только кажется, что на шоу лишь яркий свет софитов и аплодисменты. Тратятся силы, выплескиваются эмоции, чего перед чемпионатом России совершенно точно быть не должно.

Президент ФФККР награждает призеров соревнований // © Александр Вильф / РИА Новости

Вы были участником первых телевизионных ледовых шоу, в которых выступали в паре со звездами – Глюкозой, Зарой, Анастасией Волочковой. Эти проекты поспособствовали повышению интереса к фигурному катанию?

Уверен, что этому способствуют и телевизионные проекты, и прекрасные ледовые спектакли, поставленные Ильей Авербухом, Татьяной Навкой и Евгением Плющенко. Наблюдая за выступлениями звезд, у многих детей появляется желание заниматься фигурным катанием. Хотя главная, на мой взгляд, причина всплеска интереса к нашему виду спорта – победы российских фигуристов.

Ваши партнерши по ледовому проекту отличались по габаритам от Бережной. Сколько пришлось работать в тренажерном зале перед выходом на лед с той же Волочковой?

Это отдельная история. Было непросто, но сейчас с радостью вспоминаю, что в моей жизни был такой проект. Какой азарт испытывал!

Как вы относитесь к ноу-хау канадской федерации, которая разрешила выступления однополых спортивных пар и танцевальных дуэтов?

Отрицательно. Даже в шоу никогда бы не вышел на лед с мужчиной.

Одному из ваших сыновей одиннадцать лет, второму скоро исполнится восемь. Можно ли ожидать продолжения семейных традиций в фигурном катании?

К сожалению, мои мальчишки не заинтересовались фигурным катанием. Пробовал их и на хоккейные коньки ставить, но у них другие интересы. Занимаются джиу-джитсу и футболом. Младший вообще настоящий фанат: знает фамилии всех тренеров и игроков. Даже знает, как они празднуют забитые голы.