Сенсация в юбилей

Большой спорт №7-8(64)
Дмитрий Маслов

Прошедшая в 80-й раз легендарная автомобильная гонка «24 часа Ле-Мана» собрала более 240 тысяч зрителей и завершилась прогнозируемым триумфом Audi, представители которой заняли все призовые места в самом престижном классе LMP1. Безусловным же украшением марафона стало участие в нем экспериментального Nissan DeltaWing, создатели которого вызвались перевернуть наши привычные представления о гоночном автомобиле. И сделали это, построив инновационный в дизайнерском плане болид, мощность и масса которого существенно меньше, чем у конкурентов, а скорость примерно такая же.

Любители автоспорта ожидали юбилейных «24 часов Ле-Мана» с некоторой опаской. После того как в январе компания Peugeot объявила об уходе из гонок на выносливость, возникли обоснованные сомнения в том, что на трассе в Сарте развернется ожесточенная борьба в высшей категории LMP1. Ведь французский производитель, по сути, был единственным серьезным конкурентом Audi, победившей в прошлом году. Теперь же немецкая «конюшня» выглядела безоговорочным фаворитом. В качестве единственного ее соперника некоторые называли Toyota, однако ждать реальной борьбы от японцев было бы, пожалуй, наивно. Да, они привлекли в команду нескольких именитых пилотов, в частности засветившихся в «Формуле-1» Александра Вурца и Энтони Дэвидсона. Однако суточный марафон – слишком серьезное мероприятие, чтобы претендовать на успех в первый же год после возвращения в гонки. Здесь нужен опыт.

Впрочем, успех у каждого свой. Для созда­телей самого оригинального автомобиля нынешних «24 часов Ле-Мана» Nissan DeltaWing успехом стало уже само участие в мероприятии. А также доказательством того, что воплотить в жизнь можно, казалось бы, самые нереальные идеи. «Чтобы создать DeltaWing, нам пришлось выкинуть из головы все правила и законы», – заявил автор проекта Бен Боулби. И действительно, эта машина – сплошная инновация. Идея заключалась в том, чтобы создать автомобиль, равный по динамическим характеристикам существующим, но в то же время вдвое более экономичный. И она воплотилась в жизнь! Масса – около 500 килограммов, ширина шин – 10 сантиметров, миниатюрный 1,6-литровый 4-цилиндровый двигатель мощностью 300 л. с. Здесь уникальна едва ли не каждая деталь. Неслучайно DeltaWing не вписался ни в один из существующих классов и получил стартовый номер 0. То есть выступал в своей собственной категории.

Дерзкие попытки русских и японцев

Российские же болельщики с особым интересом ждали выхода на старт своего соотечественника Романа Русинова, экипаж которого выступал во втором классе LMP2, представляя поддерживаемую «Газпром нефтью» команду G-Drive Racing by Signatech Nissan. В квалификации первый российский тест-пилот в «Формуле-1» в компании с Нельсоном Панчьятичи и Пьером Рагом показали третье время. И небезосновательно надеялись оказаться на пьедестале почета по итогам марафона. На специально собранной в день старта для российских журналистов пресс-конференции Русинов не скромничал, заявив: «Если мы финишируем, то будем на подиуме, это 100 процентов. У нас хорошая машина». Правда, тут же добавил: «В нашей категории 22 автомобиля и 8 очень сильных соперников. Все зависит от работы команды и сплоченности экипажа».

Начало гонки подтвердило обоснованность амбиций Романа: трио с россиянином в составе уверенно держалось в тройке лидеров, периодически поднимаясь на вторую позицию. Однако за несколько часов до финиша случилось несчастье. При обгоне кругового автомобиль сошел с оптимальной траектории и задел колесом валявшиеся на обочине трассы обломки. На скорости около 300 км/ч лопнула покрышка. Русинову – а именно он в этот момент находился за рулем – удалось добраться до боксов, где неисправность устранили. Однако драгоценное время было потеряно и экипаж финишировал за пределами призовой тройки. «Для нас главный итог гонки – даже не четвертое место на финише, а тот факт, что мы на протяжении большей части марафона боролись за победу. Мы одни из лидеров своего класса, нам есть чем гордиться», – резюмировал российский пилот.

В высшем же классе Toyota поначалу смогла навязать серьезную борьбу фавориту. На пятом часу гонки лидировавший Энтони Дэвидсон пошел на обгон выступавшего в полупрофессиональной категории Ferrari, однако не рассчитал траекторию. Машины столкнулись, после чего японский прототип совершил эффектный полет, означавший для него окончание гонки. Сам же британский пилот сломал в этой аварии два ребра.

А вскоре покинула соревнование и вторая машина японского производителя. Казуки Накадзима совершил ошибку и врезался в DeltaWing, который после, казалось, несильного толчка отлетел в стену. Вот она, обратная сторона сверхлегкости! Toyota же отправилась в боксы для ремонта кузова, однако выяснилось, что пострадал и двигатель. Так что на трассу прототип не вернулся.

И неизбежный немецкий триумф

После этого стало ясно, что, если не случится форс-мажора, Audi займет все призовые места. Гибридные R18 e-tron quattro шли быстрее дизельных R18 Ultra и разыграли победу между собой. Датские болельщики, как всегда в огромном количестве прибывшие в Ле-Ман, неистово поддерживали своего соотечественника Тома Кристенсена. Однако самому титулованному участнику «24 часов» не удалось завоевать свой девятый чемпионский титул. Напарник скандинава Алан Макниш за несколько часов до финиша столкнулся с кем-то из аутсайдеров, после чего прототипу потребовался ремонт. Он занял всего несколько минут, но этого с лихвой хватило, чтобы на финише Андре Лоттерер, Марсель Фасслер и Бенуа Трелуйе не волновались за свою победу.

За несколько минут до истечения 24 часов все четыре Audi выстроились в ряд, совершая своеобразные круги почета. Однако сделать «покер» немецкой «конюшне» все же не удалось: воспользовавшись техническими проблемами одной из дизельных машин, на четвертое мес­то вышла Lola швейцарской команды Rebellion Racing, экипаж которой составили Нил Яни, сын Алена Проста Николя и Ник Хайдфельд.

Результаты «24 часов» сложно назвать неожиданными. Однако ход самой посещаемой в мире автомобильной гонки вряд ли разоча­ровал 240 тысяч человек, посетивших во второй уик-энд июня Ле-Ман. Они увидели напряженную борьбу, эффектные аварии, смогли оценить в действии «автомобиль будущего», как многие называют Nissan DeltaWing. И через год наверняка приедут сюда вновь, чтобы принять участие в незабываемом празднике, куда помимо собственно соревнований входят парад уникальных автомобилей, выставки и концерты. Впрочем, любителям гонок на выносливость будет на что посмотреть и в ближайшее время. «24 часа Ле-Мана» стали лишь третьим, пусть и самым престижным, из восьми этапов проходящего под эгидой Международной федерации автоспорта чемпионата мира (WEC). В его дальнейшем расписании шестичасовые марафоны в Сильверстоуне, Сан-Паулу, Бахрейне, Фудзи и Шанхае, где 27 октября завершится сезон.