Счастье в движении. Глава АНО «Национальные приоритеты» призывает не сидеть на месте

№4(152)_2022
Текст: Мария Филиппова
Рекламная кампания «Мне норм», которая проводится под эгидой федерального проекта «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография», напоминает нам о главном – о роли движения в нашей жизни, от которого зависит как наша физическая форма, так и эмоциональное состояние. Кампания была разработана и запущена АНО «Национальные приоритеты» – организацией, которая занимается коммуникационным сопровождением и вовлечением людей в реализацию национальных проектов. Ее генеральный директор София Малявина делится в интервью журналу своим личным спортивным опытом и объясняет, какая тональность нужна в коммуникации, посвященной массовому спорту.

София Малявина:

  • Родилась в Тольятти 26 марта 1982 года
  • Окончила Тольяттинскую академию управления
  • Занимала различные должности в Министерстве промышленности и энергетики РФ, Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, Администрации президента России и Счетной палате России
  • В декабре 2019-го назначена на должность генерального директора АНО «Национальные приоритеты»

В качестве руководителя АНО «Национальные приоритеты» вы делали рекламную кампанию «Мне норм» для продвижения федерального проекта «Спорт – норма жизни». А каково ваше личное отношение к спорту: насколько он является потребностью, частью жизненной нормы?

Для меня он точно норма. Еще до школы я ходила в секцию спортивной гимнастики в Тольятти, пересекалась в одном зале с олимпийским чемпионом Алексеем Немовым. Для нас, девчонок, он был настоящей звездой: мы смотрели на него с восхищением, думали, как же повторить за ним сальто на батуте. Но родители забрали меня из секции довольно быстро: банально некому было меня туда водить. Потом я занималась карате – доросла даже до синего пояса, сдавала экзамен, но не имела спаррингов.

Но, пожалуй, самое важное произошло лет в 15, когда я решила, что надо каждый день бегать. Начала делать это сама, без уроков физкультуры, внешнего воздействия тренера. Это был мой выбор, чтобы чувствовать себя хорошо – быть в норме.

В одно утро проснулись и сказали себе: «Побегу»? Действительно странно для подростка.

В целом да. Но дело в том, что уже в подростковом возрасте я начала задумываться о здоровом образе жизни. И поняла, что обычные пробежки дают мне заряд бодрости. Когда они присутствуют в моей жизни, я ощущаю себя счастливее. И не только я так чувствую. Когда в прошлом году вместе с Министерством спорта мы проводили исследование, то выяснилась прямая корреляция: чем чаще человек занимается спортом, тем он счастливее. Среди тех, кто занимается спортом несколько раз в год, счастливыми себя считают около 50% людей, а среди тех, кто посвящает спорту несколько дней в неделю, счастливых уже более 80%.

Эндорфины, вырабатываемые во время занятий спортом, и есть тот самый гормон счастья?

Конечно! Но, думаю, тут включается сразу нескольких факторов. Во-первых, ты чувствуешь себя в норме – в лучшей физической форме. А во-вторых, постоянно преодолеваешь себя. «Я справился, пробежал вот эти пять километров», – такие регулярные личные мини-победы очень приятны, повышают самооценку, привносят позитивные факторы в жизнь.

Когда вы начали бегать в 15 лет сами, а не в секции, не было ли недоумения со стороны друзей, одноклассников, соседей? Ведь бегуны появились на наших улицах относительно недавно.

Я бегала очень рано утром, до школы, так что меня особо никто не видел. Но понимаю, о чем вы спрашиваете. Когда я приехала в Ялту в 2014 году, то столкнулась именно с такой реакцией: бежишь, а прохожие над тобой смеются, показывают пальцем. Самостоятельные занятия спортом на улице были чуждой культурой в Крыму, хотя в других регионах России это становилось уже нормой. Но зато сейчас, когда приезжаю в Севастополь и выхожу там на тренировку, то вижу бегущих мне навстречу людей – они улыбаются, здороваются.

ЗОЖ в России уже точно стал нормой.

Да! С моей командой мы начали заниматься продвижением здорового образа жизни еще в 2008 году и тогда же сами перешли на правила ЗОЖ. Просто в один момент решили, что меняем алкоголь на спорт, разговоры о вечеринках – на беседы о правильном образе жизни. Тогда мы выглядели как белые вороны, а сейчас это общий тренд, тот самый «норм» в нашей рекламной кампании.

Кстати, призывая людей вести активный образ жизни, мы не имеем в виду что-то сложное с физической точки зрения. Речь идет просто о постоянном движении: не сидеть, не лежать, подняться вверх по лестнице, а не в лифте, пройти остановку пешком, а не проехать ее на машине или автобусе. Массовый спорт может существовать в любом виде: можно встать на самокат, начать ходить с палками или просто начать ходить пешком по городу. Каждый может выбрать свой простой путь активности. Найти тот вид спорта, который приносит ему радость, позволяет чувствовать себя чуточку счастливее.

То есть массовый спорт – про радость бытия, а не рекорды или достижения?

Именно так! Никогда не ставила рекорды и не хочу этого делать. Хотя тоже преодолеваю себя, конечно, когда занимаюсь спортом. На одном из трекингов в горах взошла на 5600 метров. Это было тяжело. Семь дней мы поднимались вверх, а потом четыре дня спускались.

Уровень счастья и занятия спортом/ физической активностью. Ответы «Да» и «Скорее да» на вопрос «Счастливы ли вы?». Опрос проведен АНО «Национальные приоритеты»

Каково ваше спортивное расписание?

Оно очень простое, соответствует той концепции, которую мы продвигаем в рамках кампании «Мне норм». Утренняя пробежка в течение 40 минут каждый день в теплое время года – с мая по конец сентября. Функциональный тренинг два раза в неделю. Групповые тренировки три-четыре раза в неделю.

А можете ли вы выполнить нормативы комплекса ГТО, который активно продвигается в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни»?

Мы сдавали спортивные нормативы в рамках образовательно-управленческой программы переподготовки. Команда у нас спортивная: более 80% сотрудников регулярно занимаются физической активностью. И мы как раз недавно спрашивали про готовность сотрудников выполнить нормативы комплекса ГТО. Выяснилось, что 50% думают, что сдадут, и еще 11,3% уверены, что точно сдадут. То есть физически и морально мы готовы.

Можете выполнить нормативы комплекса ГТО? Опрос проведен среди сотрудников АНО «Национальные приоритеты».

У федерального проекта «Спорт – норма жизни» есть четкая задача – добиться того, чтобы к 2030 году не менее 70% россиян регулярно занимались спортом. По сути, эта задача стоит перед вами как человеком, который осуществляет коммуникацию на эту тему, убеждает, объясняет, рассказывает. Какая должна быть тональность разговора, когда ты говоришь о массовом спорте с массовой аудиторией?

Ведя этот разговор, важно понимать тот факт, что спорт высших достижений не слишком мотивирует массовую аудиторию на каждодневные занятия физкультурой. Великие чемпионы, олимпийцы, рекордсмены – это все-таки история не про обычного человека. Мы ими восхищаемся, любим, уважаем. И прекрасно понимаем, что никогда такими, как они, не станем. Поэтому, продвигая идею массового спорта, надо говорить с аудиторией не об олимпийских рекордах, а о ней самой – о том, как спорт может улучшить твою жизнь. Это и делает кампания «Мне норм». Мы показываем обычных людей, и их примеры мотивируют больше, чем победы профессиональных спортсменов.

И второй важный момент в коммуникации на эту тему – практичность информации. На самом деле есть немало людей, которые уже готовы пойти в зал, записаться в секцию, отвести туда ребенка, но не знают, где все это расположено. И мы должны им про это рассказать – сообщить об имеющейся инфраструктуре, показать навигацию. Ответить на их конкретные вопросы: где можно покататься на коньках, как мне найти физкультурно-оздоровительный комплекс для ребенка, куда направить маму-пенсионерку? А рассказать аудитории нам есть, о чем. Сейчас Министерство спорта очень много ­всего делает по развитию инфраструктуры благодаря федеральному проекту ­ «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография». Это и физкультурно-оздоровительные комплексы по всей стране, и ледовые катки, крытые и закрытые, и бассейны, и небольшие площадки в малых населенных пунктах. Так что спортом можно заниматься везде: и дома, и на улице. И практически в любую погоду.

Вы также ведете Всероссийский конкурс спортивных проектов «Ты в игре». Поделитесь, пожалуйста, самыми впечатляющими инициативами, с которыми вы познакомились в рамках проекта.

Первый сезон конкурса прошел с декабря 2020-го по апрель 2021-го. Сам конкурс направлен на выявление и поддержку креативных спортивных проектов, нацеленных на популяризацию массового спорта и здорового образа жизни. Его идея родилась после того, как мы поняли, что в России достаточно энтузиастов спорта, которые организуют много интересного на местах. Это как раз хорошее дополнение к вашему предыдущему вопросу. Как людей заставить встать с дивана? Насильно – никак. Но можно предложить им к чему-то присоединиться, куда-то пойти. Ведь всегда классно стать частью хорошего проекта. Вот мы и решили эти проекты выявлять, рассказывать про них, развивать их, привлекая к ним внимание и награждая лучшие грантами.

Мне очень понравился наш прошлогодний участник – фестиваль детского дворового футбола «Метрошка» из Челябинской области, созданный для возрождения интереса к дворовому футболу. Это чемпионат со всеми необходимыми атрибутами: гимном, флагом, кубками и медалями для победителей. Мне очень хочется видеть в каждом дворе мальчишек и девчонок, играющих в футбол. Сегодня это снова становится модно и привлекает к себе все больше детей.

В этом году мы проводим уже 3-й сезон конкурса «Ты в игре», и ваши читатели также могут подать заявку со своим проектом. Вся информация есть на сайте ­­­­tyvigre.ru. Призы у нас очень практичные: гран-при в размере 1 миллиона рублей, а победители в номинациях получат по 300 тыс. рублей на развитие своих проектов.