Отставка Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина, которой так желал председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов, состоялась. Тренеры, привозившие медали с четырех из пяти чемпионатов мира, были уволены исполкомом ФХР. Его члены единогласно назвали четвертое место на международном первенстве «неудовлетворительным выступлением» и не пожелали всерьез обсуждать доклад Быкова, в котором тот представил программу работы в сборной России до 2014 года. Ибо четко знали: новым главным тренером национальной команды станет Зинэтула Билялетдинов. Вопрос о том, желает ли сам главком «Ак Барса» садиться на своеобразный «электрический стул», этих людей не слишком заботил.
Анонсируя в предыдущем номере «Большого спорта» «перемены в карьере Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина», мы не сильно рисковали ошибиться. Ибо как минимум с одним местом работы тренерский дуэт должен был распрощаться. В «Салавате Юлаеве» не желали иметь дело с совместителями, да и материальные запросы тандема неприятно удивляли боссов сократившего бюджет уфимского клуба. В свою очередь, руководители ФХР также требовали «освобожденного» статуса наставника национальной команды. И это, учитывая нескрываемое желание Быкова продолжить клубную карьеру как минимум в следующем сезоне, делало его позиции достаточно шаткими. Потому что не судят, как известно, лишь победителей. И для того чтобы получить карт-бланш на дальнейшее совместительство, главному тренеру требовалось не просто вернуться с чемпионата мира с медалями. Нужна была награда именно высшей пробы. В завоевание которой, учитывая скомканную подготовку к турниру и очевидную ошибку с выбором основного голкипера, верилось с трудом.
Впрочем, в то, что к моменту написания этой статьи у самого успешного в новейшей истории России главного тренера хоккейной сборной не будет вообще никакой работы, верилось еще меньше. Однако это случилось. Формальной причиной увольнения из национальной команды стало «невыполнение задачи по завоеванию медалей». Но, согласитесь, назвать четвертое итоговое место провалом сложно. Особенно в свете знаковой победы над канадцами в четвертьфинале. Так что дело все же в другом. Как справедливо заметил генеральный менеджер новокузнецкого «Металлурга» Леонид Вайсфельд, «поводом для отставки послужили резкие интервью Игоря Владимировича, а не результат на чемпионате мира. Многие руководители ФХР просто обиделись на бывших тренеров сборной России».
Именно несложившиеся личные взаимоотношения с теми, кто принимает решения в российском хоккее, стали причиной ухода БиЗов, как окрестили тренерский тандем в прессе. Председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов затаил обиду еще после того, как наставники перешли из возглавляемого им ЦСКА в «Салават Юлаев», вице-президент ФХР Борис Майоров не простил Захаркину сказанное в свой адрес слово «псевдоспециалист», президента КХЛ Александра Медведева раздражала критика Быковым регламента возглавляемой им лиги.
Вот и вышло, что из 15 членов исполкома ФХР ни один не был за то, чтобы тренеры сохранили свои посты. Такой результат выглядит несколько странным как в свете успехов БиЗов в предшествующие годы, так и по причине отсутствия у людей, проголосовавших против, собственного четкого видения перспектив национальной сборной. По крайней мере, на «отставочном» заседании исполкома с программой выступил лишь Вячеслав Быков. Но ни один из предложенных им семи пунктов так и не обсудили всерьез.
Не был востребован тандем и в клубах КХЛ. Если расставание с «Салаватом Юлаевым» еще можно объяснить борьбой за влияние между нынешним и бывшим президентами Башкирии, а также более взвешенной в финансовом плане политикой уфимцев, то выбор других клубов-олигархов удивил. В Магнитогорске сделали ставку на не имеющего опыта самостоятельной работы Александра Баркова, в Омске – на чеха Ростислава Чаду, а в Ярославле – на Брэда Маккриммона, трудившегося помощником главного тренера в Detroit Red Wings. По неофициальной информации, на месте последнего мог оказаться Вячеслав Быков, однако боссы «Локомотива» выдвигали требование, чтобы он пришел в команду без своего многолетнего помощника. И дело здесь вовсе не в открытом письме заслуженных ветеранов, требовавших отказать Захаркину в «праве на работу в российском хоккее». Президент «железнодорожников» Юрий Яковлев является приверженцем линии, согласно которой главный тренер – специалист сугубо технический.
В его задачи входит непосредственная работа с командой, подбор же помощников и игроков – прерогатива руководства клуба. Быков, превратившийся за последние годы в фигуру в том числе политическую, на подобные условия не согласился.
Здесь мы подошли к самому интересному. А именно к сути конфликта между БиЗами и их противниками. Конфликта, в который в той или иной степени будет вынужден вступить и Билялетдинов. Ведь вовсе не за четвертое место и даже не за вскользь брошенное «псевдоспециалисты» наглядно наказали тренеров. А за то, что те стали излишне самостоятельными, превратились в силу, реально способную отстаивать собственную позицию. Возьмем Евротур, календарь которого вызывает столь много нареканий со стороны руководителей КХЛ и входящих в нее клубов. Быков не раз говорил, что именно это соревнование помогает ему готовить команду к чемпионату мира. А победа на нем для России, как известно, – задача больше чем спортивная. Пока были медали первенства планеты, высшие руководители страны оказывали публичную поддержку БиЗам, тем самым сводя на нет дискуссию о необходимости несколько раз в сезоне прерывать регулярный чемпионат КХЛ ради коммерческого турнира сборных. Или вспомним лимит на легионеров, за ужесточение которого не раз ратовал Быков, оппонировавший своему тезке Фетисову.
Так уж вышло, что главный тренер успешно выступавшей сборной России был ключевой фигурой, позволявшей ФХР удерживать позиции в ее «борьбе за власть» с Континентальной хоккейной лигой. И именно на стороне ведомства Владислава Третьяка волей-неволей будет играть Билялетдинов, приди он на пост наставника национальной команды. Особенно в статусе освобожденного специалиста. А судя по словам президента Татарстана Рустама Минниханова («если страна потребует, мы пойдем на риск»), как раз таким он и станет. Главный тренер национальной команды по долгу службы заинтересован в том, чтобы у нее был как можно более насыщенный календарь контрольных матчей, равно как и в максимальном количестве времени на подготовку к играм. В то время как КХЛ жаждет ровным счетом противоположного, а именно – минимального количества международных пауз по ходу регулярного сезона.
Для ответа на вопрос, чья же все-таки возьмет, очень важно понимать, какими полномочиями будет наделен главком национальной команды. Знаменитый в недавнем прошлом форвард Павел Буре уверен, что России следует идти по канадскому пути: «Назначается генеральный менеджер. Он несет ответственность за результат. Создает команду, берет на работу тренера, помощников, набирает игроков, сервисменов». В таком случае, как в ярославском «Локомотиве», главный тренер становится чисто техническим специалистом. В поддержку этого варианта распределения полномочий Буре приводит сборную Финляндии образца 2011 года – в чемпионской команде функции генменеджера исполнял блистательный Яри Курри.
Однако, если преломить подобное распределение ролей на российскую действительность, становится совершенно непонятно, почему ФХР настаивает на освобожденном статусе главного тренера. Чем будет заниматься этот человек в свободное от непосредственной работы с командой время, если за подбор состава отвечает другой? Да и согласится ли тот же Билялетдинов нести ответственность за результат, не имея даже возможности приглашать игроков? Вопрос, как говорится, риторический.
Так что Зинэтула Хайдарович, скорее всего, придет на место Быкова с теми же полномочиями, которые были у Вячеслава Аркадьевича. «Тренер должен быть главным в сборной. Вы хотите, чтобы он не имел полномочий в определении состава и стратегии? Так нельзя. За все отвечает тренер. А кто под ним будет – генменеджер или начальник команды, – уже вторично» – эти слова Виталия Мутко только подтверждают данный вариант развития событий. А заявление министра спорта о том, что задачи по завоеванию медалей на соревнованиях, которые пройдут до Сочи-2014, «никто снимать не собирается», и вовсе не оставляет главному тренеру выбора. Побеждать надо «здесь и сейчас», а это значит – приглашать в сборную сильнейших на данный момент игроков. Ибо в случае неудачи ФХР сразу упрекнет в «невыполнении задачи».
Но даже при достижении результата тренер не избежит критики – как минимум от руководителей клубов – за то, что «загоняет» ведущих игроков, не дает им возможности отдохнуть. Это сейчас упоенный «победой» над Быковым Вячеслав Фетисов заявляет: «Говорят, что модно иметь тренера-иностранца. Мы за такой “модой” не гонимся, она нам не нужна. Нам нужен Билялетдинов!» А когда последний вызовет условного Дениса Паршина на несколько этапов Евротура, президент ЦСКА начнет справедливо возмущаться. Ибо ему нужен не уставший от игр и перелетов, а свежий и отдохнувший лидер команды.
Конечно, Билялетдинов куда более дипломатичен, чем тот же Игорь Захаркин, и до открытого конфликта дело вряд ли дойдет. Однако то, что руководители ФХР и КХЛ по-разному расставляют приоритеты, а главный тренер сборной России становится заложником ситуации, – факт. Как выйти из положения? Рискнем предположить, что в ближайшем будущем можно рассчитывать разве что на «подписание пакта о ненападении», к чему, собственно, и призывает Виталий Мутко, заявляющий о необходимости «объединять усилия» и поставивший перед Владиславом Третьяком задачу к середине июня подготовить программу развития национальной команды. Кардинально изменить ситуацию возможно лишь в случае смены власти в одной из противоборствующих структур. Этого, похоже, и добиваются Вячеслав Фетисов с Александром Медведевым.