Русские уйдут

Большой спорт №11(57) Ноябрь 2011
Андрей Супранович
Когда распался Советский Союз и границы открылись для всех желающих, лозунг «Русские идут!» перестал быть символом холодной войны – вместе с ее окончанием в NHL хлынули потоки высококачественных легионеров из бывшего СССР, которые, являясь представителями совсем другой школы хоккея, коренным образом изменили лицо лиги.

Когда распался Советский Союз и границы открылись для всех желающих, лозунг «Русские идут!» перестал быть символом холодной войны – вместе с ее окончанием в NHL хлынули потоки высококачественных легионеров из бывшего СССР, которые, являясь представителями совсем другой школы хоккея, коренным образом изменили лицо лиги. К концу XX века «русский прорыв» достиг апогея: в 30 заокеанских командах играли 70 россиян, а с учетом представителей бывших советских республик количество русскоговорящих хоккеистов достигало сотни! Но уже через 10 лет эта цифра уменьшилась втрое. «Большой спорт» решил разобраться в причинах оттока россиян, а также проследить за межсезонной миграцией наших соотечественников.

Перед сезоном 2011/2012 в тренировочные лагеря клубов NHL было вызвано 45 хоккеистов, что на 5 меньше, чем в прошлом году. 22 команды из 30 пригласили 8 вратарей, 15 защитников и 22 форварда, которые сражались за право участия в 95-м по счету сезоне самой престижной лиги мира. Их мы разделили на две группы – в первую вошли те, кто сохранил место в команде либо смог пробиться в основу, а во второй оказались хоккеисты, не сумевшие проложить дорогу в состав и отправившиеся повышать мастерство в фарм-клубы. Отдельной строкой вспомним и «возвращенцев» – тех, кто отчаялся получить выгодный контракт в США и Канаде и погнался за длинным рублем родной КХЛ.

В итоге изначальный список из 45 хокке­истов уменьшился примерно наполовину, причем сенсаций составы команд не сделали. Так, по сравнению с прошлым сезоном количество российских вратарей в NHL даже выросло: добавился опальный Евгений Набоков, переставший воротить нос от аутсайдерской «рамки» нью-йоркских «островитян» и заявивший о готовности вернуться на лед. Впрочем, простили Евгения не сразу, в наказание помариновав на лавке в начале сезона и сделав его, по сути, третьим вратарем клуба. Благо молодой Монтойя не показывал гениальной игры, а основной голкипер клуба Рик Дипьетро все еще страдает от последствий сотрясения мозга. Так что Набоков в итоге получил шанс вернуть себе былую славу и, как следствие, высокие доходы – ведь его зарплата после ухода из СКА уменьшилась в 10 раз и теперь сравнима с окладом безусых американских юнцов.

Прочно осел на скамейке Сергей Бобровский. Воспитанник новокузнецкого хоккея довольно успешно и много играл за Philadelphia в прошлом регулярном чемпионате, но провалил плей-офф. Свято место пусто не бывает: «летчики» пригласили еще одного россиянина, Илью Брызгалова. Бессменный страж Phoenix Coyotes явно пришел на позицию основного вратаря и начал сезон столь уверенно, что стало ясно: Бобровскому достанутся лишь крохи игрового времени. Думается, обмен не за горами – негоже держать на лавке молодого и дорогостоящего вратаря. Примерно так же рассуждали и в Washington Capitals, отправляя в Colorado Семена Варламова. 23-летний уроженец Самары несомненно выиграл от трейда: он стабильно выходит в основе Avalanche. Много зарабатывает и еще один российский голкипер – Николай Хабибулин. Его зарплата в 3,75 миллиона долларов является предметом зависти молодого сменщика Девана Дабника. Юный американец готов грызть зубами лед, лишь бы обставить опытного партнера. Благо тот пока находится не в своей тарелке после 30-дневного тюремного заключения, полученного за езду в нетрезвом виде.

Российские мощные защитники все еще в почете в NHL, и их количество по сравнению с прошлым сезоном не изменилось. Вместо так и не сумевшего закрепиться в лиге Зубарева за океан перебрался двукратный обладатель Кубка Гагарина Алексей Емелин. Montreal задрафтовал воспитанника тольяттинского хоккея еще в 2004-м и с тех пор чуть ли не каждый год предлагал контракт перспективному игроку обороны. Но сначала Емелин счел себя слишком молодым для переезда, а потом не смог отвергнуть очень выгодное предложение «Ак Барса». Но в этом году самый титулованный клуб NHL все же уговорил Алексея. Контракт предложили небольшой – лишь в миллион долларов, что на порядок меньше, чем в Казани. С другой стороны, Емелин выторговал важное условие: если не выдержит конкуренции, то в AHL играть не будет, а вернется в КХЛ. Также Canadiens терпеливо ждут восстановления другого российского столпа обороны – Андрея Маркова. Многострадальное правое колено, перенесшее уже три операции, пока не позволяет защитнику, сыгравшему в прошлом сезоне лишь в семи матчах, выйти на лед. Впрочем, в начале ноября Марков обещал приступить к тренировкам в общей группе. А вот травма Дрю Даути, ключевого защитника «королей» из Лос-Анджелеса, дала шанс молодому Вячеславу Войнову, который поначалу был сослан в фарм.

Все спокойно и без изменений у Федора Тютина и Антона Волченкова. Первый продолжает цементировать тылы «синекурточников», пропустив за последние три сезона лишь две встречи. В межсезонье Федор к тому же отвлекся от непосредственных обязанностей, заняв пятую строчку среди бомбардиров выставочных матчей. Волченков, оправившись от неприятного повреждения, пытается помочь New Jersey, провалившему прошлый год. А вот флоридец Куликов чуть не остался за бортом NHL, однако справился с возросшей конкуренцией и постоянно выходит в составе «пантер». Ветерана Гончара ссылкой в AHL не стращали, но тем не менее недвусмысленно дали понять, что ждут улучшения игры. Как и, наверное, заброшенных шайб, благо 37-летний защитник занимает четвертую строчку в списке действующих снайперов среди игроков обороны.

Антон Бабчук и Никита Никитин в межсезонье подписали новые контракты. 25-летний «блюзовец» обзавелся минимальным окладом в 600 тысяч, но уже хорошо зарекомендовал себя, получая больше игрового времени, чем его высокооплачиваемые напарники. Бабчук же выиграл в деньгах: после переезда из американской Каролины в канадский Калгари зарплата Антона выросла с 1,4 до 2,5 миллиона в год.

С форвардами же совсем беда: на момент подписания этого номера в печать российских нападающих в лиге значилось лишь 10. Всего один на три клуба! Сравните с показателями семилетней давности, когда в заокеанской атаке «русских витязей» было в 4 раза больше. Причины на поверхности: талантливой молодежи стало меньше, да и та не горит желанием бороться за попадание в NHL с перспективой быть «спущенным» в AHL на мизерную зарплату. К тому же быть игроком третьего-четвертого звена также не очень престижно, куда уж лучше выступать поближе к дому, да и получать больший оклад, облагаемый меньшим налогом. Ветераны тоже стали возвращаться за заработком на счастливую старость. Вот и вышло в итоге, что 33-летний лидер Detroit Дацюк – самый возрастной из форвардов-россиян, а второму по ранжиру Илье Ковальчуку и вовсе лишь 28! Евгений Малкин и Александр Овечкин (25 и 26 лет соответственно) – также лидеры своих команд, а вот за их спиной пока негусто. Игра Семина, тезки и одноклубника Овечкина по Capitals, который год не слишком удовлетворяет боссов столичной команды, и те не спешат предлагать Александру Второму долгосрочный контракт. Многие же специалисты считают, что Семин мог бы стать лидером в любой команде, но тень Овечкина мешает таланту раскрыться полностью. Так что обмен вполне вероятен.

Одногодку Малкина Николая Кулемина из Toronto Maple Leafs также можно причислить к когорте лидеров команды. По крайней мере, 57 очков в прошлом сезоне и место в первой тройке в этом году позволяют сделать такой нехитрый вывод. Впрочем, многое зависит от партнеров Николая по тройке – белоруса Грабовского и канадца Маркартура. Если те будут в ударе, то от Кулемина можно ждать нового бомбардирского рекорда и выступления в плей-офф, где Toronto не был с сезона 2003/2004.

Наверняка лелеет мечту о постсезонных баталиях и Максим Майоров. Его Columbus вполне способен побороться за восьмерку лучших на Западе, а 22-летний вингер готов приложить к этому клюшку. Начало сезона порадовало: уже в октябре он побил свой собственный рекорд по количеству игр – в прошлых трех сезонах Майоров сыграл в трех, четырех и пяти матчах соответственно. Александр Бурмистров, перебравшийся вместе с командой из Атланты в Виннипег, также не жалуется на недостаток игрового времени (в среднем 18 минут за матч), только вот о плей-офф его команде вряд ли стоит мечтать.

Воспитанника ярославского «Локомотива» Артема Анисимова, за последние два сезона сыгравшего в Rangers все матчи «регулярки», активно зазывали обратно в родной клуб. Поразмыслив, форвард решил подписать новый контракт с нью-йоркцами (3,75 миллиона за 2 года) и остался жив. Еще один «рейнджер» Евгений Грачев в межсезонье уехал в Saint Louis, где надеется получить побольше игрового времени. Однако пока не слишком удачно, так что можно ожидать ссылки в фарм.

Во второй части материала мы расскажем о наших соотечественниках, которые были вызваны в тренировочные лагеря, но не сумели зарекомендовать себя. Тем не менее решили (по крайней мере пока) не возвращаться домой и попытаться заслужить место в NHL, отпахав в фарм-клубах. С каждым годом таковых становится все меньше, да и этот список изрядно поредеет ближе к «Юрьеву дню», когда российская молодежь потеряет шансы сыграть в главной лиге мира.

В межсезонье заокеанская «русская пятерка» вратарей имела мало шансов увеличиться. Вызовы в тренировочные лагеря Игоря Бобкова и Рамиса Садикова выглядели скорее авансом. Чемпион мира среди молодежи Бобков, не пропустивший в финале ни одной шайбы от канадцев, не смог зарекомендовать себя и отправился в OHL. Впрочем, он вправе ждать вызова, ведь в прошлом сезоне Игорь уже приглашался в стан Anaheim, но на площадку не выходил. А вот Антон Худобин явно рассчитывал на большее, когда летом отказывался от перехода в СКА и подписывал новый контракт с Boston. Чемпионы лиги не были впечатлены игрой вратаря и отправили его сначала на драфт отказов, а уж затем в AHL. Кстати, в минувшем сезоне Худобин сыграл за Minnesota Wild четыре матча и в трех их них был признан первой звездой! Как видим, те достижения пока никак не отразились на карьере воспитанника казахстанского хоккея.

Кстати, не все россияне рвутся обратно домой. Как заявил защитник Кирилл Тулупов, он лучше будет прозябать в фарме, чем поедет играть в Россию. Его можно понять: отношения с нашим хоккеем не задались с детства. Когда Кириллу было 11 лет, у его родителей потребовали денег за то, чтобы сын смог продолжить тренировки в «Спартаке». Было решено взяток не давать, а направить средства на поездку за океан. Тулупов долгое время провел в Канаде и стал поистине заокеанским игроком. В 20 лет он все же решился отправиться на заработки на родину, но из тренировочного лагеря «Атланта» уехал в Словакию, а в прошлом году сыграл всего четыре матча за «Спартак». После чего заявил, что «в России было много странного, слишком тяжелый опыт, очень некомфортно». И вернулся в Канаду, где так и не пробился в основу Edmonton.

Роман Дерлюк, напротив, долго не уезжал в NHL – все устраивало в родном «Динамо». Но детская мечта в итоге взяла свое, и в 25 лет хоккеист отправился покорять Флориду. Пока безуспешно: «пантеры» сослали Романа в AHL, но он готов играть и там. Вторит более старшему соотечественнику и 22-летний Максим Гончаров, год назад уехавший из родного ЦСКА. «Обратно не тянет, у меня еще два года контракта. Хочу заиграть на должном уровне, руки не опущу. Ведь о выступлениях в NHL грезил с детства и отказываться от этого не собираюсь», – отметил бывший армеец. Такая же ситуация и у Павла Валентенко, права на которого принадлежат Rangers. А у Антона Клементьева, в отличие от его коллег по обороне, мечта уже сбылась. Правда, вряд ли он сильно доволен: два года назад Антону досталось только шесть минут игрового времени в одном-единственном матче. С тех пор – лишь игры в «тиграх» из Бриджпорта (AHL), в составе которых Клементьев начал и нынешний сезон. В той же конференции выступает и Дмитрий Орлов, удостоившийся персональной похвалы от тренера Washington Capitals Брюса Будро. Со слов мэтра выходило, что «русский чрезвычайно талантлив, но ему еще рановато играть в составе клуба, борющегося за чемпионство».

Среди нападающих наибольшими шансами располагали Евгений Дадонов, Владимир Жарков, Никита Филатов и Андрей Локтионов. Дадонов в прошлом году сыграл 36 матчей за Florida, набрал 17 (8+9) очков, но в начале этого сезона так и не доказал своего превосходства над конкурентами по атаке и в самый последний момент был отправлен в AHL. В случае травм кого-то из «пантер» Евгений получит второй шанс. У Жаркова такового может и не быть: после невразумительных выступлений за «дьяволов» (всего 4 очка в 38 матчах) он был выставлен на драфт отказов, но никому не приглянулся. Андрей Локтионов до последнего надеялся начать сезон в составе Kings, но не выдержал конкуренции и опять отправился в Манчестер, где в прошлом году получил серьезную травму. Филатов же даже успел сыграть два матча за Ottawa, в которую попал из Columbus, но все равно уехал в фарм с пометкой «самое большое разочарование драфта последних лет». Три года назад «синекурточники» выбрали Никиту под высоким шестым номером, но тот так и не оправдал возложенных на него надежд.

Лучшие из россиян на нынешней ярмарке талантов – Владислав Наместников (№ 27) и Александр Хохлачев (№ 40) – лишь немного потренировались со звездами и отправились в OHL – набираться опыта и улучшать «физику». Наместников уже давно в Америке – в детстве он играл в песочнице с дочкой Стива Айзермана, который когда-то выходил на лед с его дядей, а потом, работая в Tampa, выбрал племянника своего друга в первом раунде. Задрафтованный же год назад Вячеслав Галиев не имел таких связей и вернулся в юниорский Saint John.

Троица российских нападающих – Иван Телегин, Александр Авцин и Максим Грачев – предсезонку провалила. И если первые двое еще молоды и вполне могут выстрелить через год, то Грачев откровенно разочаровал. После отличной игры на юниорском уровне форвард так и не смог достойно перейти во взрослый хоккей. В AHL он не закрепился, возвращение в родную страну у Грачева также не удалось (в «Северстали» за 17 матчей он не набрал ни одного очка), а этот сезон начал в ECHL – полулюбительской лиге США.

Подводя итог, следует отметить, что число талантливых хоккеистов стремительно сокращается. Причин для этого много, одна из них – появление и возмужание КХЛ, где лимит на легионеров и правило «1992 год и младше – дополнительные два игрока в заявке» привели к тому, что молодежи порой предлагают неоправданно высокие контракты, тогда как в США и Канаде в минорных лигах играют за идею. О тех, кто в это межсезонье выбрал деньги, – в следу­ющем разделе.

С десяток хоккеистов вернулись в родные пенаты, причем российские селекционеры делали упор на форвардов. Среди них есть как уже поигравшие в NHL и сборной России игроки, так и перспективная молодежь, отчаявшаяся пробиться в состав клубов лиги. Особо отличились селекционеры «Атланта» и СКА. Подмосковный клуб заручился поддержкой самого Алексея Ковалева, набравшего за 18 сезонов в NHL 1024 очка за 1302 матча. Легендарный игрок уже успел поругаться с руководством лиги, отказавшись носить свитер с фамилией Kovalyov. После недолгих прений ветерану пошли навстречу и буквы yo заменили на e. А Алексей провел за «Атлант» всего пять матчей, после чего надорвал мениск и выбыл из строя на месяц. В его отсутствие надежды возлагались на еще одного звездного новичка – Николая Жердева, но тот пока не оправдывает ожиданий. В защите «Атланта» появился Андрей Зубарев, сыгравший в прошлом сезоне 4 матча за Atlanta.

Двух нападающих и защитника выписал из-за океана и питерский СКА. Игроки сборной России – Виктор Тихонов-младший и Игорь Макаров – сразу усилили нападение клуба, причем за Тихонова и еще одного новичка, Александрова, пришлось побороться. Они, как и перебравшийся в «Витязь» из SPHL Евгений Тимкин, до отъезда в Новый Свет принадлежали другим клубам. Возникла конфликтная ситуация, в которую вмешалось руководство КХЛ, но в итоге вопрос решили мирно, и бывшим командам хоккеистов выплатили компенсации. Кстати, Тихонов, как и «островитянин» Кирилл Кабанов, сначала попытал счастья в тренировочных лагерях NHL. Как и многие из их коллег – безрезультатно. Кабанов же возвращаться в Россию не захотел или не смог: памятуя о скандалах с отцом Кирилла, в качестве агента выбивавшего огромные контракты и из «Спартака», и из «Салавата Юлаева», мало кто возжелал связываться с опальным нападающим. В итоге Islanders сдали его в аренду в шведский Färjestads.

Еще двое добротных исполнителей погнались за длинным рублем. Сергей Широков изначально не надеялся заиграть в этом сезоне в Канаде, уехав в ЦСКА из финалиста Кубка Стэнли – 2011, а вот Александр Фролов, долгое время успешно выступавший за океаном, променял New York Rangers на «Авангард». Нападающий соблазнился неплохим личным контрактом и неофициальным титулом «замена Ягру». Чех, кстати, стал значимой потерей как для омичей, так и для лиги в целом.

Анализируя все состоявшиеся переходы, можно заметить, что КХЛ слабее не стала, даже усилилась, если учесть, что многие не упомянутые в тексте россияне (да и иностранцы) не соблазнились предложениями из NHL. А вот заокеанская лига вряд ли почувствовала потери и пока совершенно не опасается конкуренции со стороны российской. Другое дело, что через несколько лет подрастет поколение «без мечты об NHL», и тогда наше представительство в Новом Свете уменьшится до критической отметки. А от этого не выиграют ни сборная России, ни болельщики.