Разогнались не на шутку

Большой спорт №12(48) Декабрь 2010
Сергей Подушкин
Эмоции переполняли Себастьяна Феттеля. Юный немецкий пилот одновременно плакал, смеялся и издавал восторженные вопли. И понятно почему – на трассе в Абу-Даби Феттель выиграл заключительную гонку сезона-2010 и стал самым юным чемпионом мира по автогонкам в классе «Формула-1».

Эмоции переполняли Себастьяна Феттеля. Юный немецкий пилот одновременно плакал, смеялся и издавал восторженные вопли. И понятно почему – на трассе в Абу-Даби Феттель не только выиграл заключительную гонку сезона-2010, но и стал в возрасте 23 лет, 4 месяцев и 11 дней самым юным чемпионом мира по автогонкам в классе «Формула-1». Более того, ему суждено войти в историю в качестве триумфатора едва ли не самого драматичного и лихо закрученного сезона «Больших призов». А помог ему в этом… один российский любитель автоспорта.

Конечно, и прошлый сезон по накалу страстей был в «Формуле-1» весьма неоднозначным. Вспомним хотя бы триумф команды-«Золушки» Brawn и англичанина Дженсона Баттона, а также многочисленные скандалы. В частности, отчаянную борьбу теперь уже бывшего президента Международной федерации автоспорта Макса Мосли с боссами ведущих «конюшен» и нашумевшее «дело Нельсона Пике-младшего», приведшее к длительной дисквалификации хитроумного Флавио Бриаторе (как выяснилось в результате официального расследования, в 2008-м на Гран-при Сингапура бразилец намеренно разбил свой болид по приказу Флавио).
Но нынешний чемпионат превзошел все ожидания. Причем без того злобного негатива, который будоражил «королевские автогонки» в прошлом сезоне. И хотя взаимные подозрения, склоки и перепалки между пилотами и целыми командами, конечно же, остались, на этот раз все выглядело куда более искренне и благодушно, почти по-семейному. Что только добавляло перчинки сражениям на трассе. Виданное ли дело, за титул практически на равных боролись сразу пятеро пилотов из трех команд! Расстановка сил менялась от этапа к этапу, списанные было со счетов гонщики вдруг «просыпались» и одерживали эффектные победы.

Шумахер в глубокой тени

На столь насыщенном фоне почти незамеченным прошло даже возвращение легенды. Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер не выдержал и после трехлетнего перерыва вновь сел за руль гоночного болида. Но на своем Mercedes (перекупленном и переименованном Brawn) 41-летний Шуми так и не смог оправдать явно завышенных надежд болельщиков – по всем статьям великий гонщик уступил молодому напарнику Нико Росбергу и ни разу не поднялся на подиум, заняв в общем зачете девятое место. Впрочем, завершать карьеру Михаэль не спешит, намереваясь взять реванш в 2011-м.
Легендарный бренд Lotus, возрожденный боссом одной из трех команд-новичков Тони Фернандесом, появился в «Формуле-1» после более продолжительного отсутствия. Но хотя Lotus и стал лучшим среди новых «конюшен», он так и не набрал в дебютном сезоне ни единого очка. К тому же возникли споры с правообладателями, прежде всего относительно знаменитого названия. Поэтому не исключено, что уже в следующем сезоне под этим брендом будет выступать совсем другая команда – нынешняя Renault.

Интрига вместо диктатуры

В 2010-м в борьбе за титул и Кубок конструкторов принимали непосредственное участие два коллектива, не менее титулованных в «Формуле-1», чем Lotus, – Ferrari c испанцем Фернандо Алонсо и McLaren с двумя британцами – Льюисом Хэмилтоном и Баттоном. Но самыми быстрыми машинами года все участники состязаний признали болиды Red Bull под управлением Феттеля и австралийца Марка Уэббера. Еще в прошлом сезоне гениальный конструктор Эдриан Ньюи создал очень конкурентоспособную машину, уступившую в итоге только Brawn. Однако этой весной всем стало понятно: по чистой скорости у нынешнего Red Bull соперников нет. О чем наглядно свидетельствуют результаты квалификаций Гран-при – на старте чемпионата Феттель и Уэббер завоевали для команды семь поул-позишн подряд, а всего выиграли 15 поулов из 19. Превосходство подавляющее и для нормальной соревновательной интриги во многом убийственное… Но «Формула-1» порой способна преподносить сюрпризы.

До 2009 года Марка Уэббера считали довольно посредственным пилотом – за семь сезонов в «королевских гонках» он ни разу не поднимался выше десятого места в общем зачете. Однако как только у Red Bull Racing появился достойный болид, результаты австралийца резко улучшились

Ахиллесова пята Red Bull обнаружилась еще на первом этапе в Бахрейне, когда у уверенно лидировавшего Феттеля возникли технические проблемы и пилот финишировал четвертым. В дальнейшем машина не раз подводила Себа в самый неподходящий момент. Мешала и излишняя горячность молодого немца. Порой сталкивался с неисправностями и более аккуратный и опытный Уэббер. А апофеозом внутренних проблем в коллективе стало столкновение двух Red Bull в борьбе за лидерство на Гран-при Турции, что привело к последующим взаимным обвинениям. После этого инцидента Уэббер не раз публично давал понять, что его интересы в борьбе за титул ущемляются в пользу молодого напарника.
Как следствие, вместо уверенной диктатуры «красных быков» в чемпионате мы получили полную анархию. Чемпионы двух предыдущих сезонов Баттон и Хэмилтон выиграли на двоих пять Гран-при, но жестко конкурируя на трассе, умудрились сохранить неплохие отношения за ее пределами. Однако недостаточно высокая скорость McLaren в конце сезона сделала команду аутсайдером в борьбе за титул. В итоге Дженсон лишился надежд за этап до финиша и занял пятое место, а Льюис прибыл в Абу-Даби с призрачными шансами и смог стать только четвертым.
Фаворитом перед заключительным Гран-при в ОАЭ считался Алонсо. После череды провальных гонок в первой половине сезона его многие списали со счетов. Но испанец и Ferrari вернулись в борьбу после противоречивой победы на 11-м этапе Гран-при Германии – повинуясь приказу из боксов, напарник по команде бразилец Фелипе Масса пропустил Фернандо на первое место. За такой не слишком спортивной «викторией» у Алонсо последовала настоящая белая полоса: на восьми этапах он победил четырежды и еще трижды поднимался на подиум. И как следствие, перед гонкой в Абу-Даби лидировал с преимуществом в восемь очков над Уэббером и в 15 – над Феттелем. Но именно Себастьян выпил в итоге чемпионское шампанское.

Безголосый чемпион

Спору нет, молодому немцу крупно повезло. Да, он одержал в Абу-Даби уверенную победу, но если бы у Алонсо не возникли проблемы, она вряд ли принесла бы ему чемпионский титул. Дабы оградить себя от Феттеля, Фернандо требовалось финишировать на сверхсовременной трассе Yas Marina всего лишь пятым. Но его команда допустила ошибку – слишком рано зазвала пилота на пит-стоп в попытках обезопасить его от посягательств Уэббера. И просчиталась по поводу шансов Феттеля. В результате испанец застрял за Renault Виталия Петрова и занял в гонке седьмое место. После чего долго махал в гневе «после драки» кулаками. Хотя винить он мог только себя и стратегов Ferrari, а отнюдь не соперников.
Феттель, само собой, радовался как ребенок. Впрочем, он мальчишка и есть – непосредственный, острый на язык, любящий давать женские имена своим шасси Red Bull. Так, в начале сезона немец пилотировал Luscious Liz, а потом бросил его ради нового, прозванного им Randy Mandy. Вообще, у Себа весьма своеобразное чувство юмора, порой ранящее окружающих. Да и когда он рассказывает о себе, не всегда понятно: серьезен он или нет. Но поверим ему на слово, когда он, например, признается, что в юности мечтал стать певцом, как его кумир Майкл Джексон. «Было очень болезненно осознать, что для музыкальной карьеры у меня нет голоса», – откровенничает перед журналистами Себастьян. Впрочем, тогда он быстро утешился и переключился на другого своего кумира Михаэля Шумахера (кстати, мог еще пойти и по стопам третьего – баскетболиста Майкла Джордана). Впоследствии за талант паренька частенько называли Бэйби Шуми, но он и не думал обижаться. Только еще больше подшучивал над своим возрастом, заявляя: «Нет, я кофе не пью. Мне кажется, я еще слишком молод, чтобы понять этот напиток».
В «Формуле-1» немец дебютировал в 2007-м и уже в первом Гран-при финишировал за рулем своего BMW восьмым, став самым молодым пилотом в истории «Больших призов», набравшим зачетные очки. На тот момент Феттелю было всего 19 лет и 349 дней. Затем последовали полтора сезона в Toro Rosso. Когда в 2008-м в Монце под проливным дождем Себастьян одержал победу на весьма скромном болиде (в 21 год и 74 дня от роду, что сделало его и самым молодым гонщиком, выигрывавшим Гран-при), о нем уже вовсю заговорили как о супер­звезде. После перехода в Red Bull Феттель занял второе место в сезоне-2009 и завоевал титул в 2010-м. Мечта довольно быстро стала реальностью.

Русские пришли

То же самое можно сказать и о российском присутствии в «Формуле-1». Минувший сезон положил начало гигантскому прорыву России в «королевских гонках». Причем по всем направлениям. На правительственном уровне было объявлено, что с 2014-го в Сочи начнет проводиться столь долгожданный Гран-при. А перед самым финалом российская компания Marussia Motors, занима­ющаяся производством спорткаров, устами своего президента – известного шоумена и гонщика Николая Фоменко объявила о покупке «значительного пакета акций» команды Virgin. С дальнейшими перспективами по превращению «конюшни» в чисто российскую, «с участием наших пилотов и инженеров».
Но главное, в составе Renault дебютировал российский пилот – вице-чемпион престижной серии GP2 Виталий Петров. Правда, с точки зрения результатов сезон получился для него неоднозначным – уроженец Выборга совершал ошибки, вылетал с трассы и разбивал машину. Но это объяснимо – после введения жестких ограничений на тесты новичкам приходится намного сложнее, чем несколько лет назад. По сути, они учатся прямо во время этапов и преимущественно на собственных ошибках. Петров, отметивший в сентябре 26-й день рождения, так и делал. И хотя он заметно уступал напарнику по команде поляку Роберту Кубице, но все же выдал несколько очень неплохих гонок, четырежды набрав зачетные очки. Сначала финишировал седьмым в дождливом Гран-при Китая, затем стал десятым в Германии и пятым (пока личный рекорд) в Венгрии. Финальную гонку в Абу-Даби россиянин провел безошибочно, заняв в ней шестое место. Причем именно его отменный, без помарок, пилотаж, по сути, и принес Феттелю чемпионский титул. Ведь Виталий почти всю гонку сдерживал Алонсо, не дав тому ни единого шанса для результативной атаки.

«Главное – обогнать напарника, человека, выступающего на таком же автомобиле», – заявил Михаил Алешин. Если взять это высказывание за аксиому, результат Виталия Петрова можно признать крайне неудачным – россиянин набрал за сезон 27 очков, в то время как Роберт Кубица – 136

Безусловно, такая жирная точка в сезоне заметно улучшает перспективы Виталия остаться в «Формуле-1». И именно в Renault (или как там команда будет называться в 2011-м). В его пользу говорят и возросшее мастерство, и солидная спонсорская поддержка из России. Наверняка во втором своем сезоне Петров (если, конечно, потянет машина) сможет с куда большей регулярностью попадать в десятку лучших, а возможно, и замахнуться на подиумы. Во время подписания этого номера в печать о новом контракте Виталия еще никто официально не объявил, но такая вероятность расценивается как очень высокая.
Не исключено, что в «королеве автоспорта» вскоре появится и еще один русский. Ровесник Феттеля москвич Михаил Алешин практически на равных сражался с Себом в мировой серии Renault в 2007-м, которую они начинали напарниками по команде. Правда, потом карьера Михаила несколько застопорилась. Но затем вновь начала набирать обороты. В 2009 году Алешин стал третьим призером в классе «Формулы-2», а в нынешнем – вернулся в мировую серию и завоевал чемпионский титул. Получив в качестве награды тесты на боевом Renault. Россиянин не скрывает, что больше не хочет выступать в младших сериях и жестко нацелился на «Формулу-1», ведя сегодня переговоры с несколькими командами.