Правительственный уровень

Большой спорт №4 (32) Апрель 2009
Николай Орлов
Но несмотря на внешнее благополучие, именно волейбол был первым игровым видом спорта, к руководству которым пришел представитель политического истеблишмента, инициировавший серьезные изменения в самой системе его управления.

Из всех игровых олимпийских дисциплин лишь в волейболе Россия занимает первое место по общему количеству завоеванных на Играх и чемпионатах мира медалей. Причем доминирование национальной волейбольной школы началось уже с дебютного первенства планеты – в 1949 году в Чехословакии мужская сборная СССР уверенно одержала свою первую победу. С тех давних пор ни один турнир подобного ранга не проходил без участия российских волейболистов, и лишь считаные разы они не добирались до медалей.

Но несмотря на внешнее благополучие, именно волейбол был первым игровым видом спорта, к руководству которым пришел представитель политического истеблишмента, инициировавший серьезные изменения в самой системе его управления. Результатом избрания президентом Всероссийской федерации волейбола главы ФСБ Николая Патрушева стали два существенных нововведения: впервые в истории российского спорта национальную сборную возглавил иностранный наставник, а федерация получила мощную спонсорскую поддержку крупных окологосударственных бизнес-структур. Однако, помимо всех очевидных плюсов, приход Николая Патрушева в волейбол спровоцировал и ряд не совсем позитивных моментов, касающихся дальнейшего развития этого вида спорта.

Во имя финансового благоденствия

Предложение встать у руля российского волейбола директор ФСБ Николай Патрушев получил от тогдашнего главы федерации по этому виду спорта – заслуженного тренера СССР Валентина Жукова. Последний, которому к тому моменту исполнилось 67 лет, так прокомментировал свою позицию: «Я руководил федерацией с 1991 года и через дюжину лет почувствовал, что понадобились кардинальные изменения, новый толчок для прорыва, а именно – выход на правительственный уровень. Патрушев искренне любит волейбол, на приличном уровне играет сам, болеет нашими проблемами. Лично к нему по поводу его прихода в ВФВ на руководящий пост я обращался еще весной 2003 года».

Официальное избрание Патрушева президентом Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) состоялось в апреле 2004-го в ходе внеочередной конференции. Сразу после своего утверждения в новой должности он передал Жукову доверенность на выполнение всех действий, которые, как правило, требуются от главы этой структуры. После чего СМИ, не привыкшие еще к массовому приходу в спорт крупных чиновников, окрестили директора ФСБ «свадебным генералом в русском волейболе».

Серб Зоран Гайич так и не смог решить поставленные перед ним задачи. Под его руководством россияне финишировали лишь седьмыми на чемпионате мира-2006. Однако свой вклад в развитие российского спорта он все же внес – появление Гайича во главе национальной команды сняло запрет на приглашение в сборные России иностранных тренеров

Наверняка и сегодня, спустя пять лет после своего первого избрания, у Патрушева по-прежнему не хватает времени, чтобы внимательно вникать во все дела федерации. Однако то, что с его приходом российский волейбол действительно вышел на новый уровень в плане организации, давно очевидно всем. Уже на той памятной внеочередной конференции, прошедшей в подмосковном учебно-методическом центре «Голицыно», вместе с Патрушевым в руководство ВФВ вошла еще одна знаковая фигура – вице-президентом был избран председатель ВГТРК Олег Добродеев, благодаря чему волейбол оказался частым гостем на Центральном телевидении. Но главную свою задачу новый руководитель ВФВ видел в обеспечении стабильного финансирования подведомственного ему вида спорта. «Стали искать спонсоров, партнеров, которым небезразлична судьба российского волейбола. При этом мы хотели сотрудничать с компаниями, имеющими не только солидные позиции в бизнесе, но и высокий “социальный авторитет”», – вспоминал Патрушев через два года после своего прихода в ВФВ. К тому времени списку партнеров федерации могли позавидовать все без исключения российские спортивные структуры: «Роснефть», ВТБ, Газпром, «Ингосстрах», Внешэкономбанк. Финансовая стабильность позволила улучшить материально-техническую базу как сборных команд, так и клубов, а также пригласить в страну ведущих игроков и тренеров.

Дорогу иностранцам

Именно благополучный волейбол стал первым видом спорта, национальную команду которого возглавил иностранец – в начале 2005 года, через несколько месяцев после прихода Патрушева, серб Зоран Гайич сменил на посту главного тренера сборной России Геннадия Шипулина. «Все-таки иностранец во главе национальной команды – явление из ряда вон выходящее. Не знаю, что вышло бы, если бы меня завтра позвали тренировать, скажем, китайцев. С чего бы я начал? Как общался бы с игроками, с местными тренерами? Для всего этого нужен огромный опыт работы внутри страны, которого у Гайича пока нет», – прокомментировал назначение нового тренера Шипулин. И в своих опасениях знаменитый наставник не ошибся – с сербом во главе россияне финишировали лишь седьмыми на чемпионате мира 2006 года, после чего контракт с Гайичем продлен не был, а в российскую команду пришел представитель отечественной школы, хотя формально тоже иностранец – гражданин Белоруссии Владимир Алекно.

В женской сборной эксперимент с приглашением иностранного тренера себя оправдал – в том же 2006-м Джованни Капрара привел россиянок к золотой медали мирового первенства. Это достижение оценили в Росспорте, удостоив итальянца звания «Заслуженный тренер России», хотя по существующему положению оно может быть присвоено лишь гражданам РФ. Правда, из-за бюрократических проволочек в историю российского спорта в качестве первого ЗТР–иностранца вошел все же не Капрара, а гражданин Израиля и США Дэвид Блатт, выигравший с отечественными баскетболистами первенство континента.

Однако на Олимпиаде в Пекине команда Капрары выступила неудачно, после чего итальянец ушел в отставку, а его место занял Владимир Кузюткин, тренер одного из аутсайдеров чемпионата России – команды «Балаковская АЭС». Столь оригинальный выбор руководства ВФВ обусловлен не только профессиональными качествами Кузюткина, но и тем фактом, что по требованию федерации наставник национальной команды должен быть освобожден от работы в клубе, а тренеры ведущих российских команд отказываться от высокооплачиваемой работы, как правило, не хотят. Именно положение о невозможности совмещения постов в клубе и сборной послужило одной из причин отказа Владимира Алекно, с которым россияне завоевали бронзу на Играх в Пекине, от продолжения сотрудничества со сборной. Однако ушедшему в казанский «Зенит» белорусу федерация нашла вполне достойную замену – одного из самых титулованных тренеров планеты итальянца Даниэле Баньоли, который по окончании текущего сезона должен уйти из московского «Динамо». «Преимущество ведущих иностранных специалистов – прежде всего в мастерстве, но и не только в нем. Чем Баньоли не устраивало “Динамо”? Но, видимо, Даниэле – очень амбициозный человек», – прокомментировал «Большому спорту» его приход в российскую сборную ее генеральный менеджер Руслан Олихвер.

Стремительный прогресс

Сам же итальянский специалист отметил, что за два года работы в русском клубном волейболе составил адекватное представление о происходящих в нем процессах. «Теперь я понимаю, что когда только начинал работать в “Динамо”, то практически ничего о вашем волейболе не знал. Не могу сказать, что сейчас понимаю все, но очень многое с тех пор я переосмыслил. Кстати, за последнее время этот вид спорта сделал в России ощутимый шаг вперед. Уровень суперлиги значительно вырос, а это одно из главных условий прогресса. Боюсь только, как бы финансовый кризис не приостановил начавшийся процесс. Будет очень жаль, если не слишком богатые клубы, которые в последнее время стали навязывать лидерам серьезную конкуренцию, снова откатятся на прежние позиции. А такой риск, как я слышал, существует», – заявил Баньоли вскоре после своего назначения на пост главного тренера сборной России.

Не исключено, что опасения итальянского тренера оправдаются и финансовый поток в российский волейбол несколько оскудеет, однако нельзя не признать, что фундамент для его развития заложен существенный. В 2007 году в поселке Витязево, неподалеку от Анапы, был введен в эксплуатацию Центр подготовки сборных команд России. Как отметил Баньоли, это сооружение с тремя площадками не имеет аналогов в его родной Италии и соответствует высочайшим мировым стандартам. Появились специализированные волейбольные сооружения и в других регионах страны. «Впервые федерация назначила членам сборных команд стипендии, достойные профессиональных спортсменов и соответствующие их труду. Все игроки застрахованы, с каждым из них заключен договор, определяющий права, обязанности и ответственность сторон. Система премирования ориентирована исключительно на максимальный результат – победить значительно “выгоднее”, чем стать вторым. Длительные и многочисленные перелеты, которых требуют планы подготовки и насыщенный календарь, стараемся организовать так, чтобы игроки поменьше уставали в дороге. Важнейший момент – медицинский контроль, охрана здоровья спортсменов. Его мы перестроили в корне. Сейчас за этот раздел подготовки отвечает целое учреждение – Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры. Мы нацеливаем наших волейболистов на то, чтобы они стали лучшими в мире, и стараемся создать для этого все условия», – констатировал Николай Патрушев.

Антикризисная география

Как справедливо заметил Даниэле Баньоли, уровень чемпионата России в последние годы значительно вырос, свидетельством чего может служить тот факт, что ни один из ведущих волейболистов страны сегодня не играет в зарубежных первенствах. Зато обе вакансии иностранцев во всех богатых российских клубах заняты игроками экстра-класса. Не случайно выступающий за казанский «Зенит» олимпийский чемпион Пекина Клэйтон Стэнли констатировал: «Со звездами в российском чемпионате проблем нет. Сейчас эта лига – сильнейшая в мире». Но не только количеством игроков мирового класса и высокими зарплатами примечателен российский клубный волейбол. В отличие от тех же футбола и баскетбола, где сильнейшие клубы сосредоточены прежде всего в Москве и ближайшем Подмосковье, а конкуренцию им составляют лишь Петербург и Казань, волейбольная география куда шире. Достаточно сказать, что российская столица в мужском и женском первенствах страны представлена всего одной командой, равно как и Московская область. Зато регулярный чемпионат России среди мужских команд выиграл «Факел» из Нового Уренгоя, а один из лидеров женского первенства – хабаровский «Самородок». Сильные мужская и женская команды есть в Белгороде, мужские – в Уфе и Новосибирске, женские – в Екатеринбурге, Омске и Калининграде. Особенно примечательно появление последней, ведь «Динамо-Янтарь» – это перебазировавшееся в самую западную область России «Динамо» из Московской области, а мужской клуб в Калининграде образован на базе столичного «Луча». Конечно, в условиях финансового кризиса широкая география вряд ли может стать панацеей, однако надо признать, что та же Московская область сегодня испытывает большие трудности с финансированием значительного числа профессиональных клубов, являясь по этому показателю едва ли не самым неблагополучным регионом страны. Чудом избежали расформирования «Химки», бюджет которых в нынешнем сезоне стал самым маленьким в футбольной премьер-лиге, отказался от услуг дорогостоящих легионеров баскетбольный «Триумф», обсуждается вопрос о выходе из КХЛ «Витязя» и «Химика». И это не говоря о том, что концентрация клубов в одном городе и регионе негативным образом сказывается на посещаемости, а ведь профессиональный спорт существует едва ли не в первую очередь за счет болельщиков.

«Россия ждала от нас медалей. Мы их везем. Очень жаль, что они не той пробы» – так коротко и ясно прокомментировал третье место мужской сборной по волейболу на Олимпиаде в Пекине тогдашний тренер команды Владимир Алекно

Некоммерческий подход

Конечно, во многих аспектах российский волейбол значительно опережает другие виды спорта, однако нельзя не признать: его финансовое благополучие обусловлено не столько коммерческой деятельностью менеджмента клубов, сколько личным авторитетом президента ВФВ – потенциальные спонсоры настолько уважают Секретаря Совета безопасности РФ, что просто не могут отказать в помощи подведомственному ему виду спорта. В плане же организации национального первенства волейбол значительно отстает от тех же футбола и хоккея, где чемпионаты страны проводит не федерация, а профессиональные лиги, в данном случае РФПЛ и КХЛ, худо-бедно пытающиеся самостоятельно зарабатывать деньги.

А ведь идея создания подобной структуры в волейболе возникла еще в 2004 году. Ее выдвинул занимавший в то время пост гендиректора ВФВ Юрий Сапега, и руководители клубов ее полностью поддержали. Однако поставить российский клубный волейбол на коммерческие рельсы Сапеге было не суждено – в сентябре 2005 года легендарный волейболист умер от сердечного приступа в возрасте 40 лет. С его смертью идея создания профессиональной волейбольной лиги была отложена, как говорится, до лучших времен. Когда она воплотится в жизнь? Как выразился первый вице-президент ВФВ Станислав Шевченко, «вопрос не по адресу. Его нужно задавать клубам, которые, видимо, пока не готовы сделать следующий шаг в развитии российского волейбола. На данный момент никаких конкретных предложений от них не поступало. Разговоры ведутся вокруг да около. Так что обсуждать нечего». И действительно, зачем руководителям клубов напрягаться, если поиском спонсоров, подписанием контрактов с телевидением и обеспечением режима наибольшего благоприятствования со стороны региональных властей занимаются федерация и ее авторитетный президент.


Почему вы поддерживаете именно волейбол и каковы формы вашего сотрудничества с федерацией?

С таким вопросом мы обратились ко всем партнерам ВФВ. Однако ответы получили лишь из трех компаний – «Ингосстраха», Газпрома и ВТБ.

Газпром

Год начала сотрудничества с ВФВ – 2007

Почему именно волейбол? Газпром, как социально ответственная компания, уделяет большое внимание развитию российского спорта. Учитывая популярность волейбола в стране, было принято решение о поддержке этой дисциплины.

Формы поддержки ВФВ. Дочернее общество компании «Газпром трансгаз Казань» выступает спонсором волейбольного клуба «Зенит-Казань», победителя европейской Лиги чемпионов по волейболу 2008 года.

Источник: Управление информации Газпрома.

ВТБ

Год начала сотрудничества с ВФВ – 2003

Почему именно волейбол? Это вторая после футбола по популярности и распространенности спортивная игра в Европе.

Формы поддержки ВФВ. Генеральный спонсор мужской сборной России по волейболу. Благодаря поддержке ВТБ ВФВ смогла провести качественную подготовку мужской национальной команды, занявшей в итоге призовые места на чемпионатах мира и Европы, а также на Олимпийских играх в Афинах и Пекине.

Источник: Пресс-служба Банка ВТБ.

«Ингосстрах»

Год начала сотрудничества с ВФВ – 2004

Почему именно волейбол? В 2008 году отечественный волейбол отпраздновал свой 85-летний юбилей. Рекорд российской сборной по количеству побед до сих пор не превзошла ни одна другая команда мира. Наши спортсмены добились блестящих успехов на соревнованиях, проводимых МОК, FIVB и CEV. Мы уверены, что наше сот­рудничество благотворно скажется на развитии этого вида спорта и позволит открыть новые имена, которые принесут России яркие победы и медали.

Формы поддержки ВФВ. Генеральный партнер и спонсор чемпионата России по волейболу среди мужских команд (суперлига) в сезоне 2008/2009. В прошлом году компания также поддержала Кубок России-2008 и Матч всех звезд в честь 85-летия ВФВ. Кроме того, «Ингосстрах» выпустил фотоальбом, в который вошли снимки с самыми яркими моментами спортивных матчей.

Источник: руководитель службы по связям с общественностью «Ингосстраха» Владимир Клейменов.