На игле

Большой спорт №4(24) Апрель 2008
Дмитрий Маслов
После того как в штате московского «Спартака» появился китайский врач Лю Хуншен, с помощью необычных методов лечения избавивший многих футболистов от застарелых болячек, в России резко возрос интерес к использованию традиционной китайской медицины в спорте.

После того как в штате московского «Спартака» появился китайский врач Лю Хуншен, с помощью иглотерапии и других необычных методов лечения избавивший многих футболистов от застарелых болячек, в России резко возрос интерес к использованию традиционной китайской медицины в спорте. О преимуществах восточных методик лечения, восстановления и психологического настроя спортсменов в интервью журналу BOLSHOI sport рассказывают генеральный директор клиники китайской медицины, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Российского государственного медицинского университета Светлана Нестерова и мастер цигун Ван Дан Дин.

Европейская медицина лечит болезнь, а китайская – больного. Вы согласны с этим утверждением?

Светлана Нестерова (СН): В Китае существует два вида медицины: близкая к европейской и древняя традиционная, имеющая более чем шеститысячелетнюю практику. В ней врач постигает основы пульсовой диагностики, знает более 25 тысяч видов трав – как их нужно готовить, какие можно добавлять в пищу, чтобы она стала целительной. Если европейская медицина направлена на выявление симптомов и постановку диагноза, то китайская (и восточная в целом) воспринимает человека как единую систему, целое с несколькими уровнями: физическим, энергетическим и духовным. Оказывается точечное воздействие на все эти три сферы. В России известны такие методы лечения, как иглоукалывание, массаж туйна (пальцами, локтями, стопами), снимающий напряжение мышц и устраняющий негативные блоки по всему телу, а также цигун-терапия, которая представляет собой работу с энергией.

Ван Дан Дин (ВДД): В китайских системах огромное внимание уделяется расслаблению. Прежде чем учить правильно двигаться, сначала учат правильно расслабляться. Казалось бы, простая истина: при выполнении какого-либо движения напряжение и расслабление должны чередоваться. Тем не менее европейские системы уделяют основное внимание тренировке, то есть напряжению. Это связано с менталитетом человека западной цивилизации – все делать в максимальном напряжении: темп жизни постоянно ускоряется. Традиционная китайская цивилизация пошла другим путем, что наиболее ярко выразилось в цигун, тайцзицюань и внутренних стилях ушу. Это веками наработанные и выверенные до мелочей практики. Когда китайский врач делает массаж, исправляет ушибы или переломы, в его действиях просматривается эта самая системность, поэтому и достигаются результаты, которых европейцам не удается добиться.

Китайские спортсмены, как правило, превосходят европейских в умении настроиться на старт. За счет чего это достигается?

ВДД: Во-первых, китайцы по темпераменту и характеру в целом более терпеливы, чем европейцы. Во-вторых, прогресс спортсменов в последнее время во многом связан с применением при подготовке принципов цигун, специальных упражнений, направленных на дыхание, медитацию, работу с энергией.

Сегодня у Китая самая передовая спортивная медицина в мире. Она внедряется на государственном уровне с хорошей поддержкой и финансированием – примерно так же, как когда-то было в Советском Союзе

Традиционная китайская медицина очень эффективна для повышения выносливости. Как удается добиваться подобных результатов?

ВДД: Существуют и медикаментозные, и ментальные, и энергетические практики.

СН: Используемые мастерами цигун методики сейчас начинают применяться в спорте. Китай хочет показать свое лицо. У нас есть хорошие контакты с мастерами, которые готовы продемонстрировать свои наработки, позволяющие российским спортсменам повысить естественную выносливость. Это далеко не обязательно травы или другие препараты, принимаемые внутрь. Не все сильнодействующие травы-стимуляторы можно принимать – они могут быть обнаружены в крови, а если мастер понажимал на точки, настроив организм спортсмена, этого допинг-контроль не выявит. Молодые китайские атлеты далеки от восточной философии, по складу ума они ближе к европейцам. Сейчас на лидирующие позиции в мире вышли азиатские гимнасты, и это не случайно. Воздушная акробатика издревле была популярна у китайских циркачей, которые владели техникой цигун. «Стояние на тонком листе бумаги» – для того чтобы сделать эту уникальную вещь, нужно было изменить свой вес с помощью дыхания. Мой первый учитель по ушу и цигун сказал о россиянах: «Если бы вас учили китайские мастера, при ваших физических данных вам не было бы равных в мире».

Китайцы славятся умением быстро и эффективно лечить травмы, в частности переломы. В чем секрет этого?

СН: Приборная техника, разработанная китайскими специалистами и доведенная до совершенства российскими, используется для быстрого сращивания костей. В комбинации с приемом определенных трав это позволяет в несколько раз быстрее, по сравнению с традиционными методами, восстановиться после травм. Переломы позвоночника, межпозвоночные грыжи безоперационно лечатся за достаточно короткий промежуток времени с помощью акупунктуры, массажа и цигун-терапии.

Какое направление китайской традиционной медицины наиболее востребовано в спорте?

СН: В каждой китайской команде есть врач, занимающийся традиционной медициной, но подключают и европейскую, которая сильна прежде всего в хирургии и диагностике. Все, что лечит, – это в основном восточные техники. Китайские врачи дают спортсменам травы, настои, следят за иммунитетом, но это не основная ветвь. Чаще всего они задействуют весь комплекс: фитотерапию, иглоукалывание, массаж туйна, цигун. Использование чего-то одного, конечно, тоже принесет пользу, но не такую значительную.

В 2006 году в Бангкоке состоялся Всемирный форум по цигун, на котором выступал мастер, работавший с профессиональными спортсменами, и демонстрировался фильм о китайских прыгунах в воду. Мастер еще до соревнований предсказал, кто из них сколько медалей завоюет, – это зависело не столько от физических возможностей, сколько от психологического настроя. Вердикт его был таков: «Если бы все спортсмены поверили мне и в свои силы, раскрылись полностью, золотых медалей было бы не три, а пять».

Если человек не верит в китайскую медицину, она ему все равно поможет?

СН: Конечно! На энергетическом уровне есть точки и каналы, воздействуя на которые можно лечить. Это далеко не то же самое, что эффект плацебо.

А какой медицине больше доверяют рядовые китайцы: медикаментозной или традиционной?

ВДД: Конечно, традиционной.

СН: В крупной китайской аптеке на сто метров полок с лекарствами лишь один метр приходится на европейские. Население пользуется ими только при явных показаниях.

Есть ли заболевания, которые традиционная китайская медицина не может лечить?

СН: Таких, которые лечит европейская и не лечит китайская, практически нет. К примеру, антибиотики, которые позволяют быстро подавить рост тех или иных бактерий, были получены из плесени. А в традиционной китайской медицине издревле используются многие виды плесени, грибов, вытяжек из органов животных, обладающих сильнейшим антибактериальным действием.

Какая роль в традиционной китайской медицине отводится питанию?

СН: Питание – это лекарство, любой натуральный продукт содержит полезные вещества. Цигун учит так настроить свой организм, чтобы тот знал, что ему сегодня нужно. Возможно, в определенный день лучше вообще ничего не есть. В Китае написано много книг по диетологии. Например, автор знаменитой сейчас системы оздоровления японец Ниши взял только одну из многочисленных методик и создал у себя в стране на ее основе целый научный институт.

К вам в клинику по большей части приходят лечиться или оздоровляться?

СН: И с той и с другой целью. Но больше людей, конечно, с серьезными болезнями. В России еще нет традиции следить за здоровьем, иметь красивую фигуру. В Древнем Китае существовала практика: врачам при императорах хорошо платили только до тех пор, пока их пациенты были здоровыми, если же человек заболевал – применялись штрафные санкции.