«Если бы мы знали о грядущем финансовом кризисе заранее, то точно не отдали бы мундиаль Южно-Африканской Республике. Теперь для привлечения на чемпионат болельщиков нужна очень большая рекламная кампания», – признался генеральный секретарь FIFA Джером Вальке. И сегодня он не единственный спортивный функционер, который сожалеет о ранее принятом решении. На недофинансирование жалуется Оргкомитет лондонской Олимпиады-2012, а российская госкорпорация «Олимпстрой» и вовсе констатирует возможный срыв бюджета Игр-2014 из-за девальвации рубля и инфляционных процессов в национальной экономике.
Урезаются гонорары и жестко соблюдается потолок зарплат, сокращаются бюджеты и свертываются спонсорские программы. Мировая спортивная индустрия считает деньги и ищет поддержки у государственных структур. Очевидно, что выжить смогут не все. Какие-то команды уже ушли из большого спорта, а кому-то пока повезло и буквально чудом удалось избежать финансового краха – анализирует «Большой спорт».
5 декабря 2008 года руководство Honda Motor Company объявило об уходе из чемпионата мира в классе «Формула-1», объяснив свое решение необходимостью оптимизировать расходы компании в условиях мирового финансового кризиса.
Однако некоторые аналитики, и в частности бывший чемпион мира Жак Вильнев, считают, что выбывание Honda из «королевских гонок» вызвано отнюдь не реальными проблемами японского автобренда. Желание свернуть проект Honda Racing F1 Team – это своего рода игра на публику, показательная демонстрация сокращения непрофильных затрат, столь популярная сегодня среди мировых автопроизводителей.
Правда, пока речь идет не о расформировании, а о продаже команды, пусть даже и за символическую цену, что позволит владельцам Honda не платить более чем 700 сотрудникам компенсацию за досрочное расторжение контракта, а также неустойку организаторам «Формулы-1». Впрочем, есть и объективные причины сохранить Honda Racing F1 Team. И главная из них – высокий профессиональный уровень ее технического директора Росса Брауна и подобранной им команды. Однако даже если модифицированная и, скорее всего, переименованная Honda примет участие в чемпионате, рассчитывать на призовые места ей будет проблематично – подготовка к сезону фактически провалена, а разработка оригинальных технических решений заморожена. Если же придется сменить поставщика двигателей и приспосабливать болид под новый мотор, то стартующий в конце марта сезон и вовсе станет экспериментальным.
Единственная российская яхта – участница кругосветной регаты Volvo Ocean Race была вынуждена завершить свое выступление после третьего этапа. По словам главы российского синдиката Олега Жеребцова, в течение нескольких месяцев команда активно занималась поиском инвестора, однако так и не смогла заключить ни одного спонсорского контракта. «С самого начала мы поставили себе цель привлечь коммерческого партнера для участия в проекте. До сих пор я осуществлял финансирование команды на свои собственные средства, с надеждой на привлечение спонсоров. Мы почти добились желаемого результата, но экономический спад на мировых рынках помешал нам довести дело до конца», – отметил Жеребцов.
Несмотря на то что экипаж яхты «Косатка» по-прежнему не исключает своего возвращения в регату, которая финиширует в июне этого года в Санкт-Петербурге, такое развитие событий представляется маловероятным. Главного инициатора проекта Олега Жеребцова в настоящее время больше волнует не парусный спорт, а собственный бизнес – он занят продажей пакета акций Lenta Ltd., головной компании сети гипермаркетов «Лента». Жеребцову пришлось пойти на это по той простой причине, что другой его бизнес-проект – сеть супермаркетов «Норма» – оказался убыточным, а именно на его развитие в свое время брался кредит под залог акций Lenta Ltd.
Сразу две заводские команды прекратили участие в чемпионате мира по ралли (WRC), мотивировав свое решение ухудшением финансовых показателей корпораций. И если уход Suzuki, заявившейся на первенство лишь в 2002 году, но так и не добившейся высоких результатов, был воспринят достаточно спокойно, то потеря Subaru, трижды завоевывавшей Кубок конструкторов, стала сенсацией. «Выбывание Subaru из чемпионата мира по ралли является огромной утратой. Серия лишилась одной из своих икон», – заявил Дэвид Ричардс, глава компании Prodrive, долгое время сотрудничавшей с японским автобрендом.
Потеря двух команд нанесла WRC сильный удар – в первенстве остались лишь две заводские «конюшни» – Citroe¨n и Ford, к тому же руководство последней серьезно раздумывает о снижении ассигнований на автоспорт. Учитывая тот факт, что команды, содержащиеся производителем, по определению имеют куда больше перспектив, чем частные, Кубок конструкторов, по сути, уже превратился в формальность. А раз нет настоящей конкуренции, неминуемо снижается и зрительский интерес к чемпионату.
Вместе с японскими автопроизводителями из большого спорта решил уйти и машиностроительный концерн Kawasaki, руководство которого мотивировало прекращение участия в мотогонках мировым экономическим кризисом и «резким снижением продаж мотоциклов в последние месяцы». Правда, действующий чемпион MotoGP Валентино Росси сомневается в искренности подобных заявлений, утверждая, что руководители команды просто поняли, что в нынешнем сезоне им ничего не светит, и нашли удобный повод, чтобы покинуть дорогостоящий проект, сохранив лицо. «Они испытали в Австралии свой новый байк, и, насколько мне известно, он оказался не намного лучше прошлогоднего. А с таким медленным мотоциклом им опять не на что будет рассчитывать», – сказал Росси.
Справедливости ради нужно отметить, что статистика подтверждает правоту легендарного гонщика – в последние годы байки Kawasaki действительно не занимали высоких мест в MotoGP.
Если в Москве и Санкт-Петербурге хоккей с мячом воспринимается как весьма экзотичный вид спорта, то в восточных регионах России на матчи по бенди приходят по 20–30 тысяч зрителей. В итоге национальное первенство по хоккею с мячом занимает второе место в стране по общей посещаемости среди всех игровых видов, уступая лишь чемпионату по футболу. Однако по итогам текущего сезона статистика может оказаться куда менее радостной – первенство страны в высшей лиге лишилось сразу трех клубов.
РУСАЛ прекратил финансирование краснотурьинского «Маяка» и братского «Металлурга», а Усть-Илимский целлюлозно-бумажный комбинат – местного «Лесохимика». Скорее всего, это не предел – тот же РУСАЛ уже объявил о нежелании спонсировать абаканские «Саяны», также под вопросом будущее одного из самых титулованных клубов страны – архангельского «Водника». Спасать команды вызвался президент Федерации хоккея с мячом России Альберт Поморцев, который встретился с главами российских регионов и руководством предприятий, однако в деле привлечения их в отечественный хоккей с мячом явно не преуспел.
В декабре 2008 года на сайте правительства Московской области было опубликовано сообщение о слиянии подмосковных футбольных клубов «Сатурн» и «Химки», в результате которого последний фактически упразднялся. Не успела футбольная общественность осознать случившееся, как президент «Химок» (и по совместительству глава одноименного городского округа) Владимир Стрельченко на встрече с губернатором Борисом Громовым все же добился финансирования команды. Правда, из областного бюджета на эти цели выделили лишь 300 миллионов рублей. Еще 100 миллионов «Химкам» выплатят из городского бюджета, а 20 миллионов поступят от спонсоров и в качестве платы за телетрансляции. Столь скромное ассигнование не позволило приобрести сильных новичков и вынудило руководство клуба обратиться к ведущим игрокам с просьбой о пересмотре контрактов. На уменьшение окладов согласился лишь Драган Блатняк, а Настя Чех, Флорин Шоавэ и Егор Титов покинули команду, причем клуб остался должен бывшему капитану московского «Спартака» около десятой части своего годового бюджета. Приглашая Титова в «сытые» времена, руководство «Химок» пообещало знаменитому полузащитнику бонус в размере 800 тысяч евро в случае сохранения места в премьер-лиге. Однако расплачиваться с футболистом клубу предстоит в куда менее благоприятных экономических условиях.
Если «Химки» нашли средства для выступления в премьер-лиге, то первый дивизион все же лишился двух клубов – на понижение пошли столичный «Спортакадемклуб» и ростовский СКА – серебряный призер чемпионата СССР 1961 года и обладатель Кубка страны 1981 года. Финансировавший команду депутат Госдумы Иван Саввиди по итогам 2008-го был награжден памятной медалью «Меценат года», однако экономический кризис серьезно ударил по карману бизнесмена.
Бюджет клуба сократился почти в три раза – до двух миллионов долларов, после чего СКА фактически утратил возможность заказывать чартерные авиарейсы для того, чтобы добираться на выездные матчи в восточные регионы России. В результате было принято решение заявиться во второй дивизион, где клубы делятся на зоны по территориальному признаку, а зарплаты игроков ниже. Впрочем, футболистам еще повезло – ставший бронзовым призером чемпионата России женский СКА, который также финансировал Саввиди, расформировали, а спортсменкам предложили искать новую работу.
С огромной долей уверенности можно утверждать, что из всех национальных европейских футбольных первенств от экономического кризиса больше всего пострадало латвийское. И дело не только в массовом отъезде ведущих игроков (а в Латвии выступало немало российских легионеров) в зарубежные клубы. Прекратили существование сразу три из десяти команд вирслиги (так называется сильнейший дивизион чемпионата Латвии). Футбольный клуб «Рига» и вентспилская «Виндава» были расформированы, а «Даугава» из Даугавпилса объединилась с земляками из «Динабурга». Уведомление об уходе из национального первенства прислала в Федерацию футбола Латвии (ФФЛ) и резекнеская «Блазма», однако впоследствии ее руководство все же решило сохранить клуб. ФФЛ нашла замену отказникам, однако вопрос в том, надолго ли. «Ситуация меняется постоянно, и что произойдет в оставшееся до начала турнира время, не известно никому. Но все клубы письменно подтвердили свое участие, и на данный момент мы ориентируемся на это», – констатировал генеральный секретарь ФФЛ Янис Межецкий.
Переход бывших полузащитников московского «Спартака» Егора Титова и Андрея Тихонова в астанинский «Локомотив» можно назвать одной из главных сенсаций заканчивающегося межсезонья. Однако и в Казахстане, куда на закате карьеры отправляются на заработки многие известные российские футболисты, экономический кризис значительно перекроил состав премьер-лиги.
Из-за финансовых проблем от выступления в элитном дивизионе отказался самый именитый казахстанский клуб – алма-атинский «Кайрат», игравший еще в высшей лиге чемпионата СССР. По воле Федерации футбола Казахстана еще одна команда лишилась права сражаться среди сильнейших. Клуб «Астана», чьи цвета в минувшем сезоне защищали Владимир Бесчастных и Олег Веретенников, задолжал своим игрокам и сотрудникам без малого два с половиной миллиона долларов.
В конце года буквально из ничего возник «Локомотив» – клуб образовался путем слияния «Алма-Аты» и представлявшего этот же город «Мегаспорта», после чего в бывшей столице Казахстана не осталось ни одной команды премьер-лиги. Самому же перебазировавшемуся в Астану «Локомотиву» мировые экономические проблемы не страшны – спонсором клуба является компания «Казакстан Темир Жолы», местный аналог РЖД. Причем если финансирование московского «Локомотива» в связи с кризисом сократилось на 20 процентов, то астанинский трудностей с деньгами не испытывает.
В ноябре 2008 года об отказе от участия в чемпионате России и снятии с розыгрыша Евролиги заявил один из сильнейших женских баскетбольных клубов Европы. Долгое время спонсором ЦСКА была компания «Волгабурмаш», 75 процентами акций которой владел предприниматель Андрей Ищук. Однако после того как он продал свой бизнес в Самаре, новые хозяева «Волгабурмаша» прекратили финансирование дорогостоящей команды. ЦСКА уведомил Евролигу о том, что устраняется с розыгрыша, а ведущие спортсмены начали подыскивать себе другие клубы.
Казалось, расформирование ЦСКА неизбежно, однако на помощь пришел вице-премьер российского правительства Сергей Иванов. При его содействии у армейцев появился спонсор – одна из дочерних компаний Газпрома, обязавшаяся сохранить бюджет на запланированном перед началом сезона уровне. Впрочем, новые владельцы все же установили свои порядки, из-за чего команду покинул главный тренер Гундарс Ветра. «К управлению клубом пришли люди, которые выразили желание перезаключить контракты со всеми игроками и членами тренерского штаба. Не хотел бы вдаваться в детали, но, скажем так, нам не удалось найти точек соприкосновения по всем позициям. Не все, что я предлагал, встретило поддержку у новых руководителей. И наоборот. Отмечу также, что дело не только в финансовых условиях», – прокомментировал Ветра свое расставание с ЦСКА.
«Спартак-Приморье» на грани краха
22 января генеральный директор клуба из Владивостока Сергей Клигер направил президенту Российской федерации баскетбола (РФБ) Сергею Чернову письмо, в котором уведомил, что коллектив снимается с национального первенства в суперлиге А. «Поскольку участие в чемпионате полностью финансируется бюджетом Приморского края, то согласно законодательству содержание команды (выплата игрокам и тренерам заработных плат и премий) – запрещено. Иск по этим основаниям, поданный прокуратурой в Приморский краевой суд, был удовлетворен. В свою очередь Верховный суд Российской Федерации утвердил решение Приморского краевого суда», – отмечалось в письме Клигера.
Поскольку частных спонсоров у клуба никогда не было, руководству «Спартака-Приморья» пришлось объявить о роспуске команды. Однако уже через три дня на официальном сайте клуба появилась информация о том, что «БК “Спартак-Приморье” изыскал возможности для продолжения выступления в чемпионате России на законных основаниях». О том, как именно он это сделал, история умалчивает.
Впрочем, перспективы одного из аутсайдеров российского первенства по-прежнему туманны – в связи с финансовым кризисом РФБ рассматривает вероятность формирования дивизионов чемпионата России по региональному принципу, что не устраивает приморские власти. «Какой смысл платить огромные деньги легионерам, если наши зрители не смогут увидеть хорошие московские команды? Лучше вкладывать средства в развитие массового спорта у нас в крае», – констатировал председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам краевого парламента Галуст Ахоян.