Доходный футбол

Большой спорт №9 (27) Сентябрь 2008
Дмитрий Маслов
О том, на каких принципах строится коммерческий футбольный клуб рассказывает генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев.

У клубов российской футбольной премьер-лиги есть два основных пути финансирования: либо встать под крыло крупной компании, либо получать средства из местного бюджета. ПФК ЦСКА доказывает, что существует и третий: сделать клуб коммерческим проектом, зарабатывать самим и налаживать отношения со спонсорами на взаимовыгодной основе. О том, на каких принципах строится коммерческий футбольный клуб, какую выгоду российскому футболу принесет переход на систему «осень – весна» и как изменились цены на русских игроков после Евро-2008, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев.

Как сказался успех сборной России на чемпионате Европы на трансферной политике ПФК ЦСКА? Насколько вообще Евро-2008 изменил порядок цен на российском футбольном рынке?

Безусловно, трансферная стоимость футболистов, хорошо выступивших на Евро-2008, возросла. Но, на мой взгляд, последствия успеха российской сборной некоторые клубы явно преувеличивают. Все мы помним пример сборной Греции, которая в 2004 году была чемпионом Европы, но ни один из ее игроков не стал стоить баснословных денег. Они не могли за несколько недель превратиться из середнячков в звезд, успех – заслуга коллектива в целом и тренера. Поэтому к изменению цен нужно относиться рационально.

Что касается ПФК ЦСКА, то на нас эта ситуация не повлияла никак. Для нас зарабатывать на футболистах не самоцель, и устраивать распродажу, как только поднимется спрос на того или иного игрока, мы не собираемся. Если наш футболист получит предложение от хорошего европейского клуба и изъявит желание уйти, мы готовы к переговорам. Но использовать ситуацию в свою пользу и срывать куш не станем.

Насколько реально в российских условиях, когда нет отдачи ни от продажи прав на телетрансляции, ни от покупки билетов и атрибутики, создать клуб, самостоятельно зарабатывающий значительную часть своего бюджета? И какова в этой ситуации стратегия развития ПФК ЦСКА?

Сегодня в России иметь прибыльный футбольный клуб почти невозможно: ни существующая инфраструктура, ни уровень благосостояния населения не позволяют получать высокие прибыли, производя продукт под названием «футбол». Но в ПФК ЦСКА мы стремимся к тому, чтобы каждый выделяемый акционерами рубль использовался максимально эффективно и наши собственные ресурсы приносили доход, будь то участие в турнирах или использование нашего бренда. Думаю, что в этом плане ПФК ЦСКА занимает лидирующие позиции в российском футболе и ниже определенной планки никогда не опускается. Например, мы пытаемся держать цены на размещение баннеров на стадионе – рынок должен понемногу привыкать к тому, что такая форма позиционирования стоит денег. И ситуация понемногу меняется. Если еще в начале 2000-х за баннеры никто вообще не готов был платить, то сегодня у нас уже есть серьезные спонсорские контракты.

ПФК ЦСКА первым из российских клубов объявил тендер на брендирование своего нового стадиона. На какой стадии сейчас находятся переговоры с потенциальными спонсорами?

Европа давно идет по этому пути, вспомним хотя бы знаменитый лондонский стадион Emirates. В России же ПФК ЦСКА стал первопроходцем. Мы планируем заключить контракт со спонсором, чьим именем арена и будет в итоге названа. Сейчас ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами, но до ввода в эксплуатацию речь может идти только о предварительных договоренностях. Мы абсолютно уверены, что все получится. Стадион действительно необычен, одна из его башен будет представлять собой многофункциональное многоэтажное здание, по форме напоминающее Кубок UEFA. На вершине этого строения можно будет разместить логотип спонсора. Клуб собирается существенно заработать и на продаже VIP-лож.

Какой процент средств от своего общего бюджета клуб планирует зарабатывать сам?

Мы стремимся к самоокупаемости, но сегодня это почти нереально. Дело в том, что основная статья дохода любого европейского клуба – это продажа прав на телевизионные трансляции. В этом смысле английский, итальянский или французский футбольные рынки очень сильно опережают русский, хотя уровень российского чемпионата от их первенств значительно не отличается. Думаю, что в течение пяти-шести лет ситуация кардинально изменится. Заключенный с НТВ-Плюс контракт – это существенный шаг вперед, хотя, конечно, надо стремиться к еще большим прибылям.

Что касается остальных источников дохода – коммерческой деятельности и спонсорства, то в целом мы удовлетворены. На сегодняшний день дефицит бюджета клуба несущественен: он составляет несколько миллионов долларов. Но эта сумма учитывает и доход от продажи трансферных прав на игроков. К сожалению, как и многие российские клубы, ПФК ЦСКА не может похвастать высокой посещаемостью своих матчей. Думаю, что основная причина этого – недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие в стране нормальных арен. Есть игроки высокого класса, именитые тренеры и успехи национальной сборной. Но стадионов по-прежнему нет. Увеличение числа зрителей – задача для всех футбольных клубов России, без этого телекомпании не готовы платить существенные деньги за права, ведь картинка с пустыми трибунами телевизионщикам не нужна. Надеюсь, через два года у ЦСКА будет красивый, современный стадион, что повлияет на посещаемость и прибыль от продажи билетов.

Президент ФГУ МО РФ ЦСКА Сергей Ку­щенко неоднократно подчеркивал, что бренд ЦСКА принадлежит большому ЦСКА, который позволяет им пользоваться. Насколько это помогает или, напротив, мешает клубам развиваться?

Не могу говорить обо всех видах спорта, но у ПФК ЦСКА совершенно другая ситу­ация. Одним из первых шагов, предпринятых новыми акционерами, была регистрация на основании договора с большим ЦСКА нового товарного знака, который включает в себя аббревиатуру ПФК ЦСКА и логотип с футбольным мячом посередине. Это наша собственность, и ФГУ МО РФ ЦСКА никак не может повлиять на порядок ее использования. Сейчас идет активная работа, направленная на то, чтобы наш товарный знак признали общеизвестным. Это юридическая формулировка. И когда это произойдет, мы получим право на его бессрочную регистрацию.

В начале года мы провели ребрендинг. Новый товарный знак сначала вызывал массу вопросов, но в итоге прижился. На мой взгляд, он современнее и более соответствует имиджу клуба.

Какую роль в процессе коммерциализации российского футбола может сыграть его переход на систему «осень – весна»?

Пока, к сожалению, нельзя точно утверждать, что это произойдет в 2012 году – такой шаг только в планах. ПФК ЦСКА давно ратует за переход на европейскую систему, но в России немало консерваторов. На мой взгляд, никакой революции в этом нет, речь просто идет о том, чтобы изменить нумерацию кругов и существовать в унисон с Европой, что важно во многих отношениях. В первую очередь это позволит повысить интерес к российскому первенству за рубежом, потому что в Европе не будут смотреть матчи начала чемпионата в то время, когда их первенства уже подходят к концу – это просто неинтересно.

Во-вторых, переход на систему «осень – весна» даст возможность заключать контракты с высоклассными футболистами. Сейчас трансферные окна не совпадают, мы приходим на рынок после того, как он закрывается, и вынуждены выбирать из того, что осталось.

Для ПФК ЦСКА зарабатывать на футболистах не самоцель, и устраивать распродажу, как только поднимется спрос на того или иного игрока, мы не собираемся. Если наш футболист получит предложение от хорошего европейского клуба и изъявит желание уйти, мы готовы к переговорам. Но использовать ситуацию в свою пользу и срывать куш не станем

Если переход на систему «осень – весна» произойдет, повысится и прибыльность российского клубного футбола, и даже его качество. Клубы будут обязаны стелить новые поля и строить стадионы. Очевидно, что Олимпиаду в Пекине мы проиграли, и прежде всего потому, что сильно отстает инфраструктура. В России отличные спортсмены, хорошая тренерская школа, но одного энтузиазма уже недостаточно.

С чем связано недавнее назначение директора детско-юношеской спортивной школы ПФК ЦСКА Йелле Гуса главным тренером молодежного состава? Какие задачи стоят перед школой? Довольны ли вы ее работой?

Гус остается техническим директором ДЮСШ ПФК ЦСКА, а в молодежную команду он пришел по двум причинам. Во-первых, мы хотим реформировать систему ее подготовки, а во-вторых, предшественник голландца Владимир Шевчук сосредоточится на работе с первой командой. Мы ставим перед школой цель готовить двух-трех игроков в год для основного состава. Делать глобальные выводы о работе школы под руководством Гуса еще рано – он пришел всего год назад, мы имеем дело с тем багажом, который у нас есть. Думаю, в ближайшее время ситуация должна измениться, и прежде всего потому, что у нас есть классные специалисты. Сделать школу прибыльной нельзя в принципе – денег с родителей за обучение мы не берем. А бюджет составляет около трех миллионов долларов.

Как вы относитесь к размещению акций футбольных клубов на бирже? И планируется ли хотя бы теоретически преобразование ЗАО «ПФК ЦСКА» в ОАО?

В ближайших планах реорганизация юридического лица не стоит. Пока на IPO мы выходить не готовы – экономическая ситуация в стране не позволяет добиться результатов, которые бы мы хотели получить. Между тем уже в течение нескольких лет компания Ernst & Young проводит аудит клуба в соответствии со всеми международными стандартами. Речь о преобразовании юридического лица в ОАО может пойти только после открытия стадиона, поскольку это существенно повысит активы клуба.

В свое время контракт ПФК ЦСКА с ВТБ был назван одной из наиболее удачных сделок российской спортивной индустрии. Согласно спонсорскому соглашению в 2008 го­ду ПФК ЦСКА должен получить от своего титульного спонсора 9 миллионов долларов. Вы довольны вашими отношениями с ВТБ? И как вообще оцениваете ситуацию со спонсорами в российском футболе?

Сумма контракта с ВТБ выше, чем вы назвали, хотя и ненамного. Мы очень гордимся этим соглашением – не только потому, что ВТБ обладает серьезной мировой репутацией, но и потому, что это реальный спонсор, а не владелец или государственная структура, которой навязали финансирование. Насколько я знаю, мы – единственный российский клуб, имеющий подобного партнера. В принципе, эта ниша у нас заполнена. Но чтобы совершить качественный скачок и существенно увеличить спонсорские пакеты, нужны изменения во всей системе российского футбола: инфраструктура, переоценка стоимости прав на телетрансляции и так далее.

В заблаговременном объявлении об отставке Валерия Газзаева многие специалисты усмотрели знак того, что будет произведена коренная перестройка всей инфраструктуры клуба. Это действительно так?

Это изменение исключительно в команде, отказываться от собственного стиля ведения бизнеса мы не намерены. С именем Газзаева связаны все достижения ПФК ЦСКА за последние семь лет, но приходит момент, когда надо что-то менять, – возможно, и у игроков, и у главного тренера наступает психологическая усталость. Что касается ухода бразильских легионеров, они внесли огромный вклад в успехи клуба, а если говорить о Жо, то и переросли российский чемпионат. Клуб дорожит репутацией и тем фактом, что за все время управления ПФК ЦСКА новыми акционерами конфликтов с футболистами не было. А предложение по Жо устроило и нас, и самого игрока. Что касается ухода Дуду, то до окончания действия его контракта оставался всего год, и продажу прав на него за 6 миллионов евро я считаю безусловной удачей. Возможно, с некоторыми футболистами мы и затянули ситуацию, но не потому, что кого-то не отпускали – не было спроса. Слухов много, но не все, что пишут в газетах, соответствует действительности.

Вы можете назвать три главные задачи, стоящие сейчас перед ПФК ЦСКА?

Во-первых, определиться с кандидатурой главного тренера. Во-вторых, открыть стадион – мы приступили к активной стадии строительства, началась заливка фундамента. В-третьих, хотелось бы, чтобы в клубе появились классные игроки, воспитанные в нашей собственной школе.