Легендарная, тяжелейшая, самая знаменитая и самая престижная. Каких только восторженных эпитетов не добавляют при описании «24 часов Ле-Мана». И все они – чистая правда. Выйти на старт гонки на кольце Сарте почитают за честь большинство гонщиков: от заслуженных ветеранов до амбициозных юных талантов, делающих первые шаги в большом автоспорте. Но конечно, принцип «главное – не победа, а участие» актуален отнюдь не для каждого. На 78-м по счету марафоне, прошедшем с 13 по 14 июня, битву за первое место в общем зачете устроили два автомобильных гиганта – Peugeot и Audi. Дуэлянты оказались достойны друг друга, но превосходство французов в скорости было бито феноменальной надежностью «Ингольштадтского экспресса». Так что на финише весь призовой подиум оккупировали пилоты Audi, взявшие реванш за болезненное поражение в прошлом году.
Раз в год Ле-Ман магнитом притягивает лучших пилотов и инженеров, а также толпы болельщиков со всего мира (нынешнюю гонку посетило более 238 тысяч зрителей). Что заставляет участников этого действа бодрствовать сутки напролет? Видимо, желание прочувствовать в экстремальных условиях границы возможностей – как собственных организмов, так и техники. Ведь выстоял «24 часа Ле-Мана» – выдержишь все что угодно. К тому же всегда хочется прикоснуться к истории своего любимого вида спорта, к гонке, воспетой в кино, в фильме «Ле-Ман», знаменитым актером и неплохим гонщиком Стивом МакКуином. Кстати, впервые этот марафон на выносливость прошел в 1923 году и с тех пор отменялся лишь дважды: в 1936-м из-за всеобщей забастовки и в период с 1940 по 1948 год.
Примечательно, что на первых порах отдельные горячие головы предпочитали выступать в Ле-Мане в одиночку, без напарников. Но на такой изматывающей дистанции подобная инициатива чревата – гонщикам, находившимся в непрерывном напряжении, приходилось постоянно бороться со сном. Некоторые эту борьбу проигрывали, что, естественно, приводило к коллизиям на трассе. В 1950-е участие пилотов-одиночек официально запретили, в 1980-е организаторы поставили крест и на выступлениях дуэтов. С тех пор экипажи насчитывают как минимум трех пилотов. Причем каждый из гонщиков может провести за рулем в течение одной смены не более четырех часов, а всего за марафон – не более 14.
Однако самая ужасная авария на кольце Сарте была связана не с усталостью, а с трагическим стечением обстоятельств. 11 июня 1955 года болид Mercedes под управлением знаменитого гоночного энтузиаста Пьера Левега вылетел прямо на трибуны. Погиб не только гонщик, но и 82 зрителя – до сих пор эта катастрофа считается самой страшной в истории автоспорта. Несколько десятков лет Mercedes не участвовал в гонках, а власти Швейцарии отказались от проведения автомобильных соревнований на территории своей страны. Этот запрет сняли (и то лишь частично) только в 2007-м.
К счастью, в последние десятилетия в мире автогонок взят жесткий курс на безопасность. И в XIX веке на кольце Сарте (несмотря на несколько жутких с виду аварий) обходится без фатальных последствий и даже тяжелых травм. На нынешних «24 часах Ле-Мана» коллизия приключилась с именитым дебютантом – одним из самых успешных гонщиков «Формулы-1», чемпионом мира 1992 года британцем Найджелом Мэнселлом. 56-летний Биг Найдж, как прозвали его болельщики, решил тряхнуть стариной ради выступления в одном экипаже с сыновьями Грегом и Лео. Но всего лишь через 20 минут после старта гонка для него завершилась неприятной аварией – лопнула покрышка. Легендарного пилота отправили в госпиталь, к всеобщей радости, никаких серьезных повреждений у него не обнаружили. Разве что настроение у Мэнселла безнадежно испортилось – слишком уж чувствительный удар был нанесен по его самолюбию.
Хотя все познается в сравнении. Справедливости ради стоит сказать, что экипаж отца и сыновей Мэнселл изначально не мог претендовать на успех в Ле-Мане. В отличие от болидов Peugeot, которых в этом году постигло жесточайшее разочарование. Команда под управлением Оливье Кеснеля, одного из лучших менеджеров в мире автоспорта (он также руководит непобедимыми в последние годы Citroën в раллийном чемпионате мира WRC), считалась явным фаворитом. И естественно, неспроста, а благодаря последним подвигам.
Конечно, до рекордных 16 побед Porsche автомобилям Peugeot в Ле-Мане далековато, но тоже есть чем похвастаться. Заводская «конюшня» первенствовала в 1992-м и 1993-м, после чего французский автопроизводитель переключился на другие виды гоночной деятельности. Но в 2007-м вернулся в Ле-Ман с симпатичным и феноменально быстрым прототипом с закрытым кокпитом Peugeot 908. Вернулся, чтобы сбросить с пьедестала непобедимых и неуязвимых к тому моменту гонщиков Audi.
Возвращение получилось достойным – пилоты Peugeot сначала добыли поул, а на финише марафона экипаж французов Стефана Сарразана, Себастьяна Бурде и португальца Педро Лами стал вторым, пусть и на почтительном расстоянии в десять кругов от триумфаторов из Audi. На следующий год в команде сделали еще один шаг вперед, заняв уже три первых места на трассе, а в гонке финишировав вторыми (причем в одном круге с чемпионами) и третьими.
В 2009-м французская «конюшня» приехала в Ле-Ман побеждать. И добилась двойного успеха: к поулу прибавился победный дубль Peugeot 908. Чемпионство отпраздновал экипаж в составе экс-пилотов «Формулы-1» австралийца Дэвида Брэбэма, испанца Марка Жене и австрийца Александра Вурца. На втором месте французы Сарразана, Бурде и Франк Монтаньи.
Радости в стане Peugeot не было предела. В Audi, чей лучший экипаж занял только третье место, не скрывали разочарования. Но не выглядели сломленными. «Мы могли добиться большего, но не сделали этого. А значит, в поражении виноваты только мы сами. Я фанат “24 часов Ле-Мана”, поэтому не намерен уходить побежденным. Мы вернемся и попытаемся взять реванш», – заявил тогда глава автоспортивного подразделения Audi Вольфганг Ульрих. И слово свое сдержал.
Хотя перед стартом и в первые часы гонки, казалось, предпосылок для победы Audi было не так уж и много. С целью ограничить скорость турбодизельных прототипов (а именно на них выступают команды-дуэлянты) организаторы марафона ввели новые ограничения в технический регламент. Но, несмотря на все «палки в колеса», болиды Peugeot все равно ехали очень и очень быстро. Более того, в Ле-Мане команда появилась в превосходном настроении – в качестве победителя престижной гонки «1000 километров Спа», где первенствовал экипаж в составе опытнейших Бурде и Лами, а также Симона Пажено. Причем уже на квалификации на кольце Сарте пилоты Peugeot 908 HDi FAP буквально разгромили конкурентов, выступавших на Audi R15 TDI plus. Квартет французских болидов (три – заводской команды и один – частной) занял четыре первых места на старте, а ближайший экипаж Audi отстал на круге на две с лишним секунды. В стане «Ингольштадтского экспресса» могли уповать только на свой гигантский опыт вкупе с проблемами и промашками у соперников. Но такое развитие событий представлялось крайне маловероятным. Однако, к ужасу французской команды, порой на «24 часах Ле-Мана» случается именно небывалое.
В самом дебюте гонки ничто не предвещало проблем. Квартет автомобилей Peugeot умчался вперед, только наращивая и наращивая отрыв. Как позже выяснилось, они поехали слишком уж быстро. На третьем часу марафона для команды прозвучал первый и очень тревожный звонок: из-за сломанной подвески борьбу прекратил экипаж Бурде, Лами и Пажено. В этот момент уроженец Ле-Мана Бурде от отчаяния едва не заплакал, босс «конюшни» Кеснель старался держаться. Но последовавшие затем удары судьбы наверняка заставили впасть в отчаяние и его. На двух оставшихся заводских Peugeot сгорели двигатели. Сначала мотор приказал долго жить на машине лидировавшего экипажа Сарразана, Монтаньи и Николя Минассяна, а чуть позже, на 16-м часу марафона, та же проблема поставила крест на надеждах Жене, Вурца и британца Энтони Дэвидсона. Этот прототип долгое время шел первым, затем откатился назад из-за ремонта сломавшегося генератора, после чего бросился в погоню и почти настиг вышедшую вперед Audi. Но и его подвело автомобильное «сердце». Последним из Peugeot – тоже из-за поломки мотора – сошел прототип частной команды ORECA.
«Поверьте, с самого своего дебюта Peugeot 908 HDi FAP никогда не сталкивался с такими проблемами с двигателями», – грустил технический директор спортивного отделения PSA Бруно Фамен. Понятно, что французский концерн явно хотел как лучше, планировал добиться максимальной скорости и мощности не в ущерб надежности. Но по-видимому, все-таки в погоне за идеалом мотористы Peugeot немного перегнули палку. За что и поплатились, выложив на блюдечке победу Audi.
Болиды подопечных господина Ульриха работали как превосходные часы – технических проблем у них вообще не возникло. Разве что самый титулованный пилот «24 часов Ле-Мана» в истории – восьмикратный победитель легендарного марафона датчанин Том Кристенсен из-за столкновения потерял несколько кругов и в итоге занял вместе со своими напарниками британцем Аланом Макнишем и итальянцем Ринальдо Капелло только третье место. Вторыми стали немец Андре Лотеррер, швейцарец Марсель Фесслер и француз Бенуа Трелье, а первыми – молодые немцы Майк Рокенфеллер и Тимо Бернард, а также француз Роман Дюма. Для последнего успех получился особо значимым, ибо Дюма родился в Ле-Мане и именно на кольце Сарте учился гоночному искусству.
«Мне кажется, что этот марафон получился самым сложным из всех, в которых мы участвовали», – признался Ульрих. А ему есть с чем сравнивать и чем гордиться. За последние 11 лет представители немецкой команды девять раз (за исключением 2009-го и победного для Bentley 2003-го) забирались на самую вершину пьедестала почета. Пять раз успеха добивались знаменитые Audi R8, четырежды – Audi R10 TDI, ныне победу праздновал Audi R15 TDI plus. В 2011-м на старт выйдет новый прототип Audi R18, в котором на смену привычному для предыдущих моделей концерна открытому кокпиту придет закрытый. Впрочем, во французской «конюшне» также не сидят посыпая голову пеплом, а активно трудятся над прототипом Peugeot 90X, обещая исправить все ошибки и устроить с Audi новую захватывающую дуэль. Что ж, можно не сомневаться, битва вновь получится на славу. Скучать на следующих «24 часах Ле-Мана» точно не придется.