«Слева – обрыв, справа – обрыв». Анастас Панченко – о двух ультратриатлонах подряд

№2(144)_2019
Текст: Анна Черноголовина
Анастас Панченко – чемпион России по водно-моторному спорту в классе аквабайк и триатлет, любитель с золотым статусом All World Athlete от бренда Ironman. С разницей в один месяц он финишировал на Siberman, преодолев 515 км в Хакасии, и на Epic5 Challenge, где за пять дней на пяти Гавайских островах Анастас успешно прошел пять дистанций Ironman, то есть 1130 км в совокупности.
Что было главной мотивацией для того, чтобы прийти в ультратриатлон вообще и пройти Epic5 Challenge в частности?
Про гонку на Гавайях мне рассказал товарищ – он сам очень хотел ее пройти. Я посмотрел – и идея меня захватила. Но по условиям регистрации для допуска к Epic5 Challenge мало финишировать на Ironman с нормальным временем (личный рекорд Анастаса Панченко на дистанции 226 км на тот момент – 9 часов 54 минуты. – Прим. БС), нужен был финиш на ультрадистанции.

Так я себе в голове нарисовал долгий необычный сезон: решил, что для допуска на Epic5 пройду Siberman – на тот момент в моем активе ультр не было. Связался с руководством гонки Epic5, сообщил им о планах на Siberman. Они сначала ответили: это слишком – в один год делать ультрадистанцию и Epic5. Я написал им, что так даже интереснее, и организаторы согласились: «Да, действительно, – давай: ждем финишный протокол с твоей фамилией». В общем, моя мотивация была не только в одной конкретной гонке, а в плане на год.

Потом я рассказал об идее друзьям, коллегам – и они в один голос сказали: «Почему ты не хочешь показать это общественности, в соцсетях? Никто такого раньше не делал». Я в принципе не любитель соцсетей: считаю, лучше лишний час уделить сну или провести его на беговой дорожке – время стоит дорого. Но все-таки мы завели аккаунты, и народ действительно стал следить: получится или нет? Это, конечно, тоже мотивировало и помогало: в течение всей гонки было огромное количество сообщений. Например, я бегу, а ко мне подъезжает саппорт и говорит: «Слушай, только что пришло 120 сообщений о поддержке – я не успеваю читать. Я говорю: «Ну читай – будем бежать и читать».

Сколько времени вы прицельно готовились на Epic5?
Около восьми месяцев. Помимо обычных тренировок, были гонки-тренировки: участие в заплывах на 5 и 10 км, два марафона, и прохождение Siberman.

Чем острова на Epic5 отличаются друг от друга по сложности трассы? Какой этап лично для вас стал самым сложным и почему? В какой момент начинают сказываться перелеты и недосып? (участники Epic5 Challenge перелетают между островами. – Прим. БС)
Практически на всех велоэтапах был набор высоты в среднем 2000 м, а бег – 250–300 м. И пять дней подряд – это реально жестко. Самым сложным мне показался третий остров – Молокаи. Это был переломный этап.
Молокаи – большая деревня, все выжжено солнцем, очень скучная трасса. Бежать приходится по автодороге, но машин практически нет, освещения вообще нет: ты в темноте с фонарем на лбу и в светоотражающей жилетке. Когда машина сопровождения отъезжает, становится совсем грустно. На дорогу периодически выпрыгивают косули, собаки и прочая живность. Сплошная психоделия. Было тяжело и физически, и психологически.

Насколько часто вы встречались с пределом «я больше не могу» на Epic5? С чем вообще можно сравнить состояние, в котором находится атлет во время ультрадистанции?
«Я больше не могу» началось со второго дня. Передать состояние словами просто невозможно. Это реально нужно ощутить самому. Сравнить, наверное, можно со слэклайном – ходьбой по натянутому канату: шаг влево – обрыв, шаг вправо – обрыв. Каждое движение вперед должно быть аккуратным и обдуманным.

Тем не менее вы финишировали на Epic5 с темпом 4 минуты на километр на беге. В каком темпе прошли беговые этапы предыдущих четырех дней?
Финишный темп 4:00–4:10 – это была эйфория от того, что дело сделано. Все беговые этапы я прошел в среднем темпе 5:40. Только первый день оказался очень активный: 4:50–5:00 минут на километр.

Удается ли вам психологически расслабляться во время ультр?
Да, но не без посторонней помощи. На любой ультрадистанции у атлета есть группа поддержки – так называемые саппорты. Благодаря им мне удавалось переключаться на темы, не связанные с гонкой, разгружать голову. Саппорты и спортсмен – одна команда, и правильная атмосфера внутри – не менее 30% удачного финиша.

Чем именно занимаются саппорты?
Абсолютно всем: реально помощь начинается с момента прохождения регистрации в аэропорту и загрузки оборудования. Потому что задача спортсмена – в первую очередь выдержать все физически.
Siberman, можно сказать, стал тестом работы саппортов перед Epic5. Помимо Геннадия Селезнева и Александра Соколова, с которыми мы давно вместе, в команду взяли еще двоих: массажиста и видеооператора. Казалось бы, роли четкие: каждый должен заниматься своим делом, но саппорты оказались психологически неустойчивые. Образовался раздор внутри коллектива. Я это чувствовал, и в какой-то момент из-за психологического напряжения стало намного тяжелее двигаться вперед. Не могу сказать, что они плохо помогали, – все было отлично, но на ультре грань крайне тонкая. Например, саппорт не должен произносить слов «я устал». Если он это произносит, гонщик начинает «передвигать» не только себя, но и саппорта – в общем, занятие тяжелое.
Меня часто спрашивают: может быть, мне 10 человек взять на гонку? Но тогда получится, что один, образно говоря, будет носки надевать, другой – футболку. Более того, друг другу они начнут мешать. Достаточно двух, но очень стрессоустойчивых и готовых полноценно погрузиться в гонку.

Вы говорили, что для Epic5 у вас было 35 кг велодеталей: что входило в эти 35 кг?
Технические поломки нужно было исключить в принципе, и с собой мы брали абсолютно все детали, которые есть на велосипеде, – каждую в двух экземплярах. Везли все, кроме рамы – ее нельзя менять по регламенту гонки. В общем, единственное, что могло бы сломаться, – только я.

Знаю, что на Epic5 вы питались гречкой и курицей, которые были залиты сладким чаем, – это самое необычное, что вы употребляли на дистанции?
Это, наоборот, самое обычное и правильное. Организм 100-процентно откажется принимать гели после первых пяти часов плавания. Пицца, курица, яйца, гречка, макароны, рис, чай, бульон отлично подходят для удачного финиша на ультре.

Поделитесь, пожалуйста, вашими принципами в отношении питания? В каких границах должен находиться ваш вес для аквабайка и сколько вам следовало весить, если бы вы сконцентрировались только на триатлоне?
Стараюсь питаться правильно – часто и понемногу. Но регулярно езжу в командировки, и график сбивается. В аквабайке, как и в любом моторном спорте, добиваются успеха в основном коренастые ребята весом до 75 кг и ростом до 175 см. Несмотря на рост 196 см, мне все же удалось достичь результатов не только на российском уровне, но и на мировом.
В триатлоне при моем росте 196 см – гоночный подиумный вес должен быть 75–79 кг. Но если бы я такого веса достиг, мой внешний вид сильно бы изменился. У меня нет цели дойти до 80 кг, я отлично себя чувствую и при 93 кг. Но, конечно, перед гонкой начинаю сушиться и дохожу за 3–4 недели до старта до 89–90 кг. Считаю, что это мой идеальный гоночный вес. Кстати, когда занимался только аквабайком, без циклических видов спорта, то весил 110–112 кг.

Что представляет собой ваша тренировочная неделя?
Шесть тренировочных дней и один разгрузочный. В любом случае всегда стоит две тренировки в день, по утрам – как правило, плавание. Вечером – бег, станок, силовая на ноги. Кроме того, уделяю время турнику, брусьям и немного растяжке. Это очень плохо: на растяжку всегда не хватает времени. В разгрузочный день обязательно входит баня – а не просто так слегка погреться в сауне. Баня настоящая, с жесткой пропаркой и расслабляющим массажем после. Времени на эти процедуры уходит много – около 3–4 часов.

Где вы тренируетесь в межсезонье?
По возможности стараюсь проводить больше времени в теплых странах: зимой – Таиланд или ОАЭ, Дубай. Летом еду в Европу, на гористое побережье Средиземного моря. Локаций – масса: самые удобные для меня с точки зрения транспортной доступности – это Ницца, Монако и Ментон.

«Не спорт, но болезнь» – так вы характеризуете длинный триатлон. Что мотивирует лично вас заниматься гонками на выносливость, после того как вы прошли Siberman и Epic5?
В ближайший год я не планирую участвовать в соревнованиях, в названии которых есть приставка «ультра». Связки и мениски коленного сустава не полностью восстановились и не позволяют пройти новую длинную гонку без осложнений. Здоровье дороже. Но голова не забывает, я часто просматриваю ролики, как это было, на своем канале в YouTube. Это неплохо мотивирует, и, думаю, в ближайшее время соберусь сделать что-то еще более интересное, чем Epic5 или Siberman.

Связки и проблемы с коленями – следствие занятий аквабайком или длинным триатлоном?
У меня дегенеративный разрыв мениска – он раздробился. Конечно, это все ультратриатлон. Сейчас триатлон вообще переживает бум: все хотят получить медаль, стать Ironman и об этом рассказать. Но у тех, кто с дивана – когда человек увидел что-то в социальных сетях и побежал, – могут начаться проблемы с ногами. Это первый момент. Второй момент: триатлон – как наркотик, он затягивает. Те, кто регулярно занимается, начинают участвовать в соревнованиях, и их объемы, километраж становятся слишком большими – организм к таким расстояниям просто не приспособлен. Вот человек пробежал марафон – и нужно отдыхать. Нельзя бежать пять марафонов за сезон: рано или поздно произойдут серьезные травмы. Они есть у всех, просто не все об этом говорят. Большинство после травм завязывают с циклическими видами спорта, поскольку потом тяжело восстановиться: и психологически, и физически.
Нужно подходить ко всему с умом и, по-хорошему, обратить внимание на про-триатлетов, которые выигрывают длинные гонки. Никто не проходит по пять-шесть Ironman (226 км) за сезон, как наши ребята-любители. Все целенаправленно подводятся к определенному старту: в год у них могут быть только два Ironman и две «половинки» (113 км). Да, про-триатлеты выигрывают, они очень сильные. Но это их работа, бизнес, полноценная жизнь, и на тренировках они выкладываются 100-процентно. Заметьте, мы не слышим, что через неделю они регистрируются на следующую «половинку». Хотя любители как раз это приветствуют: «О, круто, ты пробежал в Ницце, а завтра летишь еще куда-то – супер, бомба». Но это не крутость, а непонимание ситуации. То есть должен быть правильный ежегодный объем.

Аквабайк также считается травмоопасным видом спорта. С какими травмами сталкивались лично вы?
Любой моторный спорт травмоопасен. У меня были травмы, связанные с позвоночником, сильные удары от соперников, столкновения, мотоциклы влетали во что-нибудь. Но благодаря сильному мышечному корсету и защитной экипировке я получал только ушибы, ну и максимум – межпозвоночные грыжи. Конечно, как и в любом контактном виде спорта, в аквабайке возможны травмы с летальным исходом.

Какова ваша долгосрочная цель в триатлоне?
Сегодня я пытаюсь стать быстрее на дистанции Ironman 70.3 (113 км). Но это не глобальная цель – я занимаюсь триатлоном, потому что нравится: это мой образ и ритм жизни. В спорте вообще стараюсь пробовать все, однако на триатлон трачу больше времени. Кроме того, это один из самых эффективных способов поддерживать форму.

Каков ваш календарь на 2019 год?
Сезон уже начался неплохо: я удачно финишировал на Ironman 70.3 Dubai. Это был мой тестовый, проверочный, старт после травмы. Далее в графике Ironman 70.3 Vietnam. После посмотрим c тренером на результат, на состояние организма и примем решение о дальнейших гонках.
Аквабайк тоже есть в планах, но в очень спокойном режиме. В любом случае этот год – разминочный: возвращаюсь в спорт после травмы.

Вы планируете старты Xterra: что это за серия и какие цели перед собой ставите?
Xterra – отдельное направление экстремального триатлона. Гонки – очень травмоопасные: плавание – всегда в больших волнах (1,5 км), велоэтап – маунтинбайк (30 км), бег – горный бег или трейл (10 км). Очень захватывающе: такие гонки требуют отдельной подготовки и, соответственно, времени. У меня есть план пройти все европейские этапы и отобраться на чемпионат мира.


Анастас Панченко, блиц-анкета:
 
Максимум калорий, потраченных за сутки
В период сборов доходило до 8500 за тренировочный день.

Самая красивая дистанция
Очень красивая часть велоэтапа трассы Ironman South Africa. Волны разбиваются о скалы, над ними зависшие вертолеты, с которых транслируют видео с гонки в прямой эфир, – просто кино. Но все-таки Гавайские острова и гонка Epic5 – реально «парк Юрского периода». Это точно стоит увидеть раз в жизни.

Самая сложная гонка в карьере
Epic5 – на второй день на Гавайях я реально устал. Но на самом деле любая гонка сложна по-своему. Я настолько сильно привык терпеть, что это не представляет для меня сложности. Просто где-то нужно потерпеть больше, где-то меньше.

«Полужелезная» дистанция для начинающих
Ironman 70.3 Dubai – идеальное место для первого старта. Если говорить о локации в России, то это IronStar Сочи: ребята – молодцы, все делают четко. Их старты ничем не хуже, чем те, что проводятся под брендом Ironman. Ощущение праздника вам будет обеспечено точно.