Кровавый нокаут: лучшие фотографии в истории бокса от американца Аль Белло

Большой спорт №4 (111)
Текст: Дмитрий Маслов / Фото: Аль Белло / Gettyimages
Главный спортивный фотограф Getty Images по Северной Америке Аль Белло является одним из самых титулованных представителей своей профессии в мире. В его коллекции десятки наград World Press Photo, NPPA (Национальной ассоциации фотожурналистов) и других престижных организаций. Значительная часть из них получена за фотографии бокса, который Аль Белло считает своим любимым видом спорта и в то же время одним из самых сложных для съемки. О легендарных бойцах и о том, как правильно фотографировать боксерские поединки, он рассказал нашему журналу.


Майк Тайсон пропускает удар Леннокса Льюиса

Вы начали карьеру с позиции менеджера фотолаборатории в журнале The Ring. Можно ли сказать, что съемками бокса занялись случайно?

Я очень люблю бокс. Поэтому, когда друг сказал мне о вакансии в The Ring, я увидел в этом возможность приобщиться к миру бокса. Работая менеджером, я параллельно снимал некоторые боксерские поединки. В дальнейшем сосредоточился на съемках, поскольку спорт – моя страсть.

Каким оборудованием пользуетесь для съемок бокса?
Предпочитаю технику Canon. Обычно беру с собой три фотоаппарата Mark II, для съемок непосредственно боя и крупных планов использую объектив 70–200 мм, для общих планов у меня объектив 24–70 мм, а для того чтобы снимать нокдауны и происходящее непосредственно над моей головой – объектив 14 мм.

Как определяете лучшее место возле ринга? Изучаете для этого предыдущие бои боксеров и их стиль?
За мной закреплены конкретные позиции по обе стороны от судей, которые располагаются непосредственно у центра ринга. Getty Images снимает боксерские поединки в течение многих лет, так что у нас есть возможности, недоступные для других агентств. В мире бокса важны связи, и мы за годы выработали хорошие отношения с промоутерами и организаторами соревнований, потому что освещаем бои объективно и всесторонне.

Вы выстраиваете кадры в своем мозгу перед боем или просто следуете за собы­тиями?
Во время поединка происходит масса событий, но опыт помогает предугадывать многие из них. За время работы я изучил боксеров, понимаю их движения и могу предсказать многие из них. Иногда это удается лучше, иногда хуже. Тяжело выстроить кадр в голове перед тем, как событие произойдет, поскольку бокс – непредсказуемый вид спорта. Прямо во время боя приходится менять множество настроек, чтобы быть уверенным в том, что выстраиваешь кадр правильно и запечатлеваешь именно лучшие моменты. Кроме того, в ходе поединка важно правильно взаимодействовать с другими людьми: коллегами-фотографами, судьями и теми, кто обеспечивает проведение поединка. Нельзя мешать его ходу, надо вести себя профессионально и соблюдать нормы безопасности.


Секунду назад Артуро Гатти получил мощный удар в челюсть

У вас есть любимый боксер? Кого счита­ете наиболее фотогеничным?
Из тех, кого я снимал, – это поздний Артуро Гатти, жесткий, активный боксер, в боях с участием которого всегда было много крови. Неважно, побеждал он или проигрывал, – зрелище обеспечено. Я лично был знаком с Артуро и скажу, что его лицо представляло большой интерес для фотографа. По тем же причинам выделю и Эвандера Холифилда. Кстати, замечу, что вне ринга он был настоящим джентльменом.

Какую из своих боксерских фотографий считаете лучшей?
Кадр с Крисом Алгиери и Амиром Ханом – в этом случае мне удалось предсказать, что произойдет дальше. Оба бойца обменивались ударами с короткой дистанции, мы называем это «боем в телефонной будке». В такой ситуации они весьма восприимчивы к апперкоту, и я ждал, когда это произойдет. Так и вышло – Амир Хан выбросил апперкот, и я сделал серию кадров. За один из них получил несколько наград, в том числе World Press Photo, NPPA (Национальной ассоциации фотожурналистов) и POYi («Фотограф года»).

Вы работали на 11 Олимпийских играх, но создается впечатление, что предпочитаете снимать не бокс, а водные виды спорта. Вам неинтересен олимпийский, или непрофессиональный, бокс?
Поначалу я снимал бокс на Играх, но в последние годы действительно переключился на водные виды. Олимпийские игры – крупнейшее спортивное событие в мире, и команда Getty Images должна работать как единый, хорошо слаженный механизм. Ты не можешь переключаться между видами и должен сосредоточиться на чем-то одном. Съемка водных дисциплин очень специфична, в первую очередь из-за технологий, доступ к которым мы получили. К примеру, подводные роботизированные камеры – для работы с ними нужна предельная концентрация.

Стиль бойцов на Играх существенно отличается от того, что исповедуется в профессиональном боксе, ведь очки считаются по-другому. К примеру, джеб и нокдаун дают один балл. Поэтому боксеры просто стараются выбрасывать удары, чтобы набирать очки. К тому же на олимпийском турнире меньше раундов в бою. В сумме это дает меньше шансов на хороший кадр. Для меня как фотографа интереснее профессиональный бокс, поскольку в нем больше азарта и возможностей сделать удачный снимок.


Кермит Цинтрон отправляет в нокдаун Вальтера Матиссе

Что вы думаете о боксерских шлемах? Порой создается впечатление, что они портят кадр.
Так как удар приходится не непосредственно в лицо, а в шлем, в таких случаях фотографу приходится особенно трудно. На Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро боксеры выступали без шлемов, и хотя я не снимал эти соревнования, заметил, что кадры лиц получились более интересными.

Мне не доводилось видеть ваши фотографии женского бокса. Они у вас есть? Насколько эстетичным вы находите этот вид спорта?
Конечно, есть. Я давно фотографирую женские бокс и смешанные единоборства. Делал портреты Кристи Мартин и Норико Кария. К тому же мне посчастливилось снимать первый профессиональный бой Лейлы Али. У меня нет предпочтений – кадры порой получаются одинаково хорошими и в мужском, и в женском боксе. Восхищаюсь настойчивостью и отвагой женщин, выходящих на ринг.

Что бы вы посоветовали фотографам, снимающим боксерские поединки?
Относиться с уважением к окружа­ющим – вы не главные люди на ринге. Быть вежливым и аккуратным, не ввязываться в потасовки, следовать указаниям промоутеров и судей и, несмотря на недостаток места, ни при каких обстоятельствах не размещать свою камеру на ринге. Считаю, что бокс – один из самых сложных видов спорта для съемки. Для того чтобы преуспеть, нужно быть расслабленным, но в то же время помнить о временном цейтноте и хорошо знать правила и боксеров. Происходящее в углах ринга так же важно, как и то, что делается в его центре. Каждый боксерский поединок – это своеобразная история, и ваша задача в том, чтобы рассказать ее полностью: от выхода боксеров на ринг, через собственно бой, и до того, что происходит после его окончания.


Иммануэль Алим потрясен ударом Евгения Хитрова


Амир Хан «уничтожает» Криса Алгиери

Партнеры журнала: