Волшебные бобы

Большой спорт №3 (23) март 2008
Карен Муратов
Современный боб не имеет ничего общего со связанными «паровозиком» санками, на которых спускались первые бобслеисты. Сегодня это высокотехнологичный аппарат из стали и стекловолокна, над созданием которого трудятся лучшие инженерные умы.

Современный боб не имеет ничего общего со связанными «паровозиком» санками, на которых спускались первые бобслеисты. Сегодня это высокотехнологичный аппарат из стали и стекловолокна, над созданием которого трудятся лучшие инженерные умы. Аэродинамические свойства болидов, способных развивать скорость до 130 и даже 201 км/ч (таков сегодня мировой рекорд), испытываются на тех же стендах, что и реактивные самолеты. Постоянное совершенствование абсолютно всех деталей вынуждает организаторов соревнований регулярно обновлять прописанные в регламенте спецификации, чтобы держать технический прогресс под контролем и не позволить технике выйти на первое место, оттеснив человека.

В конце XX столетия бобслей завладел умами людей по всему миру. Кто-то посчитает такое заявление спорным, но чтобы убедиться в его истинности, достаточно вспомнить красивую историю про ямайцев, которые вопреки всему скатились в 1988 году по ледяной трассе Олимпийских игр в Калгари. О спортсменах, которые буквально восприняли известную русскую поговорку «Готовь сани летом…», в 1993 году в Голливуде даже был снят фильм «Крутые виражи», наглядно продемонстрировавший, как эти «тепличные» атлеты подарили бобслею красивую историю о бессилии здравого смысла перед притяжением противоположностей.

«Пожалуй, это интереснее, чем «Формула-1», потому что гораздо больше зависит от человека» – такую характеристику бобу дал Михаэль Шумахер. Великого гонщика также удивило, насколько заезды на бобах по перегрузкам и общим ощущениям напоминают гонки на болидах

Хотя бобслей относится к зимним видам спорта, основной снаряд бобслеистов издревле использовался и в странах, жители которых никогда не видели снега. Так, древние египтяне были не прочь покатать под палящим солнцем мумию фараона на санях, которые, кстати, были вполне способны составить конкуренцию колесным повозкам. А в торфяниках Финляндии и Северного Урала были обнаружены узкие длинные санки с плоским деревянным настилом, которые, по подсчетам ученых, появились на свет более четырех тысяч лет назад. Разновидность этого транспортного средства индейцы Канады называли тобоганом. Состоящие из узких досок длиной три-четыре метра, скреплявшихся несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи, индейские тобоганы вполне могут быть названы предками современного олимпийского боба.

Гроза пешеходов

Как известно, первые соревнования по скоростным спускам на санках были проведены в самом конце XIX века в окрестностях швейцарского Санкт-Морица. Более ста лет назад самыми востребованными санями были длинные деревянно-стальные бобы. Они управлялись стропами, привязанными к передним полозьям, и вмещали команду из четырех, пяти и даже шести человек. А норвежский энтузиаст Мартин Габриэльсон, проживавший в Канаде, в 1906 году построил одиннадцатиместный боб (водитель и десять пассажиров) и лихо съезжал на нем с горы Гасперо.

Кристоф Ланген завоевал на 1 олимпийскую медаль БОЛЬШЕ, чем Андре Ланге

Но в дальнейшем интерес к таким «коммуналкам на полозьях» угас, и в 1908 году на первом национальном соревновании по бобслею в Австрии доминировали команды из четырех и пяти участников. Вскоре к Швейцарии и Канаде присоединилась Германия, где в 1910 году состоялся чемпионат по коллективному спуску на санках. В последующие тринадцать лет подобные соревнования проходили в таких странах, как Франция, Италия, Венгрия, Австрия и Чехословакия. Но несмотря на широкую географию распространения, бобслей оставался полупрофессиональным и любительским видом спорта вплоть до 1923 года. Именно тогда появилась Международная федерация по бобслею и тобоганингу (Fe´de´ration Internationale de Bobsleigh et de Tobogganing, FIBT), которая объединила бобслеистов по всему миру.

Нос из фибергласа

После того как бобслей получил организованную поддержку, его без проблем включили в первые зимние Олимпийские игры, прошедшие в 1924 году во французском Шамони. В состязаниях участвовали только мужские экипажи, так как из-за высокого уровня травматизма ни одна барышня не выказывала желания стать первой олимпийской бобслеисткой. В Шамони соревновались команды из четырех человек, а золото увезли швейцарцы во главе с пилотом Эдуардом Шеррером. На Олимпиаде 1932 года в Лейк-Плэсиде в программу выступления был включен парный спуск, в котором победила команда из США. Американцы повторили свой успех и на следующей зимней Олимпиаде 1936 года, последней перед Второй мировой войной, выиграв в спуске на двухместных бобах.

В 1928 году призеров Олимпийских игр по бобслею было на 3 больше, чем в 1924-м

К концу 1930-х годов снаряды бобслеистов представляли собой открытые стальные сани, управляемые при помощи руля. Но через двенадцать лет их экстерьер сильно изменился. В 1948 году в Санкт-Морице спортсмены поразили болельщиков закрытым носом своих агрегатов, который был сделан из фибергласа, изобретенного в 1938-м. Благодаря этому удалось улучшить аэродинамические характеристики саней. Профессионалы и сегодня отдают предпочтение именно такому дизайну боба.

Эра худышек

В течение следующего десятилетия бобслей активно взращивал кадры, переманивая атлетов из других видов спорта. Так как именно в это время стала понятна важность разбега перед спуском, предпочтение отдавалось крупным спортсменам, вес которых также способствовал лучшему ускорению на трассе. Царство тяжеловесов закончилось в 1952-м, после того как FIBT ограничила вес парных экипажей 165 килограммами, а четверок – 230 килограммами, включая все оборудование.

На соревнованиях по бобслею средний заезд длится примерно 60 секунд. За это время скорость боба может достигнуть отметки в 140 км/ч. На мировых первенствах счет идет на сотые доли секунды. Так, на Олимпиаде в Лиллехаммере между двумя швейцарскими двойками, претендовавшими за золотую медаль, развернулась настолько упорная борьба, что после четырех заездов их разделяли всего пять сотых долей секунды, которые в итоге и решили судьбу первого места

Поставленный в жесткие весовые и размерные рамки бобслей перешел в разряд высокотехнологичного вида спорта. Для снижения массы современный боб изготавливается из дорогих материалов с использованием технологий, применяемых в гоночной серии «Формула-1». Такие санки разгоняются до 140 км/ч за 60 секунд. При этом бобслеисты испытывают воздействие силы тяжести в четыре-пять раз больше обычной. Управление таким болидом требует хорошей реакции, выносливости и умения работать в команде, где у каждого участника экипажа своя роль. При старте все атлеты разгоняют боб, затем пилот занимается непосредственно управлением санок, экипаж уравновешивает его на виражах, а четвертый член команды тормозит снаряд после финиша. В наши дни на соревнованиях можно увидеть лишь двух- и четырехместные бобы, стоимость которых зашкаливает за 50 тысяч долларов, что дает полное право называть этот вид спорта весьма дорогим удовольствием.

Война технологий

Насколько серьезное влияние оказывают современные технологии на результат в бобслее, хорошо иллюстрирует успех команды США на Олимпийских играх 2002 года. Прежде положение Северной Америки было плачевным: национальная команда завоевала последнюю золотую медаль лишь в 1956 году. Тридцать шесть лет без золота заставили короля гоночной серии NASCAR Джефри Бодайна на Олимпиаде-1992 обратить внимание на то, что американцы ездят на импортных бобах. Решив, что хороший гоночный болид для его соотечественников могут сделать только в США, он учредил компанию Bo-Dyn Bobsled Project, которая к 1994 году разработала первый североамериканский боб, использовав технологии из Дейтона. Чтобы создать конкурентоспособный продукт, Бодайну потребовалось почти десять лет и несколько миллионов долларов, но зато на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити сборная США, экипированная Bo-Dyn Bobsled, завоевала сразу три золотые медали.

Однако уже на туринской Олимпиаде выступление американцев не было столь же блестящим. Специалисты объясняют это тем обстоятельством, что за один олимпийский цикл боб успевает устареть и требует постоянного обновления – не в меньшей мере, чем болиды «Формулы-1». Вот почему назвать сегодня главного фаворита предстоящих Игр в Ванкувере почти невозможно. А это значит, что на канадских трассах нас могут ждать какие угодно технологические сюрпризы.


От Зингеров к Виммеру

До недавнего времени российские бобслеисты выступали на технике фирмы Zinger, однако в 2007 году было принято решение сменить поставщика бобов-двоек. Выбор пал на немецкую компанию Wimmer Carbontechnik, производящую детали для гоночных автомобилей, в том числе и для болидов «Формулы-1». Изготовление деталей у Франца Виммера происходит не вручную, а на станках высокой точности, что позволяет устранить все погрешности. Первые тесты двухместного боба, созданного специально для россиян немецким механиком Томасом Платцером совместно с Wimmer Carbontechnik, состоялись еще в декабре минувшего года. Теперь осталось выиграть на нем чемпионскую медаль.

Партнеры журнала: