Тoрбина

Большой спорт №9 (45)
Дмитрий Маслов
О причинах неудачного выступления «Локомотива» в нынешнем сезоне, впечатлениях от совместной работы с Диком Адвокатом, Дмитрий Торбинский рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

К этому футболисту российские болельщики относятся неоднозначно. Фанаты «Спартака» не могут простить Торбинскому переход в «Локомотив», те же, кто симпатизирует «железнодорожникам», уверены: в их команде талантливый полузащитник никак не может раскрыть свой потенциал. Однако каждый из них согласится с тем, что автор победного гола в четвертьфинале чемпионата Европы-2008 с голландцами уже вошел в историю российского футбола.

О матче, сделавшем его национальным героем, причинах неудачного выступления «Локомотива» в нынешнем сезоне, впечатлениях от совместной работы с Диком Адвокатом, перспективах сборной России и своих жизненных приоритетах Дмитрий Торбинский рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

По ходу нынешнего сезона в прессе не раз появлялась информация о переходе Торбинского – то в «Спартак», то в Real Zaragoza. Инициатива сменить обстановку исходила от вас?

Интерес среди зарубежных клубов действительно был, и меня радует их внимание. Однако на данный момент я – игрок «Локомотива» и отдаю все силы этой команде. Чемпионат Испании – один из сильнейших в мире, поиграть там было бы интересно. Однако конкретики со стороны Real Zaragoza не поступало, поэтому я не слишком задумывался о перспективе отъезда.

Вы дружите семьями с Романом Павлюченко, выступающим за Tottenham Hotspur. Насколько ему комфортно в Англии?

Вполне. Его любят болельщики, поддержка которых помогла в трудный период. В Англии образ жизни действительно другой, но Роман уже приспособился. Я думаю, что гораздо важнее адаптироваться в команде, найти общий язык с партнерами. В житейском же плане это сделать проще, особенно когда рядом близкие люди, семья.

«Своего» тренера у меня нет. На становление меня как игрока повлияли сразу несколько специалистов. Олег Романцев позволил сделать первые шаги в «большом» «Спартаке», поиграть в Лиге чемпионов. Многое мне дал и покойный Владимир Федотов, отговоривший уходить из «красно-белых». Гус Хиддинк пригласил в сборную, нашел мне место на поле, раскрыл лучшие качества. Поддержал и Станислав Черчесов, несмотря на то что к тому времени я уже объявил об уходе из клуба

Вы размышляли над тем, в каком первенстве смогли бы ярче всего проявить себя – в Италии, Англии, Испании?

По уровню турниров чемпионаты Испании и Англии считаю самыми интересными и, конечно, не отказался бы в них поиграть. Но только не сейчас. У «Локомотива» дела не клеятся, и в такой ситуации неправильно строить планы об отъезде.

Часто ли думаете о футболе в «нерабочее» время?

В последнее время – постоянно, поскольку у команды не все получается. В целом же стараюсь абстрагироваться от футбола, уделять много времени семье. Правда, это удается лишь процентов на 70–80.

Ваша супруга по специальности экономист. Увлекается ли она футболом?

Конечно, Женя поддерживает меня, иногда посещает матчи, в шутливой форме дает советы. Но сказать, что является болельщицей, не могу. Сейчас жена не работает, занимается воспитанием годовалого Артема.

В «Спартаке» вы дружили с некоторыми одноклубниками. А в «Локомотиве»?

Никого из клуба не могу назвать близким другом. Хотя общаемся много, особенно с Ромой Шишкиным и Димой Тарасовым, с которыми знаком еще со спартаковской школы. Но все разговоры происходят преимущественно в рабочее время. Вне клубной базы собираемся только по праздникам.

А в чем вы видите причины не слишком удачного выступления «железнодорожников» в нынешнем сезоне?

Очень сложный вопрос. Часто об этом думал, но однозначного ответа так и не нашел. Единственное, могу заверить, что проблем с атмосферой в команде нет, равно как и безразличия. Все сильно переживают, но отыскать свою игру нам пока не удается.

Недавно президентом «Локомотива» стала Ольга Смородская. Вы с ней уже познакомились?

Было общее собрание, но индивидуально с ней я не общался.

Председатель совета директоров «Спартака» Леонид Федун держит футболистов на расстоянии. Каким был предшественник Смородской на посту президента «Локомотива» Николай Наумов?

Федун – хозяин «Спартака», и сравнивать его с Наумовым некорректно. Глава РЖД Владимир Якунин тоже нечасто общается с игроками. Бывший же президент «Локомотива» был достаточно близок с футболистами, помогал решать бытовые вопросы. От сотрудничества с Николаем Алексеевичем у меня остались очень хорошие впечатления. Я не вникал в причины его отставки, но за неудачи команды можно спрашивать с каждого из нас.

Как должен завершиться нынешний сезон, чтобы вы оценили его как успешный?

О конкретном месте в российском первенстве я уже не думаю – слишком много очков потеряно, хотя бороться за место в тройке призеров по-прежнему реально. Важно наладить игру, тогда придут и победы. А сборной России необходимо набрать 100 процентов очков в отборочных матчах.

Вас удивило приглашение в национальную команду на товарищеский матч с болгарами?

Нет, а почему оно должно меня удивить? В последние два года я регулярно вызывался в сборную, когда не был травмирован. К делу своему отношусь ответственно, уверенность в своих силах по-прежнему со мной, желания играть хоть отбавляй. При этом я понимаю, что для того, чтобы стабильно попадать в состав главной команды и приносить ей пользу, мне нужно прибавлять во всем. На данном этапе я собой недоволен.

На том матче присутствовало очень мало 
болельщиков…

Моя задача как футболиста играть в любых условиях, при любой погоде, при любом количестве зрителей. И если что-то не до конца получается, то это дело в нас самих, а не в количестве зрителей.

Вы почувствовали, что сборная России стала другой?

Особой разницы не заметил. Сначала даже создалось впечатление, что главный тренер не сменился. По методам работы Гус Хиддинк и Дик Адвокат очень похожи. Вероятно, наш новый тренер немного жестче, но говорить, что один – «демократ», а второй – «диктатор», я бы не стал.

Согласны, что лучший матч за национальную команду вы провели в четвертьфинале чемпионата Европы с голландцами, когда забили победный гол?

По эмоциям, антуражу, результату – конечно. Но по качеству продемонстрированной игры были и не менее удачные поединки.

А само попадание сборной России в призеры первенства континента – закономерность или случайность?

Мы заслужили его своей работой. Испанцев в полуфинале обыграть было сложно, но в целом команда заняла свое место. Как понимаю, сейчас в мире сборную России считают «выскочкой» – к сожалению, закрепить успех не смогли. Но я уверен, что наш уровень высок, мы можем показать соответствующую игру и должны исправиться в отборочном цикле к чемпионату Европы.

Как вы отнеслись к критике, которой подверглись российские футболисты после неудачи в стыковых матчах со словенцами?

Воспринимаю ситуацию нормально. В ведущих футбольных державах внимание со стороны прессы к национальным сборным еще более пристальное, там за подобный результат, образно выражаясь, «убивают». Отношусь к критике спокойно – надо работать, исправлять ошибки.

В отборочном цикле к чемпионату Европы России досталась очень сложная группа. Грандов в ней, конечно, нет, но борьба будет напряженной. Сложно даже сказать, кто станет нашим главным соперником – словаки или ирландцы, действующие в неудобном для нас британском стиле. Дай Бог, если я ошибаюсь и мы легко завоюем путевку в финальный турнир

Вы считаете, что сборной России досталась легкая группа?

Наоборот, сложная. Грандов в ней, конечно, нет, но борьба будет крайне напряженной. Трудно даже сказать, кто является главным соперником – словаки или ирландцы, действующие в неудобном для нас британском стиле. Дай бог, что я ошибаюсь и мы легко завоюем путевку в финальный турнир.

Президент РФС Сергей Фурсенко заявил, что в 2018 году сборная России должна стать чемпионом мира. Как вы восприняли такую задачу?

Просто как высказывание человека, к которому стоит относиться с уважением. Ни с кем эту задачу не обсуждал и на себя не примерял.

После перехода в «Зенит» Сергея Семака и Александра Бухарова у вас не создалось впечатления, что между сборной России и клубом из Санкт-Петербурга скоро можно будет ставить знак равенства?

То, что «Зенит» становится базовым клубом национальной команды, видно невооруженным взглядом, но лично я не стал бы ассоциировать сборную с клубом из Санкт-Петербурга. Достойные футболисты есть не только там. С другой стороны, «Зенит» лидирует в чемпионате России с большим отрывом, так что резон в таком подходе есть.

А как сами игроки относятся к массовой скупке звезд «Зенитом»?

То, что у Газпрома нет проблем с деньгами, понятно. Видимо, хотят иметь возможность варьировать состав в российском первенстве и Лиге Европы, что тоже логично. Но я бы не сказал, что победа питерцам гарантирована, – борьба за нее еще впереди.

Зимой в прессе появлялась информация о вашем переезде в Санкт-Петербург…

Если верить слухам, то я мог оказаться в любом клубе из российской топ-шестерки. Моя задача – играть, а не слухи комментировать. Хотя при любом раскладе себя в «Зените» не представляю.

Правда, что вы не интересуетесь даже оценками, которые газеты выставляют за тот или иной матч?

Это не показатель. Важно, что думают специалисты, тренеры, те люди, мнение которых мне дорого.

А у вас есть тренер, которого можете назвать «своим»?

Одну фамилию назвать не могу. На становление меня как игрока повлияли сразу несколько специалистов. Олег Романцев позволил сделать первые шаги в «большом» «Спартаке», поиграть в Лиге чемпионов. Многое мне дал и покойный Владимир Федотов, отговоривший уходить из «красно-белых». Гус Хиддинк пригласил в сборную, нашел мне место на поле, раскрыл лучшие качества. Поддержал и Станислав Черчесов, несмотря на то что к тому времени я уже объявил об уходе из клуба.

А почему вы приехали из Норильска именно в спартаковскую школу?

Мой отец был болельщиком «Торпедо», но на тот момент «Спартак» являлся флагманом российского футбола, имел лучшие условия – интернат, школу. Ну и самое главное, в «Спартаке» растили чемпионов, а именно об этом и мечталось. В Норильске я занимался мини-футболом, развивал в основном индивидуальные качества, и поначалу в «большом» мне пришлось сложно – не чувствовал поля.

Часто ли вы бываете в Норильске?

С тех пор как уехал в 12-летнем возрасте, ни разу не посещал этот город. Хотел бы съездить, но отпуск у нас зимой, а в эту пору года из-за погодных условий в Норильске можно застрять надолго. Родственников там у меня не осталось, только друзья детства, выступающие в мини-футбольном «Норильском никеле». Общаемся, когда приезжают в Москву.

У вас физкультурное образование?

Да, по специальности я тренер по футболу, однако пока не испытываю тяги к подобной деятельности. Возможно, со временем она появится.

А интерес к бизнесу?

Пока своего дела у меня нет, но начинаю о нем задумываться. Разве что приобрел несколько квартир, которые пока на стадии строительства. Сам живу за городом, неподалеку от клубной базы в Баковке. Недавно построил на участке баню.

Значит, в Москву выбираетесь редко?

Почему же? Мне нравится город, живу здесь с 1996 года, привык, чувствую себя комфортно. Разве что пробки доставляют неудобство. Ну и смог этим летом буквально «достал». Хорошо, что в таких условиях мы провели только одну тренировку. Кстати, на тот период я вывозил семью из Москвы. Она в списке моих жизненных приоритетов на первом месте, футбол – на втором. Для полного счастья мне нужно, чтобы и там и там все было хорошо.