Покорение 
Нового Света

Большой спорт №9 (45)
Андрей Супранович
О том, какие сложности подстерегали его в лесах Амазонки, почему его не пустили в Канаду и возможно ли пересадить россиян с автомобилей на велосипеды, Владимир Минин рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Он стартовал в ноябре 2009-го и достиг финиша лишь в августе следующего года, проехав на велосипеде более 20 тысяч километров. Уникальный экологический проект FIZ:CULT одиночного велопробега по легендарному маршруту PanAmericana был совершен Владимиром Мининым на велосипеде BMW Cross Country.

О том, какие сложности подстерегали его в лесах Амазонки, почему его не пустили в Канаду и возможно ли пересадить россиян с автомобилей на велосипеды, Владимир Минин рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

До того как в ноябре 2009 года отправиться в велопутешествие по Южной Америке, вы были известны прежде всего как организатор международного проекта MotoPeople и автор нескольких моторекордов. Что побудило вас пересесть с мотоцикла на велосипед?

Дело в том, что большинство людей убеждены, будто кругосветное путешествие на мотоцикле может совершить почти каждый. Вот мои мысли как-то сами и повернулись в сторону велосипеда, который, как известно, приводится в движение с помощью мускульной силы, да еще при этом с собой надо везти груз – палатку, еду, воду.

То есть изначально ваш велосипедный проект задумывался как новое испытание самого себя. А на каком этапе у него появилась экологическая составляющая?

Практически сразу же. Еще во время круго­светного путешествия на мотоцикле я неоднократно обращал внимание на безопасность на дорогах. А ведь велосипедист – такой же участник дорожного движения, как и все остальные! После травмы, полученной на мотоцикле, я решил на время пересесть на велосипед, катался на нем по Москве, даже ездил на работу. Вспомнил, как же это классно – крутить педали. Но был один существенный минус – в столице очень грязно, на дорогах тяжело дышать. В итоге пришла в голову мысль: почему же в Европе так много людей рассекают по городам на велосипедах, а у нас подобная традиция не прижилась. Ведь даже если хотя бы тысячу человек пересадить с автомобилей на велики, сразу же решится масса проблем – уменьшатся выбросы, улучшится экологическая обстановка. И я подумал: о’кей, надо показать на собственном примере, что велосипед – универсальное средство передвижения, на котором можно ездить в любое время года и по любым местностям. Хотелось доказать, что ты способен преодолевать на нем большие дистанции, при этом общаться с людьми и получать удовольствие от путешествия.

Но просто захотеть отправиться в кругосветный велопробег недостаточно, нужно еще и находиться в соответствующей форме. Как вы готовились к проекту?

Возле моего дома в Одинцове, в Подушкинском лесу, есть отличная лыжероллерная трасса, на которой созданы неплохие маршруты и тропы для велосипедистов. Я начал там кататься за год до пробега, а целенаправленная подготовка длилась месяца два – 
каждый день по нескольку часов. Больше никак не готовился – ни тренажерных залов, ни бассейнов.

И сколько времени вам потребовалось для реализации своей затеи?

Мысль о кругосветном путешествии давно витала в воздухе, но оформилась в конкретный план лишь за три месяца до поездки. Затем я стал искать спонсоров и партнеров. Не секрет, что многие крупные компании имеют специальный бюджет для «зеленых проектов», и я небезосновательно надеялся на их помощь. И в первую очередь получил ее от концерна BMW, с которым сотрудничаю еще со времен MotoPeople. Мне предоставили велосипед BMW Cross Country, который с достоинством выдержал сложный путь, не сломался и остался целым. Кстати, он был не шоссейным, а «горным». Такой выбор обусловлен желанием побольше попутешествовать, поездить не только по автотрассам, но и по горам и пересеченной местности. Жаль, правда, что КПД моего велика на шоссе был небольшим, приходилось остервенело крутить педали. Также мне предоставили потрясающий моноприцеп на жесткой сцепке. Это было лучшим решением для всего нехитрого скарба, который я хотел взять с собой, – не пришлось тащить его на плечах. Ну и без экипировки от Marmot я бы не доехал дальше Патагонии – тамошние ветра просто никуда не пустили бы. Также от спонсоров я получил ноутбук и GPS-приемник.

Судя по всему, вы не ставили перед собой задачи проехать весь путь только на велосипеде, и как можно быстрее. Где вы делали остановки, как надолго и какую часть пути преодолели на других транспортных средствах?

Для меня FIZ:CULT был прежде всего приключенческим проектом. Хотелось доказать, что на велосипеде можно отправляться в самые дальние путешествия. Конечно, я плавал по Амазонке на пароме, часть пути проехал на грузовике, пешком ходил в горы. Но большую часть маршрута преодолел все-таки именно на велике. И это может сделать каждый. Ведь я такой же, как и все, у меня нет суперденег и супервозможностей. Только огромное желание.

Практически весь путь вы проделали в одиночестве. Почему же не взяли с собой напарника?

Во-первых, это не мой стиль. Во все свои путешествия я отправлялся в одиночестве, это что-то вроде моей «фишки». Во-вторых, в «одиночке» больше трудностей, ты сам решаешь все задачи. Это вызов и себе, и окружающим, которые меньше бы обращали внимания на твои подвиги, если бы ты совершал их не один. Ну и в-третьих, как это ни странно, без попутчиков безопаснее. Если вас двое – это уже группа, вас можно захватить в заложники или ограбить. А когда ты один, то просто безумец и герой. Герильяс, выходившие с автоматами из лесов Колумбии, хлопали по плечу, смеясь и не веря в возможность путешествия через всю Америку. Будь нас двое, я не уверен, что все закончилось бы хорошо.

Не секрет, что многие крупные компании имеют специальный бюджет для «зеленых проектов», и я небезосновательно надеялся на их помощь. И в первую очередь получил ее от концерна BMW, с которым сотрудничаю еще со времен MotoPeople. Мне предоставили велосипед BMW Cross Country, который с достоинством выдержал сложный путь, не сломался и остался целым

Кстати, почему для своего проекта вы выбрали именно маршрут PanAmericana? Не было бы проще поехать по Европе, где выше уровень цивилизации, да и внимание прессы было бы более пристальным?

Мне хотелось проехать именно по легендарному маршруту PanAmericana. К тому же для русского человека важно расстояние. Чем дальше от России – тем интереснее.

Какие проблемы возникли во время путешествия? Просто ли было пересекать государственные границы?

Американская виза у меня была, а в остальных странах безвизовый режим. Пришлось поставить лишь колумбийскую и чилийскую. А вот в Канаду меня не пустили, из-за того что в паспорте осталась лишь одна чистая страница. Кстати, со всеми мото- и велопробегами за три года у меня закончились четыре паспорта. Что касается сложностей, то основной проблемой стала малярия, которую я подхватил на Амазонке. Пришлось ходить в больницу в Манаусе, да и в Венесуэле еще посещал докторов.

Интересный факт – в поездку вы отправились холостяком, а вернулись уже с кольцом на пальце. Как так вышло?

Со своей женой я познакомился в Майами. Во Флориде застрял на довольно продолжительное время – закончились деньги и пришлось поработать фотографом, чтобы купить билет до Аляски. Вот тогда и встретил на пляже Татьяну – она как раз отдыхала от Москвы на морском побережье. Завязалось знакомство, которое в итоге закончилось свадьбой в Майами.

Как так вышло, что вы остались на мели? Не рассчитали заранее бюджет?

Нет, я сознательно планировал, что буду подрабатывать во время путешествия. Это было одним из составляющих приключения. Конечно, у меня имелись кое-какие сбережения, но я понимал, что их не хватит на весь путь. Поэтому начал работать уже в Венесуэле, но малярия быстро «съела» бюджет. Немного подрабатывал и в Колумбии, но недолго, а вот во Флориде трудился полтора месяца.

Языковой барьер не мешал?

Английский я знаю, а испанский и португальский постигал прямо на дороге. Когда вокруг нет переводчиков, волей-неволей приходится учиться. Плюс жесты, междометия – как-то понимал окружающих. Главное, все хотят помочь. Чем мне понравилась Южная Америка, так это тем, что люди там фантастически дружелюбны. Вроде бы встретил человека только сегодня, а он ведет себя так, будто вы знакомы всю жизнь: пригласит домой, накормит, познакомит с друзьями. Но не надо забывать, что этот же человек с легкостью может перерезать тебе горло, если что-то пойдет не так. Поэтому приходилось быть осторожным.

Неужели были прецеденты?

В этот раз все обошлось, а вот во время путешествия по Мексике на мотоцикле попал на местный митинг протеста. Демонстранты перегородили дорогу. Прождав полдня, я решил объехать пикет. Тут-то на меня и набросились те, кто давно копил злобу на полицию. Спасло лишь то, что нападавших было много и они мешали друг другу. А вскоре и спецназ подоспел.

В этот раз вы не отклонялись от заранее намеченного маршрута?

В целом нет. Конечно, вначале я планировал полностью проехать по PanAmericana, но до этого уже был в Перу и Эквадоре, поэтому и решил прокатиться по Бразилии. А еще не удалось преодолеть Дарьенский пробел в Панаме. Там болотистая местность, без провод­ников не пройти, деньги к тому моменту уже кончились. Пришлось лететь в Майами на самолете.

Ваше путешествие – потрясающий пример для России. А что еще надо сделать, чтобы пересадить россиян на велосипеды?

В Европе велосипед – давняя традиция, почти во всех городах создана разветвленная сеть трасс. В России же так сложилось, что каждый с детства мечтает об автомобиле, а велосипед рассматривает лишь как спортивный снаряд, а не транспортное средство. Но на мой взгляд, ситуация уже меняется. В частности, стали появляться велопарковки около метро. Но все равно так, как в Париже, Мадриде и тем более в Амстердаме, – в России не будет никогда.

Автомобиль, мотоцикл, велосипед… Что дальше? Пойдете пешком по планете?

Да, пожалуй, осталось только на Луну слетать, ведь на всех континентах я уже побывал, в том числе и на своих двоих. Но космос пока далеко, а вот идею морского путешествия я рассматриваю всерьез. Есть мечта выйти из Европы, обогнуть Африку, посетить Мадагаскар и Индию. Но пока это только фантазии.