Паруса над Петербургом

Большой спорт №6-8(34) Лето 2009
Сергей Подушкин
Как Санкт-Петербург готовится к финишу Volvo Ocean Race и сколько стоит столь полномасштабный проект, выяснял петербургский корреспондент журнала «Большой спорт».

Нынешняя, десятая по счету регата Volvo Ocean Race обязательно займет особое место в истории кругосветных парусных соревнований. Стартовав 11 октября 2008-го из испанского Аликанте, знаменитая гонка продолжалась девять месяцев, в течение которых восемь яхт-участниц прошли почти 37 тысяч миль и зашли в 11 портов, среди которых впервые оказалось три азиатских города – индийский Кочин, Сингапур и китайский Циндао.

Не менее любопытным должен стать и финиш Volvo Ocean Race – впервые в истории мирового парусного спорта он состоится в России, в Санкт-Петербурге, в акваторию которого вообще очень редко заходят иностранные суда.

О том, как город готовится к этому уникальному спортивному событию и сколько стоит столь полномасштабный проект, выяснял петербургский корреспондент журнала «Большой спорт».

«Мы вошли в этот проект еще в июле 2007-го, за два месяца до официального объявления нашего города последним портом регаты, – рассказала “Большому спорту” руководитель проекта финиша Volvo Ocean Race (VOR) в Санкт-Петербурге Наталья Федорова. – Команда набиралась с нуля. Меня, например, пригласили потому, что я имею неплохой спортивный и организационный опыт: не только когда-то участвовала и побеждала в международных регатах самого высокого уровня, включая чемпионаты мира, но и организовывала ежегодный международный матч-рейс “Паруса Белых ночей. Кубок Дворца Конгрессов”. Причем именно в Петропавловской крепости, то есть там, где и пройдут основные мероприятия Volvo Ocean Race».

Руководить финишем Наталью Федорову пригласил Олег Жеребцов, на тот момент председатель совета директоров компании «Лента». Как известно, именно этот российский бизнесмен инициировал участие России в Volvo Ocean Race и даже создал команду Team Russia, приостановившую, правда, свое участие в регате после трех первых этапов. В конце 2008-го «Лента» полностью передала проект Городскому комитету по транспортно-транзитной политике и с тех пор не принимает в нем ни финансового, ни какого-либо другого участия. «Как известно, идея финиша Volvo Ocean Race в Северной Пальмире витала в воздухе довольно давно, еще с прошлого века. Но, как говорится, не срасталось, к тому же не было основного стержня – сочетания “лодка – команда – порт финиша”. С появлением “Косатки” процесс пошел, и Питер сумел заполучить регату, – рассказывает Федорова. – На это весьма престижное мероприятие съедутся не только масса представителей спонсоров и их гостей, но и сотни иностранных журналистов и телевизионщиков».

Ожидается, что встречать яхты в Петербурге приедет не менее четырех тысяч человек. Само собой, финиш регаты – прекрасный плацдарм для раскрутки туристического потенциала города. Вот только чтобы достичь желаемого эффекта, надо провести все мероприятия действительно на высоком уровне, что в нынешних экономических условиях весьма непросто. По словам организаторов, Петербург заполучил финиш бесплатно (в то время как другие порты, как правило, вынуждены платить за участие в VOR), но зато в нагрузку город полностью принял на себя финансовую ответственность за организацию всего этого мероприятия. «Конечно, без проблем сегодня не обходится. Но мы стараемся решать их по мере поступления. Запланированный два года назад бюджет составлял 3,5 миллиона евро. Но кризис внес свои коррективы – некоторые спонсоры вынуждены были существенно урезать изначально оговоренные суммы. Мы стараемся с пониманием относиться к их решению – все-таки в одной стране живем и знаем все нынешние сложности. Поэтому пришлось уменьшать сумму затрат практически втрое. При этом мы делаем все возможное, чтобы качество меропри­ятия от этого не пострадало», – рассказывает Федорова.

Искусство экономии

Впрочем, сокращение расходов втрое – это не просто оптимизация бюджета. Это, по сути, его полный пересмотр. При этом сценарий финиша должен остаться прежним. Как же организаторы выходят из положения?

Прежде всего, они стараются получить услуги по минимальным ценам, а в иде­але – вообще бесплатно. Так, например, удалось существенно снизить расходы по персоналу за счет привлечения более сотни волонтеров – энтузиастов, готовых работать лишь за идею.

Опять-таки бесплатно Петропавловская крепость предоставила комитету недавно отремонтированные помещения, что позволило сэкономить весьма приличные суммы на привозе шатров для организации офисов команд и пресс-центра. Сократить расходы удалось и за счет переконфигурации понтонной линии – теперь она будет меньше по протяженности и, как следствие, более дешевой, однако никакого ущерба для безопасности яхт это за собой не повлечет.

Организаторы финиша также скооперировались с городским Центром фестивалей и праздников, традиционно устраива­ющим в конце июня торжества для выпускников школ «Алые паруса». После оценки общей логистики некоторые мероприятия было решено организовать совместно, что также способствовало оптимизации бюджета. Да и городские фирмы, чьи руководители имеют какое-то отношение к парусному спорту, идут навстречу, по возможности снижая цены. Они прекрасно понимают: финиш Volvo Ocean Race в Петербурге – важное событие не только для города, но и для развития российского яхтинга в целом.

Разрешите финишировать

Помимо финансовых проблем, комитету приходится преодолевать еще и организационные трудности, прорываясь через массу бюрократических барьеров.

«Изначально у нас были некоторые сложности с пограничными службами. Вроде город морской: “окно в Европу”, “все флаги в гости к нам…” и тому подобное. Однако пограничное законодательство не слишком дружелюбно к иностранным лодкам, решившим посетить Петербург. Мало того, существуют некоторые юридические несоответствия, которые делают этот процесс почти невозможным. К счастью, тут мы получили поддержку городской администрации», – рассказывает Федорова. И помогать организаторам действительно есть в чем.

Получить официальное разрешение на проход судов под иностранными флагами во внутренние воды Российского государства – задача почти невыполнимая. Причем никакого деления нет – спортивные яхты сталкиваются с такими же препонами, что и крупнотоннажные суда, прибывающие в город на Неве в деловых целях.

Чтобы пройти через Петербург в континентальную часть России, необходимо запросить постановление правительства через Министерство транспорта, а это процедура не просто заковыристая, но и крайне долговременная. Требуется сразу восемь параллельных согласований. В этой ситу­ации организаторы финиша надеются только на «тяжелую артиллерию» – губернатора Петербурга Валентину Матвиенко, которая лично ходатайствовала в Минтранс.

Примечательно, что даже лодка «Косатка» Олега Жеребцова имеет не российскую, а британскую «прописку». Причина банальна – яхты такого класса обычно используются исключительно за пределами России, и им требуется более удобная регистрация. Кстати, участие «Косатки» в заключительном этапе и собственно финише регаты не исключено. Об этом по-прежнему ведутся переговоры. Кроме Team Russia, ни одна из команд не приостанавливала участие в Volvo Ocean Race по финансовым причинам, только из-за поломок на одном из этапов регаты на старт вышли лишь пять яхт. Но в Питере надеются увидеть все восемь стартовавших из Аликанте команд.

Как попасть к Заячьему острову

Получить разрешение на проход судов – это еще полдела. Вторая половина – пройти. Осадка яхт не позволяет использовать для их прохода любое место, надо обязательно пройти через фарватер и Морской порт. Естественно, это вызвало определенные сложности, завершившиеся, правда, хеппи-эндом – лодки проследуют в безопасном режиме, не нарушая при этом работу порта. Кроме того, согласно российскому законодательству до окончания процедуры таможенного досмотра весь экипаж не имеет права сойти на берег. Не сойдут иностранные яхтсмены и во время финиша регаты, но вся процедура досмот­ра будет значительно упрощена и пройдет в более удобном месте – не на Морском вокзале, а на набережной Лейтенанта Шмидта.

С получением всевозможных разрешений организаторам помогают и чиновники Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). «Отношения у нас замечательные. Не скрою, приключился, правда, один казус – после того как Team Russia приостановила участие в гонке, бывший пресс-атташе этой структуры Дмитрий Ромашов заявил, что и финиш в Петербурге отменяется. Это внесло некоторый сумбур, мы получили массу звонков и писем, но этот вопрос давно улажен, никаких конфликтов между нами и ВФПС нет и в помине. Лучшее свидетельство тому – заседание президиума федерации, которое пройдет в Петербурге накануне нашего мероприятия».

Санкт-Петербург заполучил финиш знаменитой регаты совершенно бесплатно. Но в нагрузку город полностью принял на себя финансовую ответственность за организацию всего мероприятия. Однако из-за кризиса изначально запланированный бюджет в 3,5 миллиона евро пришлось сократить почти втрое

Финиш регаты должен состояться 27 июня в первой половине дня (с 11 до 13 часов) за Кронштадтом, в районе маяка «Толбухин» в Финском заливе. Увидеть его вживую во всей красе смогут лишь только обладатели собственных или арендованных плавсредств – с суши яхты, несущиеся под парусами на полной скорости, будут едва различимы. Зато в 17.00 с Дворцовой набережной, с территории Петропавловской крепости или со стрелки Васильевского острова зрители получат уникальную возможность вблизи наблюдать потрясающее зрелище – парад в исполнении каравана яхт, подходящего к Гоночной деревне под разведенными Благовещенским и Дворцовым мостами.

Сама деревня расположится на территории Петропавловской крепости – в зеленой зоне и на пляже. Хотя из-за большой осадки яхт (4,5 метра) им так и не удастся подойти к берегу. Именно поэтому первоначально планировали расположить Гоночную деревню на набережной Лейтенанта Шмидта, в зоне «Ленэкспо» и даже около стадиона «Петровский». Однако в итоге все же остановились на Петропавловке.

Вход для зрителей с самого утра 27-го до закрытия вечером следующего дня будет свободным, причем на территории деревни одновременно смогут разместиться несколько десятков тысяч человек. «Гостей ждут всевозможные развлечения: бассейны с радиоуправляемыми моделями яхт, команды привезут симуляторы. Петербуржцы и гости города смогут почувствовать себя настоящими яхтсменами – покрутить лебедки, осмотреть лодки изнутри, увидеть подробную экспозицию по регате. Кроме того, на пляже также пройдут всевозможные увеселительные мероприятия: модные показы, концерты, выступления диджеев. Вечером 27-го, после награждения яхтсменов за последний этап (церемония вручения призов за всю регату намечена на 28 июня), состоится Open Air Party. В общем, будет весело и интересно», – уверена Наталья Федорова.


Вокруг света с Volvo

Кругосветная парусная регата, сегодня известная как Volvo Ocean Race, впервые стартовала 8 сентября 1973 года из английского Портсмута. Главным инициатором нового спортивного мероприятия стала Парусная ассоциация Королевского военного флота Ее Величества. Титульным спонсором нового соревнования выступила пивоваренная компания Whitbread, базировавшаяся в Лондоне (именно поэтому прежнее название регаты – Whitbread Round the World Race).

В 1997 году права на организацию кругосветного парусного контеста приобрела компания Volvo. В итоге это потрясающее спортивное мероприятие предстало в обновленном формате. Было разработано новое поколение яхт: 60-футовые Volvo Open 60, а с 2005 года – Volvo Open 70, которые сегодня считаются самыми быстроходными однокорпусными яхтами в мире. Маршрут гонки изменился и стал намного протяженнее. В 2005 году к его основным этапам были добавлены короткие гонки в акватории портов захода, в которых команды также стали получать зачетные очки. Это нововведение позволило зрителям воочию наблюдать за гонкой океанских яхт, а участникам – улучшить свое турнирное положение между основными этапами гонки. На борту каждой яхты-участницы были установлены видеокамеры и телекоммуникационное оборудование. Организаторы даже ввели новую позицию в экипаже – media crew member, в задачи которого входит трансляция гонки в режиме реального времени. Все это превратило Volvo Ocean Race в одно из самых захватывающих и зрелищных спортивных мероприятий планеты.

Но знаменитая регата – это не только соперничество технологий и спонсоров. Это еще очень суровое испытание. «Жизнь на пределе» – именно так звучит девиз этого кругосветного марафона, в ходе которого человеку приходится иметь дело с самой необузданной и коварной стихией – Океаном.

В Volvo Ocean Race 2008/2009 приняли участие 8 команд: Ericsson 3, Ericsson 4, Telefonica Blue, Telefonica Black, Puma Ocean Racing, Green Dragon, Delta Lloyd и Team Russia. Стартовав 11 октября 2008 года из Аликанте, 27 июня 2009-го яхты финишируют в Петербурге.


Почему потерпела неудачу «Косатка» Олега Жеребцова?

Российская яхта «Косатка» прошла три первых этапа гонки Volvo Ocean Race: Аликанте – Кейптаун, Кейптаун – Кочин, Кочин – Сингапур. И в декабре 2008-го ее владелец и боумен Олег Жеребцов объявил, что синдикат Team Russia приостанавливает свое участие в гонке ввиду отсутствия финансирования. Жеребцов назвал три основные причины, из-за которых ему пришлось свернуть свой проект.

1. Team Russia очень поздно вошла в Volvo Ocean Race и начала строить свою яхту самой последней. Во время проектирования и строительства «Косатки» был допущен ряд серьезных ошибок. В итоге после полного вооружения лодка оказалась на 850 килограммов тяжелее первоначальных расчетов.

2. Изначально планируемый бюджет проекта составлял 12 миллионов евро, что включало в себя как строительство яхты, так и участие в гонке. Однако на конец 2008 года инвестиции в Team Russia составили 13,5 миллиона евро. И речь уже шла о том, что общий бюджет проекта может превысить 16 миллионов.

3. В мире насчитывается всего 10–15 шкиперов, способных пройти маршрут Volvo Ocean Race. К сожалению, шкипер «Косатки» Андреас Ханакамп не принадлежит к их числу.