Красная шапка на белом снегу

Большой спорт №4(41)
Александр Антипов
Черные очки, в которых отражаются солнечные блики, улыбающийся рот-черточка и красная шапка с огромным помпоном – этот веселый человек-снежок будет сопровождать вас в Ля Плани повсюду.

Черные очки, в которых отражаются солнечные блики, улыбающийся рот-черточка и красная шапка с огромным помпоном – этот веселый человек-снежок будет сопровождать вас в Ля Плани повсюду. Подмигивать с подъемников, корчить рожицы с витрин магазинов и подсказывать направление движения на трассах. Свою забавную эмблему французская горнолыжная станция обрела в 1966 году. С тех пор владения «Красной шапки» заметно разрослись: вместе с соседним Лез Арком курорт образует единую зону катания Paradiski, вторую по величине не только во Франции, но и в Европе.

На савойском диалекте Ля Плань означает «горное плато». И это действительно один из самых высокогорных курортов Франции: самый «верхний» поселок Эм-Плань лежит на высоте 2100 метров над уровнем моря, самый «нижний» Моншавен-Ле Кош – на 1250 метрах.

Авантюра Пьера Борриона

История этого места началась еще в начале XIX века, когда здесь были обнаружены залежи серебряной руды. В память о промышленном прошлом одна из трасс курорта носит название Les Mines («Рудники»), а в Плани 1800 работает одноименный бар с кайлом, вагонетками и рельсами в качестве элементов декора. Кстати, свою особую лепту шахты Ля Плани внесли не только в экономическое процветание Франции, но и в борьбу с немецкими оккупантами. В годы Второй мировой войны они служили надежным убежищем для партизан, а впоследствии и для союзных войск, о чем напоминает военный мемориал, установленный в Плань-центре и посвященный британским летчикам.

К середине 1950-х регион пришел в упадок: залежи полезных ископаемых истощились, сельское хозяйство также не приносило былого дохода, молодежь, не желая прозябать в богом забытых горных деревушках, отправлялась на поиски лучшей доли в Шамбери и Лион. В таких непростых условиях мэру городка Эм, врачу и герою французского Сопротивления Пьеру Борриону и пришла в голову гениальная идея – построить в Ля Плани горнолыжную станцию. Четыре деревни поддержали авантюрную затею и, объединив усилия, в сочельник, под Рождество 1961 года открыли два первых бугельных подъемника и проложили четыре трассы.

Вердикт Эмиля Алле

Сегодня это кажется невозможным – всего за четыре года убедить администрацию департамента Савойя начать реализацию проекта, найти инвесторов, разработать план будущей станции и сделать первые шаги по претворению его в жизнь. Но в 1960-х французская горнолыжная индустрия переживала настоящий бум – курорты росли на альпийских склонах буквально как грибы. Кроме того, смелую инициативу Пьера Борриона поддержал не кто иной, как Эмиль Алле, один из самых выдающихся спортсменов своего времени, обладатель ордена Почетного легиона, основатель ESF (Французской национальной лыжной школы), абсолютный чемпион мира, бронзовый призер Олимпийских игр 1936 года и изобретатель «фюзо» – первых настоящих горнолыжных штанов из плотной, слегка тянущейся шерстяной ткани.

Родившийся в Межеве Алле немало сделал для развития родного курорта, долгое время работая там тренером, затем переехал за океан, где перестраивал американский Скво-Вэлли и насаждал французскую школу катания в Чили и Канаде. Вернувшись на родину, в 1954-м он стал техническим директором Куршевеля и первым придумал готовить трассы не вручную, а с помощью специальных горных вездеходов, производимых австро-швейцарской фирмой Ratrac.

Именно к Алле, трудившемуся в соседнем Куршевеле, и обратился Пьер Боррион за поддержкой. В апреле 1960-го великий горнолыжник облетел на вертолете будущую зону катания и вынес вердикт. «Ля Плань имеет прекрасные возможности стать одной из самых оригинальных французских станций. Цирковая структура региона защищает его от ветров, дующих на юго-запад, обеспечивает максимум солнечного освещения и, главное, способствует сохранению снежного покрова», – написал Алле в отчете. И проект был запущен в действие.

Теплоход снегов

Автором единого плана курорта стал 27-лет­ний Мишель Безансон. Когда Пьер Боррион впервые увидел проект, он был откровенно шокирован его размахом. Спешно ища выход из экономического кризиса, мэр городка Эм хотел лишь немного обустроить Ля Плань, найти ее жителям новый способ подзаработать, но никак не начинать полномасштабное строительство самой большой во Франции горнолыжной станции. В итоге все произошло так, как изначально задумал Безансон.

Сегодня Ля Плань состоит из десяти поселков: шесть созданы с чистого листа и четыре исторические деревни присоединены к курорту по ходу его развития. Пожалуй, самая любопытная из них – малюсенькая Шампани-ан-Вануаз (1250 метров над уровнем моря). Расположенная на другой стороне вершины La Grande Rochette (2505 метров), географически она скорее относится к Куршевелю, однако в 1969 году на референдуме 77 процентов ее жителей отдали предпочтение Ля Плани.

В апреле 1960-го великий горнолыжник Эмиль Алле облетел на вертолете будущую зону катания и вынес вердикт: «Ля Плань имеет прекрасные возможности стать одной из самых оригинальных французских станций. Цирковая структура региона защищает его от ветров, дующих на юго-запад, обеспечивает максимум солнечного освещения и, главное, способствует сохранению снежного покрова». И он оказался совершенно прав

Главным принципом при возведении всех поселков стало создание максимальных условий для катания «от подъезда». Так курорт превратился в огромный горнолыжный мегаполис, по улицам и переулкам которого носятся лыжники и сноубордисты, а под окнами отелей и ресторанов проплывают подъемники.

Максимально следовать этому правилу удалось на станции Эм-Плань, открытой в 1968 году. Геологические особенности этого высокогорного плато позволяли строить лишь на очень узком и четко определенном участке (длиной 220 метров и шириной 50 метров). Кроме того, будущее здание должно было служить еще и своеобразным форпостом от ветра и снега. Так родилась идея громадного 18-этаж­ного дома-корабля, трехпалубно­го «Теплохода снегов» (Le Paquebot des Neiges), как окрестил его архитектор (или «Титаник», как иронично называют его на курорте). «Сама природа нарисовала мне его образ, – объяснял свой замысел Безансон. – Это не просто здание, а целая деревня». И действительно, многоэтажный корабль, объединивший отели, рестораны, пункты проката, спортзал, кинотеатр и всевозможные коммерческие службы, создавал все условия для автономной жизни на высоте 2100 метров над уровнем моря. В 2003 году творение Безансона было признано «Архитектурным достоянием XX века».

Вплоть до конца 1980-х «Теплоход снегов» был единственным строением Эм-Плани. Впоследствии на некотором расстоянии от него были возведены еще несколько мегарезиденций. Нарушение первоначального архитектурного замысла очень огорчило Мишеля Безансона. «Теплоход, в окружении обломков, выброшенных на берег», – прокомментировал он новый облик станции. Но все же мэтр немного погорячился. Ни одно из трех возведенных зданий так и не смогло затмить «Титаник». Он по-прежнему амбициозно нависает над курортом, являя его рукотворную доминанту и достойно конкурируя с двухтысячными вершинами.

Закусить красной шапкой

В 1966 году, всего через пять лет после строительства первого подъемника, Пьер Боррион решил, что пора рассказать о новом курорте всей Франции – и Ля Плань приняла участие в популярнейшем телешоу Гая Люкса Interneiges, где соревновались команды из разных французских городов. Именно к этому знаменательному событию и была разработана эмблема станции – человечек-снежок в ярко-красной шапке. Его придумал Матье Дисс, дизайнер, художник и креативный директор рекламно-маркетингового агентства Havas (в настоящее время одного из крупнейших во Франции). В день прямого эфира зрителям бесплатно раздавались веселые головные уборы. Так Ля Плань получила прозвище «станция в красной шапке».

С тех пор человечки-снежки обитают на курорте буквально повсюду, а один из лучших ресторанов так и называется Le petit chaperon rouge («Красная шапочка»). И хотя поблизости расположено заведение Le loup blanc («Белый волк»), нет никаких сомнений, что здесь чествуют отнюдь не героиню сказки Шарля Перро, а творение Матье Дисса. Кстати, кроме отменной кухни, этот ресторан примечателен еще и старыми фотографиями, наглядно демонстриру­ющими те метаморфозы, которые произошли с Ля Планью за последние полвека. Усталые рабочие с вагонетками, мирно пасущиеся коровы – и вдруг мы уже видим щеголей в модных свитерах и джинсах, позирующих на фоне только что возведенного «Теплохода снегов».

Северная стена Bellecote

Новый этап в истории Ля Плани начался в 2003 году, когда курорт стал частью единого горнолыжного региона Paradiski, второго по величине не только во Франции, но и в мире. Объединение с соседним Лез Арком стало возможно благодаря Vanoise Express, самой большой в Европе канатной дороге. Двухъярусные гондолы с панорамным остеклением преодолевают почти два километра всего за четыре минуты и способны принять «на борт» до 200 человек.

Зона катания Paradiski – это 425 маркированных спусков и 144 подъемника, большая часть из которых располагается в Ля Плани. Эмиль Алле был абсолютно прав, когда с первого взгляда оценил возможности местных склонов. И сегодня они такие, как любил великий француз – широкие и идеально ровные, для максимально правильного катания, в полном соответствии с французской школой. Неслучайно именно здесь тренировался Жан-Люк Кретье, олимпийский чемпион Нагано-1998 в скоростном спуске. Слаломный стадион в Плань-центре (FIS-стандарт) назван в его честь, и два раза в неделю на нем организуются ночные катания.

Самая интересная и сложная зона для горнолыжных экспериментов располагается на леднике Bellecote (3417 метров). В ясную погоду его белоснежная шапка сверкает и искрится, в пасмурную и ветреную – извергает густые хлопья снега. Каждую минуту скоростной фуникулер поднимает на высоту 3150 метров десятки лыжников. Наиболее разумные и любознательные пересаживаются на креселку Glacier, чтобы потом спуститься по подготовленным трассам и заглянуть в рукотворный грот с ледяными скульптурами. Самые бесшабашные и продвинутые отправляются на подъемнике Traversee к гребню ледника. Те, кто по дороге испугается и передумает, могут вернуться назад по красной трассе La Combe. Но наибольшее удовольствие получат те, кто уйдет от Traversee направо, в девственно снежные кулуары с километровым перепадом высот, чтобы выкатиться потом к креселке Challete. Старенькая и медлительная, она даже не требует предъявления скипасса – и так понятно, что случайные люди сюда не забираются.

Самый же знаменитый фрирайдовый маршрут Ля Плани проходит по северным склонам Bellecote, развернутым «лицом» к Лез Арку. Долгий траверс, узкие кулу­ары с перепадом высот в два километра, широкие целинные поля и лесной спуск вдоль русла замерзшей горной речушки. Конечная остановка – уже совсем другой курорт Пейси-Валландри (также входящий в Paradiski). Оттуда надо проехать на автобусе до Vanoise Express и только на нем возвратиться назад в Ля Плань.

Туристы на бобах

Но покататься на «станции красной шапки» можно не только на лыжах, но и, например, в бобе, а также взобраться на снежную башню. В Шампани-ан-Вануаз, на самой границе национального парка, располагается единственный в Западной Европе ледяной скалодром: 22 метра в высоту и 26 маршрутов различной категории сложности. Любопытно, что он построен по образу и подобию аналогичного сооружения в Кировске.

Бобслейная трасса появилась в Ля Плани к Олимпиаде 1992 года. Те Игры вообще надо было бы назвать не альбервилльскими, а савойскими: соревнования по всем видам спорта, кроме фигурного катания и шорт-трека, проводились отнюдь не в официальной столице, а на расположенных поблизости курортах. Горнолыжники состязались в Валь-д’Изере, Тине, Ле Менуире и Мерибеле, прыгуны – в Куршевеле, равнинные лыжники и биатлонисты – в Ле Сези, керлингисты – в Пралоньян-ля-Вануаз, хоккеисты – в Мерибеле. Ля Плани достались бобслей и скелетон. Почему именно эти дисциплины? Все дело в том, что скоростной спуск на санях всегда считался любимым местным развлечением и еще в 1967 году на курорте состоялся чемпи­онат Франции по бобслею.

Олимпийскую трассу строили три года, и сегодня это одно из лучших сооружений в своем классе. Убедиться может каждый желающий: на треке активно катают туристов. Спуск в одноместном бобе (Mono-bob) со скоростью 90 км/ч обойдется в 103 евро, полет вниз на профессиональном болиде (Taxi-bob), управляемом пилотом и способном разгоняться до 110 км/ч, будет стоить 108 евро. Самый недорогой вариант (38 евро с человека) – веселые покатушки вчетвером на Bob-raft, несущемся по ледяному желобу со скоростью 80 км/ч.

Туристы – это, конечно, хорошо, но сегодня трасса в Ля Плани опять ждет своего олимпийского часа. Французский Аннеси, столица Верхней Савойи, претендует на проведение Олимпиады-2018. И уже опробованный бобслейный трек – один из главных козырей французов в борьбе с немецким Мюнхеном и южнокорейским Пхенчханом. Придут ли вновь главные старты четырехлетия в Ля Плань, мы узнаем относительно скоро – в июле 2011 года.


Во французские Альпы – самолетами Swiss

Удивительно, но вблизи главных французских альпийских горнолыжных курортов нет ни одного крупного аэропорта. Конечно, таковой имеется в столице региона – Лионе, однако до него почти 200 километров, да и авиакомпании не слишком жалуют это счет, их пропускная способность крайне мала, да и летают туда в основном чартеры и бюджетные авиаперевозчики.

По сути, самый удобный вариант добраться до Ля Плани и других горнолыжных станций – через Женеву. Неслучайно до 15 декабря 2008 года, когда Швейцария присоединилась к Шенгенскому соглашению, в Geneva International Airport существовал специальный «французский коридор», позволявший туристам приземляться и выезжать на территорию Франции, не имея швейцарской визы. Сегодня Женевский аэропорт разделен на французский и швейцарский секторы скорее по привычке, никакого практического смысла это уже не имеет.

Ежедневные прямые рейсы из Москвы в Geneva International Airport осуществляют две авиакомпании: «Аэрофлот» и SWISS.

До французских курортов из Geneva International Airport можно добраться как на такси, так и на рейсовых автобусах по гораздо более приятной цене.


Ля Плань

Расположен на высоте 1250–2100 метров над уровнем моря
Входит в зону катания Paradiski

Сезон: с декабря по апрель
Общая протяженность трасс курорта: 225 км
Общая протяженность трасс зоны Paradiski: 425 км
Перепад высот: 1250–3250 м
Количество подъемников: 144

Партнеры журнала: