Кинохроника восхождений

Большой спорт №1-2 (22) зима 2008
Что может быть более захватывающим, чем отважная борьба человека с безжалостной природой – холодом, мраком, высотой, бездной?

Что может быть более захватывающим, чем отважная борьба человека с безжалостной природой – холодом, мраком, высотой, бездной? Возможно, именно поэтому альпинистские сюжеты пользуются популярностью у сценаристов и режиссеров. BOLSHOI sport особенно рекомендует восемь «горных» фильмов.

«Голубой свет»
Режиссер: Лени Рифеншталь, 1932

До того как стать режиссером, Лени Рифеншталь уже была примой популярных в Германии 1930-х годов картин. Своим режиссерским дебютом она словно предсказала собственную судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы – в картине их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. В «Голубом свете» все говорит о непримиримости жизни и поэзии. Действие происходит в непроходимых Альпах, актеры лазают по горам без дублеров и страховки, в массовке – реальные деревенские жители.

«Вертикаль»
Режиссеры: Станислав Говорухин, Борис Дуров, 1967

Один из самых культовых фильмов советского кинематографа рассказывает о штурме непокоренной кавказской вершины – пика Ор-Тау. Это не просто проникновенная и захватывающая киноистория, но и своего рода «диагноз» поколения, для которого «горная болезнь» стала мировоззренческим и политическим вызовом. Путешественник, геолог, альпинист – вот главные герои 1960-х, бесстрашные небожители, бегущие из суетной и лживой повседневности в свой особый «верхний» мир, где есть место дружбе, любви и подвигу. С точки зрения создателей ленты, жить стоит лишь такой возвышенной жизнью, которую благодаря своим песням, неординарному облику и даже фамилии олицетворял Владимир Высоцкий, сыгравший в «Вертикали» одну из главных ролей.

«Белый взрыв»
Режиссер: Станислав Говорухин, 1969

Сегодня этот фильм почти забыт. Между тем в ряду произведений советского кинематографа он занимает особое место. Состав съемочной группы можно по праву назвать выдающимся: режиссер Станислав Говорухин, сценарист Эдуард Володарский, композитор Софья Губайдуллина, актеры Сергей Никоненко, Людмила Гурченко, Армен Джигарханян. Действие разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Снайперы из немецкой дивизии «Эдельвейс» захватывают важную позицию возле перевала, и группа солдат-альпинистов решает подняться наверх и подорвать шапку снега, чтобы лавина смела фашистов. Сделанный без каких-либо компьютерных эффектов, «Белый взрыв» – прекрасный образец настоящего альпинистского кино. Это очень напряженная и мастерски снятая картина, в которой присутствуют и драматизм военного времени, и образы героев-одиночек в духе Эрнеста Хемингуэя.

«Отель “У погибшего альпиниста”»
Режиссер: Григорий Кроманов, 1979

Конечно, эта лента имеет мало общего с традиционным альпинистским кино, но все-таки имеет право быть в нашем списке. «У погибшего альпиниста» – так называется отель, куда приезжает по срочному вызову инспектор полиции. Слово «альпинист» братья Стругацкие, по повести которых снят фильм, использовали не случайно. В конце 1970-х, в эпоху безвременья и застоя, герои-первопроходцы стали, по сути, инопланетянами – теми самыми, которые, по сюжету, спускаются на Землю. Отрезанным от мира лавиной постояльцам отеля предстоит узнать, кто из них человек, а кто – призрак. Совершенно особый колорит в картину вносят прибалтийские актеры, холодные и загадочные. Великолепная музыка и фантастические пейзажи усиливают ощущение тоски, пустоты, беззащитности. В финале смерть пришельцев воспринимается как потеря близких существ и заставляет задуматься: а способны ли мы вообще по-настоящему понять друг друга?

«Скалолаз»
Режиссер: Ренни Харлин, 1993

За роль в этом фильме Сильвестр Сталонне был номинирован на премию «Оскар». Видимо, американских киноакадемиков поразили сложнейшие трюки, которые на головокружительной высоте выполнял Великий Слай, в очередной раз с блеском сдавший экзамен на титул супермена. Важная деталь: спасать друзей и бороться с врагами-террористами героя Сталонне заставляет не что иное, как чувство вины. «А все ли я сделал для того, чтобы спасти напарника?» – многие альпинисты хотя бы раз в жизни вынуждены были задать себе этот мучительный вопрос.

«Семь лет в Тибете»
Режиссер Жан-Жак Анно, 1997

Это совершенно реальная история, которая произошла с австрийским альпинистом Генрихом Харрером, решившим в 1939 году покорить одну из сложнейших вершин Гималаев Нанга-Парабат. Но судьба распорядилась иначе: вместо небес он попал в преисподнюю – лагерь для военнопленных. Затем последовал побег и двухлетний переход через Гималаи к таинственному городу Лхасе. Режиссер фильма Жан-Жак Анно заранее отправил съемочную группу в Тибет и тайно наблюдал за актерами через объектив кинокамеры. В итоге в картину вошло около двадцати минут материала, снятого без ведома актеров, в котором даже просветленный Брэд Питт ни о чем не догадывается.

«Прикасаясь к пустоте»
Режиссер: Кевин Макдональд, 2003

Два британских альпиниста при прохождении западной стены Сеула Гранде попадают в патовую ситуацию: связанные одной веревкой, они застревают по разные стороны скалы. В конце концов один из них не выдерживает и перерезает шнур. Пожалуй, из всех вышедших за последние годы альпинистских фильмов именно творение Кевина Макдональда стоит признать лучшим. Это удивительное визуальное пособие по мужеству, дружбе и воле к жизни. Картина сделана в документальной манере, и игра актеров дополняется интервью с непосредственными участниками этой потрясающей истории – Джо Симпсоном и Саймоном Йейтсом. Сюжет настолько захватывает, что иногда кажется, будто все происходящее на экране абсолютно реально. И невольно хочется задать вопрос: кто же снимал все это, если на горе только двое?

«Вертикальный предел»
Режиссер: Мартин Кэмпбелл, 2000

Незаменимое пособие для будущих покорителей самой опасной вершины планеты. Группа альпинистов оказывается в ледяной ловушке в расщелине у К2, второй вершине мира после Эвереста. Жить остается считаные часы. Вызволить их попытаются шестеро отчаянных смельчаков. Но для этого им придется опередить свою главную соперницу – смерть, которая уже спешит навстречу. Изумительные горные пейзажи, потрясающие спецэффекты, трюки без дублеров, рискованные съемки с участием Криса О`Доннела и Билла Пэкстона – лучший подарок экстремалам от знаменитой голливудской студии Columbia Tristar.

Партнеры журнала: