Как новый кроссовер Volvo XC60 вступил на скользкую дорожку

№4(121)_2018
Текст: Анна Гелик
Рожденный на Севере, в шведском Гетеборге, кроссовер Volvo XC60 отлично чувствует себя в самых сложных климатических условиях. Чтобы удостовериться в этом, мы отправились далеко-далеко за полярный круг – в финскую Лапландию на тест-драйв автомобиля на полигоне Nokian «Белый ад».

В своем замечательном романе «Смилла и ее чувство снега» датский писатель Питер Хег рассказал нам, насколько разным может быть снег и лед. Живущие в его бесконечно белом плену эскимосы (а героиня романа Смилла Ясперсен наполовину датчанка, наполовину эскимоска) имеют в языке до 200 слов для описания снега: мягко падающий, мягко лежащий на поверхности, удобный для езды на нартах, снег как ледяная крошка, снег как ледяное сало, блинчатый или в виде порошка. У саамов из Лапландии снежный словарный запас столь же богат и разнообразен. Во время тест-драйва нового Volvo XC60 на заснеженных лапландских дорогах и, главное, на полигоне White Hell, трассы которого отличаются разным ледовым покрытием, мы, пожалуй, хотя бы чуть-чуть, но научились его понимать.

Дед всей земли и его китайские внуки
В царстве снега Лапландии, занимающей треть Финляндии (по площади, кстати, она равна Португалии), темно два месяца в году, а холодно почти постоянно. Но с каждым годом туристов сюда приезжает все больше. Особенно из Азии. Увидеть вывески на китайском, попросить на этом языке меню в ресторане сегодня можно не только в столице Лапландии Рованиеми, но и в очень удаленных и маленьких лапландских деревушках. Падкие на героев западной массовой культуры китайцы стремятся за полярный круг, чтобы повстречаться с Санта-Клаусом, а после визита в его деревню в столице Лапландии Рованиеми готовы неделями охотиться за северным сиянием. Причем делают они это отнюдь не ради чисто праздного интереса.

Согласно китайским и японским поверьям, если зачать ребенка при свете Aurora Borealis, то обязательно родится мальчик и в жизни ему всегда будет сопутствовать удача. Зачатие, как и северное сияние, – дело непредсказуемое, поэтому туристы из Азии, как правило, наведываются в Лапландию на несколько дней, чтобы наверняка все успеть и увидеть. И селятся они в самых роскошных здешних апартаментах – стеклянных иглу-отелях с прозрачной крышей, которые позволяют любоваться свечением небес, не вставая с кровати. 2016 год стал рекордным для Финляндии по количеству китайских туристов – страну посетили 157 980 человек, что на 30% превысило показатель 2015-го. Правда, статистика молчит, сколько же китайских туристок покинули Лапландию в интересном положении и действительно ли девять месяцев спустя у них родились сыновья.

А вот британцы (это вторая по численности категория лапландских туристов), французы, другие европейцы и, конечно, русские приезжают за Полярный круг прежде всего ради встречи с Санта-Клаусом. В маленьком аэропорту Рованиеми какого только иностранного языка не услышишь. Отсюда началось и наше путешествие к White Hell – «Белому аду», тестовому полигону компании Nokian, где нам предстояло почувствовать самый разный снег и лед под колесами Volvo XC60. Но сначала, как и все прибывающие в столицу Лапландии туристы, мы отправились на встречу с Дедом Морозом.

На самом деле финны верят, что Йоулупукки, как называют они рождественского деда, живет на сопке Корватунтури на границе с Россией, однако рабочую резиденцию ему предусмотрительно возвели в столице своей Лапландии. Первым туристом, побывавшим здесь еще в 1950 году, была Элеонора Рузвельт, жена президента США Франклина Рузвельта, – в ее честь сегодня здесь построена хижина, хотя полноценная туристическая история началась в Рованиеми с 1985 года, когда город объявили официальной резиденцией Санта-Клауса. Попасть на прием к бородатому Деду сегодня можно круглогодично, с 10 утра до пяти вечера, правда, в высокий предрождественский сезон придется отстоять очередь. Визит к нему бесплатный, но за возможность сделать фотографию придется платить – от 25 до 40 евро. Потрогать Санту за бороду, посидеть у него на коленях – все это совсем не запрещается. Если народу не слишком много, Дед даже будет рад с вами поболтать, благо он способен сделать это на нескольких языках, включая русский. Хотя опрошенные в резиденции Санты эльфы жаловались, что с китайским языком у них и у Деда периодически возникают проблемы. Но, с другой стороны, туристы из Поднебесной не слишком-то и разговорчивы. Кстати, на подступах к залу, где на деревянном троне восседает рождественский дух, все стены увешаны фотографиями знаменитостей, посетивших Деда. Среди них на почетном месте два политика высокого уровня – наш Сергей Лавров с невероятно счастливым выражением лица и председатель КНР Си Цзиньпин, посетивший Лапландию в 2010 году. Считается, что именно после его визита это северное направление стало популярным у туристов материкового Китая, Гонконга, Тайваня, а также Сингапура и Малайзии. Вот что значит правильный прием высшего должностного лица.

Помимо бородатого Деда, в Santa Claus Village имеется еще одна знаковая достопримечательность – географическая линия полярного круга, якобы проходящая через деревню. Сделать селфи на ее фоне – обязательная часть местной туристической программы (тем более что эта опция тут бесплатна). Хотя на самом деле полярный круг находится немного в другом месте и вообще со временем меняет свое местоположение. Но кто же в деревне Деда Мороза будет требовать правды и возмущаться выдумкам?

Волшебник на зимней дороге
Расстояние от Рованиеми до Саарисельки почти 300 км. Это самый северный курорт Европы, все развлечения здесь так или иначе связаны со снегом: горные лыжи (11 склонов с перепадом высот 180 м), беговые лыжи (целых 200 км трасс), сафари на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках, ночевки в иглу, построенных изо льда и снега. Сами финны любят приезжать в Саарисельку и вообще в Лапландию ради «перезагрузки» – белое безмолвие бескрайних просторов отлично перегружает мозги. Удивительный лапландский свет, мягкий, приглушенный, когда все кажется прозрачным, словно запечатленным на пленку сине-белого немого фильма, дарит спокойствие и наполняет безмятежностью.

Вот и проехать 300 км на Volvo XC60 до Саарисельки совсем не сложно. Напротив, по пути ты в прямом смысле отдыхаешь, внутренне успокаиваешься под мягким светом. Как и во всех последних моделях Vovlo, внутри кроссовера очень светло – шведы любят сравнивать салоны своих автомобилей со скандинавской гостиной: такой же воздушной (за счет панорамной крыши и преимущественно светлых тонов в отделке), удобной (благодаря правильной организации пространства), лаконичной (без нагромождения кнопок и переключателей) и пышущей благополучием (из-за натуральных материалов в отделке). Зимний лапландский свет делает дорогу сказочной, наполняет все вокруг, в том числе и автомобиль, волшебством.

Впрочем, у шведов в принципе получилось сделать новый кроссовер волшебно красивым – спортивным, поджарым и весьма сексуальным, но при этом без ярко выраженной агрессии (все-таки Volvo привыкли покупать семейные люди). Передняя оптика примерила на себя знаменитый «молот Тора» – T-образные светодиодные ходовые огни, свет которых узнаваем издалека. Как и внедорожник XC90, кроссовер XC60 собирается в Гетеборге, а не в Брюсселе, который был местом рождения первого поколения, и новинка делит вместе с 90-й масштабируемую модульную платформу SPA. Это наделило две модели несколькими общими деталями, в первую очередь силовыми агрегатами, шасси, электроникой и интерьером, вдохновленным, как уже было сказано, светлой шведской гостиной. Но в чем-то XC60 превосходит своего старшего, более брутального брата, – на кроссовере еще более усовершенствованными стали системы превентивной безопасности, которые шведский концерн постоянно улучшает, стремясь к 2020 году полностью исключить травмирование людей на своих автомобилях. Так, новый Volvo умеет автоматически тормозить перед неожиданно возникшим препятствием или пешеходом, самостоятельно способен уйти от помехи в «слепой» зоне при попытке перестроения, вернуться в полосу при опасном смещении в сторону встречного авто и при объезде препятствия помогает водителю подруливанием. Показательно, что технология City Safety устанавливается на новинке уже в базовой комплектации. Впрочем, испытать ее в Лапландии нам не удалось – дороги здесь почти пустынны. И абсолютно идеальны, хотя и не в нашем понимании этого слова. Самое удивительное для водителя из России, что трассы тут особо не чистят.

На дорогах в заснеженной Финляндии снимают только верхний рыхлый слой, просто утрамбовывая оставшийся снег. Оказывается, ехать по такому снежному насту довольно комфортно, никакой соли, песка или химических реагентов, правда, иногда все-таки встречается гранитная крошка. Но скользко. Поэтому резвиться на дорогах не принято, хотя мы и заставляли свой Volvo с 249-сильным бензиновым мотором версии Т5 резко срываться до 100 км/ч за 6,8 секунды, тем самым нарушая царящее на дорогах спокойствие. Но только чуть-чуть. От водителей в Финляндии по определению требуется быть сознательными и бдительными. По обочинам стоят термометры, показывающие температуру воздуха и дорожного покрытия. Если температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше, имеется опасность образования так называемого черного льда – опасной ледяной корки, в таком случае водители должны снижать скорость сами, без дополнительных знаков. Но нам повезло – во время нашего путешествия за полярный круг температура стояла комфортная – минус 17 градусов по Цельсию.
На снежной лапландской дороге Volvo XC60 так и норовит порулить за тебя сам. Система полуавтономного вождения Pilot Assist на скорости до 130 км/ч (а это как раз максимальное ограничение скорости на финских дорогах) превращается почти в автопилот – машина сама держится по центру полосы и поддерживает дистанцию до попутного автомобиля. Но бдительная система все-таки не позволяет водителю окончательно расслабиться, например, убрать руки с руля, и отключается, если вдруг вы попытаетесь это сделать.

Volvo вообще постоянно вступает со своим водителем в диалог, причем в самом буквальном смысле этого слова. Все функции управления автомобилем, навигация и развлекательные приложения выведены на центральный дисплей с сенсорным экраном. Можно по старинке тыкать в него пальцами, а можно давать команду громким настойчивым голосом. Зажимаешь клавишу на руле и приказываешь автомобилю. «Электронная женщина» (а именно женский голос установлен в качестве базового), конечно, не всегда сообразительна с первого раза, но и абстрактные формулировки понимает: во всяком случае, на команду «мне жарко» или «мне холодно» реагирует правильно – снижает или поднимает температуру в салоне на один градус. Кроме как о погоде, с 60-м можно поговорить о навигации (отдать приказ проложить маршрут), об упорядочивании информации в телефоне (попросить добавить в записную книжку абонента) и музыке (включить радио, сменить трек). На кроссовере также доступна и система Volvo On Call – абонентская услуга поддержки владельцев Volvo, предоставляемая бесплатно на время гарантийного обслуживания. Она позволяет круглосуточно связаться с оператором, задать ему любой вопрос по автомобилю или попросить помощи, если, например, у вас закончился бензин или спустилось колесо. Так что даже за полярным кругом, посередине «лапландского нигде», вы не будете чувствовать себя в Volvo одиноким.

Пляски на льду в «Белом аду»
Основная масса туристов прибывает в Саарисельку ради северного сияния, 200-километровой зоны катания на беговых лыжах и нетронутой дикой природы Национального парка имени Урхо Кекконена. Мы же преодолели 300 км ради «Белого ада» – тренировочного полигона компании Nokian, где на 700 гектарах с ноября по май проходят испытания продукции финского шинного производителя. За прошлый сезон экстремальным тестам здесь подвергли около 24 тыс. зимних шин.

Именно на полигоне Nokian ты понимаешь, как правы саамы, называя разные виды льда разными именами. Гладкий, шершавый или заснеженный – разница между ними колоссальная. Первый – самый опасный, когда рядовому водителю жизненно необходимы помощники: система динамической стабилизации и контроля тяги DSTC и хорошая резина – у Nokian это шины Nokian Hakkapeliitta 9 с двумя видами шипов в центральной и плечевой зонах, которые борются с разными видами скольжения (продольным и поперечным соответственно). Во время покатушек на гладком льду лучше заранее вынуть все предметы из передних карманов верхней одежды – при каждом вираже Volvo будет крепко сжимать вас ремнем безопасности, тем самым, кстати, как бы приободряя и вселяя уверенность, что ничего плохого в машине с вами не случится. На тестовом полигоне, когда нет никаких внешних препятствий, покатушки действительно безопасны, даже если вы полностью потеряете контроль над автомобилем.

Шершавый и снежный лед уже позволяет чувствовать себя хозяином положения. Для такого льда у Nokian припасены особые шины – Hakkapeliitta R3 с технологией Cryo Crystal 3, когда микроскопические кристаллы работают как встроенные шипы. И крутиться в поворотах в Volvo совсем не страшно. Солидный кроссовер оказывается вполне себе «хулиганским» и драйвовым. Но риски и драйв здесь контролируемы, без какого-либо вреда для здоровья. Признанный Euro NCAP самым безопасным автомобилем 2017 года кроссовер XC60 не даст пропасть вам на скользкой дорожке и вырулит даже из белого снежного ада.

Досье / Volvo XC60
Двигатель: бензиновый, 2.0
Мощность: 249 л. с.
Коробка передач: 8-ступенчатая автоматическая
Тип привода: полный
Максимальная скорость: 220 км/ч
Разгон 0–100 км/ч: 6,8 с