Исторический шанс

Большой спорт №5 (33) Май 2009
Дмитрий Маслов
Сборные СССР и России ни разу не выступали в финальных турнирах Кубка мира по регби, однако сегодня национальная команда как никогда близка к тому, чтобы квалифицироваться на самый престижный турнир по этому виду спорта.

Сборные СССР и России ни разу не выступали в финальных турнирах Кубка мира по регби, однако сегодня национальная команда как никогда близка к тому, чтобы квалифицироваться на самый престижный турнир по этому виду спорта. И даже обидное поражение от принципиальных соперников – сборной Грузии – не слишком отразилось на шансах команды Николая Неруша в борьбе за одно из двух первых мест в отборочном турнире. Ведь другие конкуренты России – португальцы и румыны – были безжалостно повержены в гостях.

Неславное прошлое

Сборная СССР по регби, правопреемницей которой считается российская национальная команда, не входила в число сильнейших в мире, что, впрочем, неудивительно: игра, название которой не имеет эквивалента в русском языке, никогда не пользовалась в Советском Союзе благосклонностью властей. Более того, в период с 1949 по 1957 год этот вид спорта находился под официальным запретом. По легенде, Сталин спросил, как переводится слово «регби», и, узнав, что русского названия у игры нет, постановил: «Такой спорт нам не нужен».

Несмотря на то что при Хрущеве регби было реабилитировано, розыгрыш первенства страны возобновился лишь в 1966-м, а свой первый матч сборная СССР провела и вовсе в 1975-м. Впрочем, уровень мастерства советских регбистов тем не менее неуклонно возрастал, что не осталось незамеченным Международным советом регби (IRB) – в середине 1980-х сборная СССР получила приглашение принять участие в розыгрыше первого в истории Кубка мира 1987 года. Однако в Австралию и Новую Зеландию, где состоялся турнир, команда не поехала: руководство страны решило отказаться от участия ввиду того, что в состав IRB входила ЮАР, проводившая тогда политику апартеида. Кстати, в дальнейшем эта африканская страна не была допущена к участию в соревновании по той же причине. Но во второй раз сборную СССР звать на Кубок мира уже не стали. А начиная с 1991 года систему приглашений национальных команд частично заменили квалификацией, пробиться сквозь сито которой советской, а в дальнейшем и российской сборной всякий раз оказывалось не под силу.

Не помогла даже натурализация трех южноафриканских регбистов – Вернера Питерса, Йохана Хендрикса и Ренье Волшенка. Впрочем, «не помогла» – это мягко сказано. Засомневавшиеся в наличии русских предков у этих спортсменов соперники россиян обратились в IRB с просьбой провести расследование, итогом которого стало отстранение отечественной команды от участия в отборочном турнире Кубка мира 2003 года. Тренировал ее в те времена еще один африканец – Джеймс Штоффберг, ставший первым иностранцем, возглавившим российскую сборную по игровому виду спорта. Несмотря на то что Штоффберг откровенно «подставил» руководство Союза регбистов России (СРР), оно вновь сделало ставку на представителя ЮАР – в квалификации Кубка мира 2007 года главным тренером сборной стал Бликис Грюневальд. Под его началом россияне финишировали четвертыми в двухкруговом турнире Кубка европейских наций, однако затем обыграли в стыковых матчах украинцев. Оставалось справиться со сборными Италии и Португалии, но здесь команду Грюневальда ждало разочарование – два поражения, причем домашнее от итальянцев со счетом 7:67 стало крупнейшим в истории российской команды. Амбициозное руководство СРР уволило Грюневальда как не выполнившего задачу, назначив на его место француза Клода Сореля, под началом которого сборная Грузии пробилась в финальный турнир Кубка мира 2003 года.

Объективные проблемы

Здесь будет уместным отступить от хронологии и поговорить о том, с каким «материалом» приходится работать тренерам сборной России. Во времена СССР значительную роль в национальной команде играли грузинские регбисты. Что объясняет, почему именно сборная Грузии в итоге оказалась серьезнейшим и, надо признать, более удачливым соперником россиян в борьбе за путевки на Кубок мира.

В самой же России в минувшем десятилетии развитию регби существенного внимания не уделялось. Да и сегодня, несмотря на значительные подвижки и создание в 2005 году профессиональной регбийной лиги, в чемпионате страны за медали реально борются лишь четыре команды, составленные преимущественно из россиян и легионеров из стран бывшего СССР. Впрочем, скорее, не борются, а боролись – серебряный призер чемпионата страны московская «Слава» испытывает серьезные финансовые затруднения и уже лишилась многих ведущих игроков. Так что на три комплекта медалей в национальном чемпионате реально претендуют лишь три команды – «ВВА-Подмосковье» из Монино и красноярские «Енисей-СТМ» и «Красный Яр». Как признаются спортсмены, в частности капитан сборной России Владислав Коршунов, в подобных условиях находить мотивацию очень сложно, а самим игрокам, прежде всего не входящим в сборную, не хватает игровой практики с по-настоящему сильными соперниками.

В недостаточно напряженном внутреннем первенстве кроются корни еще одной проблемы, которую в разговоре с корреспондентом «Большого спорта» поднял президент Союза регбистов России Вячеслав Копьев: «Пока спортивная подготовка наших игроков оставляет желать лучшего – в частности, наша “схватка” весит меньше, чем у соперников, не хватает мышечной массы и атлетизма». В подобных условиях росту мастерства может способствовать отъ­езд ведущих российских регбистов в сильные зарубежные клубы, однако на данный момент лишь три игрока сборной России стали легионерами: Кирилл Кулемин выступает за Castres Olympique, Андрей Остриков – за Agen, а Василий Артемьев – за университет Дублина. Двум последним в июле исполнится по 22 года, так что перспективная молодежь в России есть. Между прочим, в той же Грузии национальное первенство слабее российского, однако на силе национальной команды этот факт почти не сказывается – большинство игроков выступают в зарубежных чемпионатах, преимущественно во французском.

Но вернемся к делам сборной России. Под руководством Клода Сореля она неудачно выступила на чемпионате Европы-2008 по регби-7, заняв девятое место, а в августе 2008-го французский наставник был отправлен в отставку. «Это тренер высочайшего класса, но нужно сказать, что остался какой-то барьер между ним и игроками. Он не смог создать команду-победителя, как сделал, например, Гус Хиддинк в футболе» – так в разговоре с корреспондентом «Большого спорта» объяснил расставание с Сорелем Вячеслав Копьев. Владислав Коршунов в своем интернет-дневнике был менее деликатен: «Я этого давно ждал. Мне рассказывали, что напоследок в Интернете он всех облил грязью. Нормальный, взрослый человек так делать не должен… Русские у него и расисты, и лентяи. Пусть за собой следит. У Сореля нет уважения к игрокам. Как можно?! Ты работал в другой стране. Да, ему что-то у нас не нравится, нам, в свою очередь, что-то не нравится в нем. Но мы никогда его не обсуждали в прессе… Я, если честно, за возвращение Бликиса Грюневальда. Он бы нас за четыре года поднял», – резюмировал Коршунов.

Дорога в Новую Зеландию

Впрочем, у руководства Союза регбистов России на этот счет оказалось другое мнение – пост главного тренера национальной сборной занял наставник ее базовой команды «ВВА-Подмосковье» Николай Неруш, который сегодня по-прежнему совмещает посты, несмотря на первоначальное требование СРР уйти из клуба. Как отметил Коршунов, с приходом Неруша «на людей не давят, как это делал Сорель. И атмосфера в команде стала свободнее».

Именно под руководством Николая Неруша в феврале 2009-го сборная одержала две победы, которые, будем надеяться, станут ключевыми в борьбе за путевку в финальный раунд Кубка мира 2011 года в Новой Зеландии, – в гостях были повержены Португалия (18:14) и Румыния (28:19). Причем если одной из причин победы над румынами можно назвать проблемы соперника, недосчитавшегося нескольких выступающих в зарубежных клубах ключевых игроков, то матч с пиренейцами стал объективно лучшим для россиян за последние годы. Особенно его начало. Уже к 29-й минуте гости выигрывали со счетом 15:0. «Во втором тайме мы немного расслабились, стали играть на удержание счета, пропустили попытку и потеряли нить встречи», – констатировал Кирилл Кулемин. Концовка матча с румынами также сложилась для россиян не лучшим образом, и Николай Неруш признал: «У наших ребят пока просто нет практики игры на таком уровне, с запредельной концентрацией на протяжении всех 90 минут игры. У румын – есть, они только в Challenge Cup играют по несколько таких поединков с сильнейшими командами».

На недостаток опыта участия в решающих матчах главный тренер россиян жаловался и после прошедшего в Мариуполе «домашнего» матча с командой Грузии, который, в отличие от двух предыдущих, закончился не в нашу пользу. Поддержива­емые несколькими тысячами болельщиков, большую часть которых составили представители грузинской диаспоры на Украине, номинальные гости уступали в счете только в самом начале поединка (0:3), а затем захватили инициативу и удерживали ее до конца матча. Лишь при счете 21:24 у россиян забрезжила надежда на успех: Юрий Кушнарев получил право на реализацию. Но не забил. В свою очередь, Иракли Мачханели совершил попытку, обеспечив своей команде победу – 29:21.

По всем известным политическим причинам ответный матч также пройдет на нейтральной территории – во Франции, что повышает шансы россиян на успех (все же в Грузии пришлось бы куда тяжелее). Однако надо признать, что не это суперпринципиальное противостояние (выиграть у грузин сборная России не может в течение последних шестнадцати лет) станет решающим в борьбе за место в финальной стадии Кубка мира. Для того чтобы войти в историю, команде Николая Неруша надо победить в родных стенах португальцев и румын, а для этого не нужно, как говорится, прыгать выше головы. Достаточно сыграть в полную силу.