Евгений Коротышкин – о Токио-2020 и необходимости изменения сроков отбора в сборную России

№4(146)_2021
Текст: Дмитрий Маслов Фото: Mary Nenna, @marynennaa
В Токио-2020 российские пловцы впервые после 25-летнего перерыва завоевали золотую медаль: автором исторического прорыва стал Евгений Рылов, первенствовавший в соревнованиях «спинистов» на 100 и 200 метров. Об успехе Евгения и выступлении других россиян на Играх, а также об общей ситуации в российском плавании мы поговорили с призером Лондона-2012, главой Федерации плавания города Москвы Евгением Коротышкиным.

Каковы ваши впечатления от Игр в Токио?


Меня пригласили комментировать плавание на «Матч ТВ», попробовал себя в новой профессии. Ощутил, насколько комментаторское искусство должно быть сопряжено с актерским мастерством. Работая в системе Москомспорта и возглавляя Федерацию плавания Москвы, я стал более сдержанным в эмоциях. И тот факт, что комментатор должен передавать накал соревнований, мгновенно реагировать на изменения результатов, для меня оказался открытием. Когда спортсмен выигрывает, важно передать его настрой, фокусироваться на целях и задачах.


Игры проводились в необычных для спортсменов, тренеров и болельщиков условиях. Вставать в три утра, чтобы посмотреть прямую трансляцию, а после переживаний ехать на работу – это непросто. Отстранения из-за положительных тестов на коронавирус, другой часовой пояс – эти факторы серьезно сказались на результатах. Так что Игры в Токио я считаю одними из самых непредсказуемых в истории.

 

Вы оценили выступление российских пловцов в Токио на четверку. На чем основывается эта оценка?


Лидеры команды выступили здорово, завоевав медали. Но есть и другие, те, кто не смог улучшить свои результаты. Учитывая тот факт, что предыдущее российское золото пловцов было завоевано 25 лет назад, результат в целом хороший. Но я уверен, что он был бы еще лучше, проводись отбор в команду за месяц до старта Игр, а не весной.


Есть система подводки спортсмена к соревнованиям, которая варьируется в зависимости от длины дистанции. Стайерам необходимо поддерживать свою функциональную выносливость с помощью проплывания длинных отрезков. Интенсивность тренировок должна поддерживаться вплоть до двух недель до главных стартов. Спринтеры же начинают «разгружаться» за шесть недель. Такая вариативность обусловлена физиологией. Спринтеры подходят к соревнованиям в состоянии «затаившейся бомбы» и «взрываются» в нужный момент. Поддержание больших объемов на тренировках перед стартом им не нужно, они это делают короткими взрывными отрезками, сохраняя скоростные качества.


Отбираться за три месяца до старта малоэффективно из-за того, что за один сезон сложно несколько раз выйти на пик формы. В России высокая конкуренция, и все вынуждены показывать на отборе максимальные результаты. Поэтому спортсмены «разгружаются» за шесть недель до отбора, чтобы продемонстрировать свою лучшую форму. Она держится около двух недель после отбора, после чего начинается новый цикл. Пловцы за три месяца просто не успевают пройти его вновь и показывают далеко не оптимальные результаты на Олимпиаде. Да и психологически два раза за сезон тяжело выводить себя на пик.

Если отбираться на главный старт за месяц, спортсмен не только удержит форму, но и улучшит ее с помощью простартовок, сумеет отточить свои специальные навыки. У пловцов есть поговорка: «Соревнования – лучшая тренировка. Она должна проводиться после отбора».

  

Дмитрий Губерниев высказал мысль, что некоторые тренеры специально подвели спортсменов в оптимальной форме к чемпи¬онату Европы, потому что там легче завоевать медали, получить звания и другие бонусы.


Мы возвращаемся к физиологии. Отбор на Игры проводился на чемпионате России, а чемпионат Европы прошел через две недели после него. То есть простартовка позволила спортсменам показать еще более высокие результаты, чем на чемпионате России. Главным квалификационным стартом для тренеров было именно первенство страны, именно по его итогам определяется, кто будет на ставке в Министерстве спорта.

 

До старта Игр в Токио сколько медалей вы ждали и от кого?


Были надежды на Евгения Рылова, другой вопрос – какого достоинства медаль. Уровень конкуренции запределен, поэтому планировать именно золотую награду опрометчиво. От Рылова ждал две личные награды и в эстафете. Равно как и от Климента Колесникова. Потенциально мог стать призером Антон Чупков, который был лидером мирового рейтинга среди брассистов на 200-метровой дистанции. Владимир Морозов имел возможность претендовать на медаль на 50-метровке кролем, потенциально медальными являлись кролевые эстафеты 4х100 и 4х200, а также комбинированная. Мартин Малютин демонстрировал хорошее время, был способен войти в призовую тройку. У девушек – Евгения Чикунова на 100 и 200 метров брассом. Верил и в Юлию Ефимову.

 

А в Илью Бородина, который не смог выступить из-за положительного ПЦР-теста?


Это перспективный молодой пловец, но особых ожиданий у меня не было: Илья – юниор, только перешел во взрослое плавание. При этом результаты в Токио-2020 показали, что Бородин мог быть реальным претендентом на медали.

 

Кто из российских спортсменов вас порадовал больше всего? Кто разочаровал?


Порадовали в первую очередь Рылов и Колесников. Говорить о тех, кто разочаровал, не хочу. Пловцы сами все знают, переживают и сделают работу над ошибками. Результат мог быть иным, если бы подготовка строилась по-другому.

 

Следующие Олимпийские игры через три года. Сборная России нуждается в обновлении?


По факту у нас останется та же команда, кроме людей, которые уже устали. Анастасия Фесикова стала мамой, ее сердце принадлежит в первую очередь семье. Антон Чупков заявил об окончании карьеры. Остальные, думаю, продолжат выступления до Парижа-2024. Команда достаточно молодая с огромным потенциалом. В столице Франции должно быть легче, это практически наш часовой пояс. Надеюсь, МОК не перенесет финалы на утреннюю часть. Они в первую очередь для спорт¬сменов, а не для американского телевидения. Думаю, к следующим Играм команда обновится на 15%, не более.

 

Вы возглавляете Московскую городскую федерацию плавания. Антон Чупков – москвич. Можете убедить его не завершать карьеру?


Спортсмены – не рабы, сами принимают решение. Мы общались с Антоном, договорились, что в ближайшее время он отдохнет, а затем вернемся к разговору. Когда ты с первым результатом попадаешь в финал, плывешь по четвертой дорожке, давление колоссальное, все ждут победы. Такая психологическая накачка может пагубно сказаться. В бытность спортсменом я предпочитал отобраться в финал с восьмым временем и плыть по крайней дорожке. Когда от тебя никто ничего не ждет, легче достигать своих целей.


Давление на Антона оказывать не собираюсь. Поддержу любое его решение. Уверен, что знания и опыт Чупкова должны передаваться детям, он будет задействован в организации московского плавания.

 

Министр спорта Олег Матыцин заявил, что в плавании можно рассмотреть приглашение иностранных специалистов в сборную России. Правда, не на должность главного тренера. Где нужно усиление?


Российские тренеры хорошо знают матчасть в виде дозирования нагрузки. Немного хромают подводка к основным стартам и мотивационная часть. Перед главными соревнованиями многие специалисты переживают стресс, равно как и спортсмены. Требуется в первую очередь психологическая подготовка, правильное определение отборочного периода. Что могут привнести иностранные тренеры? Опыт воспитания олимпийских чемпионов. На сегодняшний момент у нас только Андрей Шишин обладает таковым (вот и кандидатура на пост главного тренера сборной России, но это размышления вслух). В целом в России достаточно хороших тренеров, поэтому на данный момент я считаю приглашение иностранцев чем-то из разряда фантастики.

 

Вас радует тот факт, что в сборной много спортсменов из Москвы? Или это свидетельствует о слабости региональных школ?


В целом это огромная работа, которая была проведена за пять лет во главе Федерации плавания города Москвы. Выстроены процессы взаимодействия всей команды с тренерским штабом, обеспечения спортсменов всем необходимым для реализации наших общих целей. Решались вопросы преемственности кадров и судейского корпуса.  Но и необходимо брать в расчет количество обрабатываемой информации в столице. Во многих регионах действительно есть проблемы. По статистике, в России лишь около 12% населения имеют возможность регулярно посещать бассейн. Для того чтобы покрыть дефицит, надо построить более 56 тыс. бассейнов. В Москве ситуация намного лучше, но нет ни одного помещения, где можно проводить чемпионат России: сооружения не соответствуют нормативам по вместимости трибун.


На ремонте бассейн в ГЦОЛИФК. В планах реконструкция МОЦВС, где запланировано около 3000 зрительских мест на трибунах с 10-дорожечным бассейном длиной 52 метра с перемещающейся стенкой, чтобы можно было разбивать его на два 25-метровых. Также запланировано строительство бассейна в Мневниках, идет реконструкция «Олимпийского». За последнее время появились бассейны в Косине, «Лужниках», на севере города. Одна из задач городской федерации плавания – распределять спортсменов по городу в ожидании момента, когда будут введены в строй сооружения, на которых люди привыкли тренироваться.

 

Есть ли проблема с мотивацией детей для занятий спортивным плаванием?


У нас очереди желающих заниматься. Хорошо, что в России появился новый олимпийский чемпион. Многие дети хотят быть знаменитыми спортсменами, это решает вопросы финансового характера. К тому же плавание – один из наименее травматичных видов.

 

Одна из тем форума «Россия – спортивная держава» – «Развитие профессионального спорта в условиях сокращения его финансирования». Наблюдается ли сокращение финансирования в плавании?


Я слышал, что подобный период может наступить, но пока изменений нет. Мы проводим внутренние исследования, которые показывают, что дети зачастую пропускают тренировки именно по причине их бесплатности. Не ценят. Когда родители платят за занятия, количество посещений увеличивается. В теории начальная подготовка может осуществляться в платных группах, и по итогам отбора талантливые ребята будут переводиться в бесплатные. Но надо понимать, что не все семьи могут себе позволить платные занятия и мы будем упускать какое-то количество талантливых ребят.


Какая деятельность в области плавания вызывает у вас наибольший интерес?


Еще в бытность спортсменом я пытался сформировать собственную уникальную технику, подсматривая за работой сильнейших пловцов мира. И сейчас руководствуюсь тем же принципом: примечаю некоторые элементы и интегрирую их в свою работу. В течение года мы работали со Светланой Чимровой, для меня это был первый опыт подготовки спортсмена мирового уровня к топ-соревнованиям. Так что тренерскую работу я тоже попробовал. Чимрова заняла пятое место на 200-метровке баттерфляем, показала свое лучшее время за три года, в первый раз в карьере попала в финал Олимпийских игр. В настоящий момент мы приняли совместное решение со Светланой, что она должна дальше развиваться. Тренер спортсмена подобного уровня должен посещать сборы со сборной командой, выездные соревнования. А моя основная работа подобной возможности не дает. В новом олимпийском цикле Чимрова будет тренироваться с Никитой Луговкиным, который зарекомендовал себя в качестве лидирующего специалиста.